Надзорное производство в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:45, реферат

Описание

Предметом судебной деятельности являются сложные общественные отношения. Поэтому при самой совершенной процессуально-правовой регламентации судопроизводства полностью исключить ошибки в разрешении конкретных дел судом первой инстанции практически невозможно. Судебный надзор как самостоятельный процессуально-правовой институт появился в советское время и формировался, постепенно совершенствуясь, в результате взаимообусловленности следующих трех основных моментов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Возбуждение судебно-надзорного производства по гражданским делам………………………………………………………………………..5
Порядок подачи и содержание надзорной жалобы или представления прокурора…………………………………………………………………7
Процессуальный порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции…………………………………………………….10
Рассмотрение дела в порядке надзора и вынесение определения…….13
Полномочия суда надзорной инстанции………………………………15
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

надзорное пр-во.docx

— 33.55 Кб (Скачать документ)

К надзорной  жалобе или представлению прокурора  прилагаются заверенные соответствующим  судом копии судебных постановлений, принятых по делу. Они подаются с  копиями, число которых соответствует  числу лиц, участвующих в деле. Если судебное постановление не было обжаловано в апелляционном или  кассационном порядке, к жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

 

 

Процессуальный порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной  инстанции

Рассмотрение надзорной жалобы и дела, истребованного в суд надзорной инстанции

После поступления  в суд надзорной инстанции  надзорная жалоба по поручению председателя соответствующего суда или его заместителя  передается на рассмотрение судьи данного  суда.

Судья первоначально  изучает жалобу и вправе возвратить ее без рассмотрения по существу в течение десяти дней со дня поступления в суд надзорной инстанции, если:

жалоба или  представление не отвечает требованиям, предусмотренным ст. 378 ГПК;

жалоба или  представление поданы лицом, не имеющим  права на обращение в суд надзорной  инстанции;

пропущен  срок обжалования судебного постановления  в порядке надзора;

- до принятия жалобы или представления к рассмотрению по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве;

- жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ст. 377 ГПК.

Как разъяснено в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. №2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», судья, которому в соответствии со ст. 379 ГПК переданы на рассмотрение надзорная жалоба или представление прокурора, должен проверять, указано ли в жалобе или представлении, нарушение какого закона допущено судами и в чем состоит существенность нарушения. В случае отсутствия такого указания жалоба или представление прокурора на основании ст. 380 ГПК должны быть возвращены лицу, их подавшему, без рассмотрения по существу.

В суде надзорной  инстанции, за исключением Верховного Суда РФ, надзорная жалоба рассматривается  не более чем месяц, а в Верховном  Суде РФ - не более чем два месяца. По результатам рассмотрения надзорной  жалобы судья выносит определение  об истребовании дела, если имеются  сомнения в законности судебного  постановления либо об отказе в истребовании дела, если изложенные в жалобе доводы в соответствии с федеральным  законом не могут повлечь за собой  возможность отмены судебного постановления. В определении суда об отказе в  истребовании дела излагаются мотивы, и оно направляется лицу, подавшему  надзорную жалобу. В случае истребования дела судья вправе приостановить  исполнение решения суда до окончания  производства в суде надзорной инстанции  при наличии об этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином ходатайстве.

Председатель  соответствующего суда либо его заместитель  вправе не согласиться с определением судьи об отказе в истребовании дела. В этом случае они выносят свое определение об истребовании дела.

Истребованное дело рассматривается судьей, кроме  судьи Верховного Суда РФ, не более  чем два месяца, судьей Верховного Суда РФ - не более чем четыре месяца. Такой срок может быть продлен  председателем суда, его заместителем соответственно до четырех и шести  месяцев. По результатам рассмотрения дела судья выносит одно из двух определений: об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд  надзорной инстанции либо о передаче дела для рассмотрения надзорной  жалобы по существу в суд надзорной  инстанции. Однако председатель соответствующего суда и его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции. В этом случае председатель соответствующего суда или заместитель Председателя Верховного Суда РФ выносит свое определение о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

В случае передачи дела на рассмотрение суда надзорной  инстанции лицам, участвующим в  деле, направляются копии соответствующего определения суда и копии надзорной  жалобы или представления прокурора. Время рассмотрения дела суд назначает  с учетом того, чтобы лица, участвующие  в деле, имели возможность явиться  в суд на заседание. Лица, участвующие  в деле, извещаются о времени и  месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует его рассмотрению.

Следует иметь  в виду правила ст. 389 ГПК, согласно которым председатель Верховного Суда РФ или заместитель Председателя Верховного Суда РФ имеет право внести в Президиум Верховного Суда РФ мотивированное представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях обеспечения единства судебной практики и законности. По смыслу закона такое представление может быть внесено и при отсутствии обращения участвующих в деле лиц без соблюдения общего порядка подачи и рассмотрения надзорных жалоб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрение дела в порядке  надзора и вынесение определения

Если пересмотр  не вступивших в законную силу решений  и определений суда первой инстанции  допускается в единственной кассационной инстанции, то в порядке надзора  дело может «пройти» всю систему  судов, поступая из одной инстанции  в другую. По общему правилу такое  движение должно быть последовательно  восходящим, т.е. после нижестоящей  надзорной инстанции допускается  обращение в ближайшую вышестоящую  инстанцию и так вплоть до Президиума Верховного Суда РФ.

Поскольку суд  надзорной инстанции выполняет  функции контроля, то дела рассматриваются  постоянными судьями, коллегиальный  состав которых определяется в зависимости  от того, какой орган действует. Судебная коллегия Верховного Суда РФ в порядке  надзора рассматривает дела в  составе трех постоянных судей (ими  могут быть Председатель Верховного Суда, его заместитель или члены  суда). Заседания президиумов судов  правомочны при наличии большинства  членов президиума, с тем, однако, чтобы  их было не менее трех. Прокурор участвует  в судебно-надзорном рассмотрении дел, если он является лицом, участвующим  в деле. Дела рассматриваются судом  надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде РФ не более  чем два месяца со дня вынесения  судьей определения.

Судья, участвующий  в рассмотрении дела по первой или  второй инстанции, не вправе после этого  повторно принять участие в работе суда надзорной инстанции (ст. 17 ГПК).

Судебное  заседание надзорной инстанции  в основном проходит так же, как  и заседание кассационной инстанции. В судебном заседании принимают  участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление  прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются  обжалуемым судебным постановлением.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:

- прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа военного округа (флота) или его заместитель в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;

- Генеральный прокурор РФ или его заместитель в Президиуме Верховного Суда РФ;

- должностное лицо, органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ.

В подготовительной части заседания председательствующий выясняет, кто из лиц, извещенных о  времени и месте рассмотрения дела, явился в заседание, объявляет  состав суда, после чего решается вопрос об отводах. Затем приглашенным в  заседание лицам разъясняются их права и обязанности. Далее суд  обсуждает поступившие ходатайства  и заявления присутствующих в  судебном заседании.

Вторая часть  заседания - рассмотрение материалов дела - начинается докладом судьи. Дело, рассматриваемое  в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается  председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим  в рассмотрении дела другим судьей этого суда. В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ дело докладывается одним  из судей коллегии. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления  прокурора и определения суда о возбуждении надзорного производства. Судьи могут задать вопросы докладчику.

Лица, участвующие  в деле, их представители, иные лица, подавшие жалобу или представление  прокурора, если они явились в  судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или представление  прокурора.

По результатам  рассмотрения дела суд надзорной  инстанции выносит определение. При рассмотрении дела в порядке  надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора  считаются отклоненными. О вынесенном судом надзорной инстанции определении  сообщается лицам, участвующим в  деле.

Полномочия суда надзорной инстанции

Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:

оставить  судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции  без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора  о пересмотре дела в порядке надзора  без удовлетворения;

отменить  судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции  полностью либо в части и направить  дело на новое рассмотрение;

отменить  судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции  полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

оставить  в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

отменить  либо изменить судебное постановление  суда первой, второй или надзорной  инстанции и принять новое  судебное постановление, не передавая  дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Как видно, полномочия суда надзорной инстанции в основном сходны с полномочиями суда второй инстанции. Различие сводится к тому, что надзорная инстанция может  направить дело на новое кассационное рассмотрение, а также оставить в  силе одно из ранее вынесенных по делу решений, определений или постановлений.

Термин «оставить  в силе» применяется в отличие  от термина «оставить без изменения» потому, что необходимо оттенить существующую разницу между действующими и  ранее отмененными, а потому не действующими постановлениями. Если нужно сохранить  вступившее в законную силу и, следовательно, действующее постановление, то его  оставляют без изменения. Когда  же требуется восстановить действие ранее отмененного постановления, как бы вернуть ему законную силу, которой оно обладало до отмены, его оставляют в силе. Оставление без изменения недействующего постановления  бессмысленно и не отражает подлинного намерения вышестоящего суда, решившего  восстановить силу ранее отмененного  акта. Таким образом, терминами «оставление  без изменения» и «оставление  в силе» обозначаются совершенно разные полномочия, что всякий раз  должно учитываться в судебной практике.

Основания для  отмены или изменения судебных постановлений  в порядке надзора. Согласно ст. 387 ГПК основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права. Согласно п. 24 и 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. №2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» существенность нарушения норм процессуального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам ст. 364 ГПК, в которой указаны случаи таких нарушений, которые влекут безусловную отмену судебных постановлений независимо от доводов жалобы или представления (ч. 2); другие нарушения норм процессуального права признаются существенными и влекут отмену судебных постановлений при условии, что они привели или могли привести к неправильному разрешению дела (ч. 1).

Нарушение норм материального права суд надзорной  инстанции устанавливает по правилам ст. 363 ГПК. Существенность этих нарушений оценивается и признается судом надзорной инстанции по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств и значимости последствий этих нарушений для лица, в отношении которого они допущены (нарушения его прав, свобод или охраняемых законом интересов).

В отличие  от кассационной инстанции указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело (ч. 2 ст. 390 ГПК).

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, в качестве судов надзорной инстанции  действуют:

- президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов;

судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ;

Президиум Верховного Суда РФ.

Устранить правовой пробел в вопросе момента возбуждения  надзорного производства возможно, дополнив главу 41 ГПК РФ нормой, которая по содержанию была бы аналогична статье 295 АПК РФ. Редакционная формулировка такого положения могла бы быть следующей:

«Надзорное  производство возбуждается на основании  надзорной жалобы лица, указанного в части 1 статьи 376 настоящего Кодекса, или представления прокурора  и в случаях, предусмотренных  настоящим Кодексом.

Вопрос о  принятии надзорной жалобы или представления  прокурора рассматривается судьей в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной  инстанции. В случае если надзорная  жалоба или представление прокурора  отвечают требованиям, предусмотренным  статьями 376 - 378 ГПК РФ, судьей выносится  определение, которым возбуждается надзорное производство. Копии определения  направляются лицам, указанным в  частях 1 и 3 статьи 376 ГПК РФ».

Информация о работе Надзорное производство в гражданском процессе