Надзорное производство в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:45, реферат

Описание

Предметом судебной деятельности являются сложные общественные отношения. Поэтому при самой совершенной процессуально-правовой регламентации судопроизводства полностью исключить ошибки в разрешении конкретных дел судом первой инстанции практически невозможно. Судебный надзор как самостоятельный процессуально-правовой институт появился в советское время и формировался, постепенно совершенствуясь, в результате взаимообусловленности следующих трех основных моментов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Возбуждение судебно-надзорного производства по гражданским делам………………………………………………………………………..5
Порядок подачи и содержание надзорной жалобы или представления прокурора…………………………………………………………………7
Процессуальный порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции…………………………………………………….10
Рассмотрение дела в порядке надзора и вынесение определения…….13
Полномочия суда надзорной инстанции………………………………15
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

надзорное пр-во.docx

— 33.55 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«ТЮМЕНСКЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
Институт права, экономики и управления

Специальность: «Таможенное дело» 
 
 
 

 

Реферат на тему: «Надзорное производство в гражданском процессе»

 

 

 

Преподаватель:

 Герасимова  Наталья Николаевна

Выполнил:

Студент 3 курса, гр. 25тд901

Шагина Т. А.

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2011

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

  1. Возбуждение судебно-надзорного производства по гражданским делам………………………………………………………………………..5
  2. Порядок подачи и содержание надзорной жалобы или представления прокурора…………………………………………………………………7
  3. Процессуальный порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции…………………………………………………….10
  4. Рассмотрение дела в порядке надзора и вынесение определения…….13
  5. Полномочия суда надзорной инстанции………………………………15

Заключение………………………………………………………………………17

Список  литературы…………………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее  время особую актуальность приобрели  проблемы надзорного производства.

Предметом судебной деятельности являются сложные общественные отношения. Поэтому при самой  совершенной процессуально-правовой регламентации судопроизводства полностью  исключить ошибки в разрешении конкретных дел судом первой инстанции практически  невозможно. Судебный надзор как самостоятельный  процессуально-правовой институт появился в советское время и формировался, постепенно совершенствуясь, в результате взаимообусловленности следующих  трех основных моментов.

Во-первых, провозглашенный  конституционным принцип законности обусловливал необходимость аннулирования таких актов правосудия, которые хотя и вступили в силу, но существенно противоречили закону. Во-вторых, в интересах сторон нельзя было предоставлять возможность бесконечного обжалования решений, тем самым снижать их стабильность, затягивать исполнение, неоднократно пересматривать только из-за того, что кто-либо из участников процесса с выводами суда не согласен (часто явно необоснованно). В-третьих, государство с самого начала одну из важнейших задач в области правового регулирования усматривало в том, чтобы продвинуться как можно дальше в усилении вмешательства его в частноправовые.

По действующему законодательству суд надзорной  инстанции проверяет правильность получения судом доказательств, порядок их исследования, распределение  бремени доказывания, соответствие доказательств принципу допустимости, осуществление судом оценки всех доказательств, представленных сторонами и исследованных в судебном заседании. В случае обнаружения нарушений норм процессуального права, связанных с неправильным определением предмета доказывания, обоснования решения недопустимыми доказательствами, представлением, собиранием, исследованием и оценкой доказательств, суд надзорной инстанции отменяет судебное постановление, если признает, что они привели или могли привести к неправильному разрешению дела.

Со времени  принятия Гражданского процессуального  кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) возникло множество теоретических  и практических проблем, являющихся предметом дискуссии в юридической  литературе. К таким затруднениям относится вопрос об определении момента возбуждения производства в суде надзорной инстанции. Отсутствие единого мнения по данной проблеме предопределяет различные подходы ученых в дефиниции этапов производства в суде надзорной инстанции.

Данные вопросы  имеют важное значение для науки  и практики, поскольку верное решение  позволит точно определить правовое положение лиц, обращающихся в суд  надзорной инстанции, что будет  способствовать достижению конституционных  задач гражданского судопроизводства и производства в суде надзорной  инстанции - правильное и своевременное  рассмотрение надзорных жалоб, представлений  прокурора и дел в целях  защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Вышеизложенное определяет актуальность, необходимость и своевременность исследования вопроса сущности и значения стадии производства в суде надзорной инстанции.

Задачей курсовой работы является изучение и раскрытие  понятий, связанных со стадией надзорного производства.

Цель исследования - анализ и исследование проблем, возникающих  в процессе рассмотрения гражданских  дел в суде надзорной инстанции.

При подготовке и написании курсовой работы были использованы учебники и учебные  пособия по курсу гражданского процессуального  права, научные статьи, монографии, комментарии к ГПК РФ, постановление  Пленума Верховного Суда РФ и судебная практика.

 

 

 

 

 

 

 

 

Возбуждение судебно-надзорного производства по гражданским делам 

Лица, имеющие право принести протест  в порядке надзора

Любое вступившее в законную силу судебное решение, определение, постановление может быть пересмотрено в порядке судебного надзора.

Перечень  и полномочия должностных лиц, имеющих  право возбуждать судебно-надзорное  производство, определены ст. 376 ГПК. Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы в порядке, установленном ГПК РФ, в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

Судебные  постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции  в течение года со дня их вступления в законную силу. Из ст. 376 ГПК прямо не вытекает, носит ли данный срок пресекательный характер и может ли он быть восстановлен. Косвенное указание содержится в ст. 380 ГПК, согласно которой пропуск срока обжалования судебного постановления в порядке надзора является основанием для возвращения надзорной жалобы ее заявителю. В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. №2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» при определении даты начала течения срока на подачу надзорной жалобы необходимо учитывать, что решения судов первой инстанции вступают в законную силу по правилам, установленным ст. 209 и 237 ГПК, а постановления судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанции вступают в законную силу со дня их вынесения (ст. 329, 335, 367, 375, 391 ГПК).

Право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в ст. 377 ГПК. В частности, с представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений судов в Российской Федерации вправе обращаться:

Генеральный прокурор РФ и его заместители - в  любой суд надзорной инстанции;

прокурор  республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного  округа, военного округа (флота) - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок подачи и содержание надзорной жалобы или представления прокурора

Надзорная жалоба или представление прокурора  подается непосредственно в суд  надзорной инстанции. Законом установлен круг судов и органов в них, осуществляющих полномочия по судебному  надзору. Согласно ст. 377 ГПК надзорная жалоба или представление прокурора подаются:

    1. на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные решения и определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;
    2. на кассационные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов - в президиум окружного (флотского) военного суда;
    3. на определения президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если жалобы на указанные решения и определения были оставлены без удовлетворения президиумами соответственно верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, - в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ;
    4. на определения президиумов окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном» Суде РФ; на кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если жалобы на указанные судебные постановления были оставлены без удовлетворения президиумом окружного (флотского) военного суда, - в Военную коллегию Верховного Суда РФ;
    5. на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции; на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ; на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке; на определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке, - в Президиум Верховного Суда РФ.

Согласно  ст. 378 ГПК они должны содержать:

    1. наименование суда, в который они адресуются;
    2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
    3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
    4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
    5. указание на решение, определение суда, которые обжалуются;
    6. указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона;
    7. просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной  жалобе или представлении прокурора  на вынесенное в надзорном порядке  определение Судебной коллегии по гражданским  делам Верховного Суда РФ или Военной  коллегии Верховного Суда РФ должно быть указано, в чем состоит нарушение  единства судебной практики, и должны быть приведены соответствующие  обоснования этого нарушения. В  надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в  законную силу судебным постановлением. Если надзорная жалоба или представление  прокурора ранее подавались в  надзорную инстанцию, в них должно быть указано на принятое решение  суда.

В надзорной  жалобе обязательно указывается, в  чем состоит существенность нарушения  норм материального или процессуального  права. На данное положение обращено внимание в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. №2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»: основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются не любые нарушения норм материального или процессуального права, а только те, которые признаны существенными. В связи с этим п. 6 ч. 1 ст. 378 ГПК требует указания в надзорной жалобе или представлении прокурора на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона.

Надзорная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается  доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление прокурора должно быть подписано уполномоченным на то прокурором (ч. 4 ст. 377 ГПК).

Информация о работе Надзорное производство в гражданском процессе