Корпоротивное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:24, курс лекций

Описание

1. Понятие, предмет и метод КП. Понятие Корпоративного права.
Корпоративное право – подотрасль гражданского права, нормы которой направлены на регулирование общественных отношений по организации и деятельности предприятий и организаций, выступающих субъектами гражданского права. В РФ корпоративное право часто называют правом хозяйственных товариществ и обществ.
Существует еще одно определение. Корпоративное право – это система общеобязательных для корпорации норм, которые устанавливаются органами управления корпорации и выражают волю ее членов. Нормы корпорации обязательны для исполнения всеми участниками корпорации и охраняются силой корпоративного принуждения.Т.о. существует двоякое толкование корпоративного права. В узком смысле – это система правил, установленных собственником или администрацией коммерческой организации и регулирующая правоотношения внутри данной организации.
В широком смысле – это совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных товариществ и обществ (коммерческих организаций). При более детальном рассмотрении можно сделать вывод о едином смысле трактовок КП, т.к. все правила, установленные организациями не должны противоречить действующему законодательству РФ.
Предмет КП. Предмет КП – это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу создания, деятельности и правового положения хозяйственных субъектов (КО). Говоря о предмете КП необходимо подчеркнуть его специфику, т.к. КП является не самостоятельной отраслью, а лишь подотраслью ГП, т.е. выступает его составной частью.
При этом КП является подотраслью достаточно узкой специальности. Для КП особое значение имеет правовое регулирование субъектного состава гражданских правоотношений, - а именно юридических лиц, в числе которых выделяют коммерческие организации. Регулирование субъективного состава гр. Правоотношений входит так же в сферу других подотраслей ГП (коммерческого, предпринимательского, акционерного, хозяйственного права), однако предмет КП несколько шире и говорить здесь можно о сходстве предмета регулирования КП и других подотраслей.
Метод КП. К числу методов КП следует причислить императивные и диспозитивные методы.

Работа состоит из  1 файл

корпаротив прав.docx

— 241.15 Кб (Скачать документ)

 

 
3. Роль и значение  Кодекса корпоративного поведения.  Стандарты поведения корпораций  зарубежных стран В 90-х гг. прошлого века явно наметилась тенденция к переходу от законодательного регулирования корпораций - при дальнейшем развитии и совершенствовании корпоративного законодательства - к их саморегулированию. Это выражается в формировании корпоративных норм - таких правил поведения, которые устанавливаются самой корпорацией, обязательны для корпорации и ее участников и обеспечиваются не государственным принуждением, а иными мерами воздействия при нарушении таких правил. В основе корпоративных норм лежат морально-этические категории, принципы справедливости, разумности и добросовестности. Цель действия таких корпоративных норм - максимальная защита интересов акционеров, особенно миноритарных, а также инвесторов от различных злоупотреблений со стороны менеджмента.

Корпоративные нормы ни в  коей мере не заменяют нормы корпоративного законодательства: они лишь дополняют  их и действуют в тех сферах, где регулирование нормами законодательства неэффективно или не достигает желаемой цели.

Основой для корпоративных  норм являются некие определенные стандарты  поведения корпорации, иными словами - ориентиры того, к чему корпорация должна стремиться, как строить взаимоотношения  между участниками корпорации и ее менеджментом, как эффективно управлять корпорацией. Эти же стандарты могут использоваться в качестве отправного начала для оценки и совершенствования действующих законов и подзаконных нормативных актов, составляющих корпоративное законодательство. Соотношение корпоративных стандартов поведения корпорации, корпоративных норм и корпоративного законодательства можно показать следующей схемой

В странах Западной Европы, Северной Америки и в Японии в  результате нескольких десятилетий  экономического роста накоплены  гигантские финансовые ресурсы. Управляющие  ими инвестиционные институты ищут новые, высокоприбыльные сферы вложений, проводя более агрессивную инвестиционную политику, нежели традиционные финансовые институты (прежде всего банки).

Эти процессы совпали с  резким возрастанием роли частного сектора  в экономическом развитии, признанием правительствами абсолютного большинства  стран частного предпринимательства  основной движущей силой этого процесса и резким сокращением прямого  государственного участия в экономике, что дало новый стимул к поиску частных инвестиций. Результатом  стали резкое увеличение с начала 90-х гг. XX в. спроса на инвестиционные ресурсы и усиление конкуренции  в борьбе за их получение между  различными странами и компаниями.

В такой ситуации одним  из важнейших факторов в умении привлечь ресурсы и максимально их использовать становится состояние корпоративного управления в компании, регулирование  отношений между акционерами  и менеджментом компании с учетом интересов всех групп акционеров, защита прав акционеров и инвесторов.

В этих целях различные  международные организации и  международные институциональные  инвесторы - пенсионные и инвестиционные фонды начали разработку и внедрение  кодексов корпоративного управления, которые призваны были убедить инвесторов, акционеров в том, что корпорации будут действовать в интересах  всех акционеров и создавать им возможности  для оперативного получения достаточной  информации о положении дел в  корпорации.

Такие стандарты делового поведения корпорации могут разрабатываться  самими корпорациями и их объединениями. Так, в 1994 г. советом директоров "Дженерал моторс" были разработаны Основные направления и проблемы корпоративного управления, следовать которым рекомендуют  американские институциональные инвесторы.

Одним из первых "стандартов практики корпорации" являются Принципы корпоративного управления, представленные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В их подготовке приняли участие несколько комитетов  ОЭСР: Комитет по финансовым рынкам, Комитет по международным инвестициям  и транснациональным предприятиям, Комитет по промышленности, а также  Комитет по вопросам политики в области  охраны окружающей среды. Значительный вклад в их разработку внесли Мировой  банк, Международный валютный фонд, деловые круги, инвесторы, профсоюзы  и другие заинтересованные лица. Принципы корпоративного управления (далее - Принципы ОЭСР) были подписаны министрами на заседании Совета ОЭСР на уровне министров 26-27 мая 1999 г.

Принципы ОЭСР стали первым модельным сводом стандартов и руководств для корпораций по организации своего управления. Они не носят обязательного характера и не преследуют цель давать детальные рецепты для национального законодательства. Как сказано во вступлении, "их задача - обозначить отправной пункт, который мог бы служить ориентиром. Они могут быть использованы политическими лидерами при оценке и разработке правовых и регуляторных структур корпоративного управления, отражающих экономические, социальные, правовые и культурологические условия в их странах, а также участниками рынка при разработке своей собственной практики корпоративного управления".

Изложенные в Принципах  ОЭСР рекомендации сгруппированы в  пять разделов: права акционеров, равное отношение к акционерам; роль заинтересованных лиц в управлении корпорацией; раскрытие  информации и прозрачность; обязанности  правления. Основная идея этих рекомендаций - корпоративное управление должно служить интересам акционеров, примат интересов акционеров в деятельности акционерных обществ.

К концу 2002 г. международными организациями, правительствами разных стран и компаниями было принято  около 90 кодексов корпоративного управления (свод добровольно принимаемых стандартов, устанавливающих и регулирующих порядок корпоративных отношений). В частности, в США Основные принципы и направления корпоративного управления были приняты в 1998 г., в Великобритании принят Обобщенный кодекс 1998 г., в Германии - Кодекс корпоративного управления 2002 г., в Италии - Кодекс корпоративного поведения 1999 г.

Основу содержания кодексов корпоративного поведения (управления) составляют рекомендации в таких  сферах корпоративного управления, как  проведение общего собрания акционеров, избрание и обеспечение эффективной  деятельности совета директоров, деятельность исполнительных органов, раскрытие  информации о корпорации, подготовка и проведение крупных корпоративных  решений (реорганизации, крупных сделок) и др.

Цель таких рекомендаций заключается в том, чтобы деятельность органов корпорации, принятие решений, оказывающих серьезное влияние  на состояние дел корпорации, осуществлялись таким образом, чтобы не нарушались права и законные интересы акционеров, а также других заинтересованных лиц - наемных работников, кредиторов, партнеров, местных органов и  др.

В разных странах кодексы  корпоративного поведения имеют  различный регулирующий характер. В  одних странах они являются частью общего пакета обязательных условий, которые  компании необходимо соблюсти для того, чтобы ее ценные бумаги прошли листинг  на бирже. При этом суть требований к эмитенту ценных бумаг заключается  не в обязательном соблюдении кодекса  под угрозой исключения из листинга, а в обязанности публично извещать о причинах несоблюдения правил, рекомендуемых  кодексом. Например, компании, чьи акции  прошли листинг на Лондонской фондовой бирже, обязаны следовать Обобщенному  кодексу, который является частью Правил листинга Лондонской фондовой биржи. Компании, чьи акции прошли листинг на Торонтской фондовой бирже, не обязаны следовать Кодексу Деи (канадский вариант Кодекса образцового корпоративного управления), однако должны указывать, следуют ли они рекомендациям этого документа, и объяснить причины отклонений от рекомендуемых стандартов деятельности. Такое требование существенно усиливает степень обязательности рекомендаций кодекса.

В соответствии с Кодексом корпоративного управления Мексики  соблюдение требований указанного кодекса  является добровольным, однако публичные  компании должны представлять бирже  отчет о степени следования принципам  кодекса. В случае несоблюдения кодекса  они должны указать альтернативный механизм, применяемый в своей  практике.

Кодекс может иногда выступать  частью комплекса требований, связанных  с обязательным раскрытием информации. В ряде стран кодекс является документом исключительно рекомендательного  характера и не содержит каких-либо обязательных требований. В Бразилии и Мексике следование кодексам корпоративного управления является полностью добровольным. В Индии и Таиланде аналогичные  кодексы также являются добровольными. Однако в Малайзии, Гонконге и в  ЮАР основные требования, изложенные в кодексах корпоративного управления, включены в требования по обязательному  раскрытию информации. После корпоративных  скандалов в США в конце 2001 г. общей тенденцией стало ужесточение  требований со стороны регулирующих органов и бирж по раскрытию корпорациями информации о своей практике корпоративного управления и степени соблюдения рекомендаций кодексов.

Российский Кодекс корпоративного поведения Работа над российским Кодексом корпоративного поведения началась в конце 90-х гг. XX в. Отношение к его принятию было и остается различным. По мнению одних, российские акционерные общества не доросли до такого акта и их деятельность необходимо регулировать только законодательством. По мнению других, принятие кодекса отвечает общим мировым тенденциям в развитии корпоративного регулирования, но кодекс должен прижиться в российской корпоративной культуре, в какой-то мере изменить менталитет российских хозяйствующих субъектов.

Отношение самих корпораций к принятию Кодекса корпоративного поведения также было неоднозначным. Так, по данным проведенного в 2001 г. социологического опроса, на вопрос "Нужен ли вашей  компании Кодекс корпоративного поведения?" 47% респондентов ответили, что нужен  в качестве рекомендации; 30% - в качестве отдельного закона; 20% - в качестве подзаконного акта; и только 3% компаний кодекс не нужен.

Российский Кодекс корпоративного поведения подготовлен под руководством Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг юридической фирмой "Кудер Бразерс", одобрен на заседании Правительства РФ от 28 ноября 2001 г. и рекомендован к применению акционерными обществами распоряжением ФКЦБ РФ от 4 апреля 2002 г. N 421/р "О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения".

Российский Кодекс корпоративного поведения не является нормативным  правовым актом и имеет рекомендательный характер. Высказываются и иные мнения на этот счет. Так, Н.Н. Пахомова считает  Кодекс корпоративного поведения подзаконным  нормативным актом

По мнению В.Н. Барабанщикова, кодекс фактически выполняет функцию модельного правового акта.

Кодекс корпоративного поведения  представляет собой свод принципов "наилучшей практики", которым  корпорации могут следовать в  добровольном порядке. Кодекс является своего рода ориентиром для корпораций в установлении своей системы  управления, в организации взаимоотношений  между акционерами и менеджментом, в разрешении внутрикорпоративных  конфликтов. Цель такого стандарта  поведения корпорации - баланс интересов  участников корпорации, самой корпорации и остальных заинтересованных лиц (наемных работников, партнеров и  др.).

Нельзя сказать, что Кодекс корпоративного поведения содержит конкретные, формализованные правила  поведения. Это в большей степени  документ, содержащий рекомендации морально-этического характера, стандарт для оценки поведения  корпорации с точки зрения добросовестности, разумности и справедливости.

Применение обществом  Кодекса корпоративного поведения  как акта рекомендательного является добровольным: его исполнение не обеспечивается нормами государственного принуждения, следовательно, начинают действовать  другие механизмы, заставляющие общество следовать его предписаниям.

В распоряжении ФКЦБ РФ "О  рекомендации к применению Кодекса  корпоративного поведения" предусмотрено  следующее: рекомендовать организаторам  торговли на рынке ценных бумаг (прежде всего фондовым биржам) предусматривать  в правилах допуска ценных бумаг  к обращению и исключения ценных бумаг из обращения через организатора торговли на рынке ценных бумаг в  качестве одного из условий включения  ценных бумаг эмитентов в котировальные  листы организатора торговли на рынке ценных бумаг представление эмитентами ценных бумаг организатору торговли информации о следовании положениям Кодекса корпоративного поведения.

Иными словами, если корпорация хочет быть привлекательной для  инвесторов, иметь котирующиеся на рынке ценных бумаг акции, желает минимизировать внутрикорпоративные  конфликты, она должна будет следовать  рекомендациям Кодекса корпоративного поведения.

Подтверждением приверженности корпорации рекомендациям кодекса  должно стать внесение поправок, основанных на этих рекомендациях, в уставы и  иные внутренние документы акционерных  обществ, а также принятие собственных  кодексов корпоративного поведения, основанных на рекомендациях Кодекса корпоративного поведения.

Как соотносятся устав  АО и кодекс корпоративного поведения  АО? Устав АО - внутренний локальный  нормативный акт, принимаемый в  силу требований закона и содержащий сведения, либо прямо предусмотренные  законом, либо не противоречащие законам. Кодекс корпоративного поведения АО - акт, принятый в АО на основании  рекомендованного Кодекса корпоративного поведения и содержащий правила  поведения, не являющиеся правовыми  нормами, но добровольно исполняемые  корпорацией и не обеспечиваемые государственным принуждением.

Кодекс корпоративного поведения  содержит рекомендательные положения  для включения их во внутренние документы  корпорации, в том числе и в  устав, а также предлагает перечень и виды самих внутренних документов. Дело корпорации - следовать или  не следовать данным рекомендациям. Следует согласиться с Д.В. Гололобовым, который полагает, "что наиболее взвешенной представляется позиция  ряда крупных эмитентов, считающих, что частичное и постепенное  внедрение рекомендаций Кодекса  будет являться именно тем, в чем  нуждается существующая практика корпоративного поведения. Организация-эмитент без  какого-либо давления и угроз применения каких-либо санкций должна самостоятельно и добровольно решать, когда и  в каких объемах она будет  применять положения Кодекса. При  этом, однако, следует учитывать  наличие непрекращающихся попыток  ФКЦБ сделать Кодекс корпоративного поведения условно-принудительным документом, например, путем вынуждения фондовых бирж к обязательному внесению требования о соблюдении Кодекса в условиях листинга".

Информация о работе Корпоротивное право