Конституционные суды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:34, контрольная работа

Описание

Представленная работа посвящена исследованию проблем развития регионального конституционного правосудия в России. С учётом изложенного выше, избранная тема представляется крайне актуальной.

Содержание

Ведение…………………………………...……………………………………..3
1. Конституционные (уставные) суды 6
1.1. Юридическая природа конституционных (уставных) судов 6
1.2. Организация конституционных (уставных) судов 8
1.3. Статус судей конституционных (уставных) судов 12
1.4. Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 16
2. Мировые судьи 19
21. Место мирового суда в судебной системе и его роль 19
2.2. Опыт организации и деятельности мировых судей в Российской империи 21
2.3Необходимые черты законодательного регулирования организации местной юстиции и деятельности мировых судей по уголовным делам 26
Заключение 29
Список литературы...........................................................................................31

Работа состоит из  1 файл

правоохран.орг..doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

В отличие от парламента, президента (главы республики или правительства), избираемых на установленный конституцией срок, полномочия конституционного суда во многих законах республики не ограничены каким-либо временем (республики Адыгея, Бурятия, Карелия, Коми, Саха (Якутия), Татарстан, Кабардино-Балкарская Республика). Срок полномочий Конституционных Судов республик Дагестан и Тыва определен в 10 лет.

Внутренней структуре конституционных (уставных) судов присуща простая организация: помимо административного подразделения, именуемого в одних судах аппаратом (республики Адыгея, Бурятия, Свердловская область), а в других — секретариатом (республики Карелия, Коми, Тыва) они не имеют других подразделений. Дела рассматриваются, как правило, всем составом суда на общих заседаниях при наличии предусмотренного закона кворума. Лишь в Республике Адыгея законом предусматривается, что конституционная палата рассматривает и разрешает дела в заседаниях в полном (девять членов) и неполном (пять членов) составах в зависимости от категории дел.

1.3. Статус судей конституционных (уставных) судов

Судьи ряда конституционных судов субъектов Российской Федерации назначаются или избираются на неограниченный срок (Республика Бурятия, Кабардино-Балкарская Республика, республики Карелия, Коми, Саха (Якутия), Татарстан). В других же республиках полномочия судей ограничиваются сроком от 10 (республики Башкортостан, Дагестан, Тыва) до 12 лет (Республика Адыгея). Судьи Уставного суда Свердловской области избираются на 12 лет. Советники Уставной палаты Иркутской области назначаются на должность сроком на 5 лет. При этом определяется предельный возраст занятия должности судьи (республики Бурятия и Тыва — 60 лет; республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, республики Коми, Саха (Якутия), Свердловская область — 65 лет; республики Башкортостан, Карелия — 70 лет). Для членов квазисудебных органов предельный возраст, как правило, не установлен. Исключением являются советники Уставной палаты Иркутской области, полномочия которых прекращаются по достижению 65 лет.

В республиках, где определен срок полномочий судьи, он может быть избран или назначен либо только на один срок (республики Башкортостан, Дагестан), либо не устанавливается вообще какого-либо ограничения для занятия должности на последующие сроки (Республика Тыва). Назначение на должность советника Уставной палаты Иркутской области допускается не более двух сроков подряд.

В конституциях, уставах и главным образом в законах субъектов Российской Федерации устанавливаются определенные к кандидатам в судьи конституционных (уставных) судов, касающиеся их гражданства, возраста, правоспособности, образования, профессиональной квалификации и опыта, моральных качеств. Судье может быть избран или назначен, как правило, гражданин соответствующей республики (в Республике Коми и Свердловской области — гражданин Российской Федерации), достигший 35 лет (в республиках Дагестан, Татарстан, Тыва и Свердловской области — 30 лет) и не старше 60 лет (в Республике Татарстан — 65 лет). В законодательстве республик Адыгеи, Бурятии, Коми и Свердловской области предельный возраст кандидата в судьи не назван. В республиках Бурятия, Татарстан и Свердловской области прямо требуется, чтобы кандидат обладал избирательным правом, в Свердловской области, кроме того, чтобы постоянно проживал на ее территории. Почти во всех субъектах Российской Федерации, предусмотревших конституционные (уставные) суды, от кандидата в судьи требуется иметь обширные познания в области права либо высокий уровень профессиональных знаний, а также обладать моральными качествами, необходимыми для исполнения судейских обязанностей. Обязательным условием является и наличие высшего юридического образования (в Республике Саха (Якутия) — юридического образования). В качестве альтернативы для кандидата в судьи Уставного суда Свердловской области предусмотрена ученая степень по праву и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. В Республике Татарстан для кандидата ученая степень эквивалента названному стажу работы. Такой же стаж требуется по законодательству республик Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Карелия, Коми, Тыва, Кабардино-Балкарской Республики. При этом в законах ряда республик содержится и требование от кандидата “высокой квалификации”.

В отношении членов квазисудебных органов конституционного контроля требования более упрошены: комитеты конституционного надзора избираются из числа специалистов в области политики и права. Более четкие требования предъявляются к кандидату на должность Уставной Палаты Иркутской области. Им может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет и не старше 65 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 8 лет, обладающий признанной высокой юридической квалификацией в области права.

В республиках, учредивших конституционные суды, законодательством устанавливается, что должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием или сохранением другой оплачиваемой должности, предпринимательской деятельностью, принадлежностью к политической партии или движению. Такие же требования предъявляются к судье Уставного суда Свердловской области и Советнику Уставной палаты Иркутской области. Вместе с тем в Республике Адыгея, где члены Конституционной Палаты работают на непостоянной основе, если иное решение в форме закона не будет принято парламентом республики, не содержится запрета для судьи быть депутатом, заниматься или сохранять за собой другие должности.

В законодательстве субъектов Российской Федерации уделяется значительное внимание гарантиям независимости судей конституционных судов. Им гарантируется несменяемость в течение срока полномочий, за исключением определенных в законах оснований.

В большинстве республик полномочия судьи прекращаются по решению конституционного суда, которое направляется президенту (главе республики) и парламенту, а в Республике Адыгея также судейскому корпусу, и является официальным уведомлением об открытии вакансии. В случаях нарушения порядка избрания судьи и совершения проступка, порочащего его честь и достоинство, прекращение полномочий производит парламент по представлению конституционного суда.

Несколько упрощен порядок прекращения полномочий судей конституционных судов в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Карелия, а также членов квазисудебных органов конституционного контроля. В Кабардино-Балкарской Республике и Республике Карелия, а также членов квазисудебных органов конституционного контроля. В Кабардино-Балкарской Республике полномочия судьи во всех случаях прекращаются Парламентом по представлению Конституционного Суда, а в Республике Карелия — законодательным Собранием в порядке, установленном его Регламентом. Прекращения полномочий советника Уставной палаты иркутской области производителя ее Законодательным Собранием по представлению губернатора области.

Важнейшей гарантией статуса судей конституционных судов является обеспечение их неприкосновенности. Это достигается закреплением в законах  особого порядка привлечения судей к ответственности. Поэтому статус судей весьма сходен со статусом депутатов регионального парламента: судьи, как правило, не могут быть привлечены к ответственности  и ограничены в личной свободе без согласия конституционного суда (исключение составляет Республика Коми). Иммунитетом пользуются также их жилище, служебное помещение, транспорт, имущество и документы. Какие-либо процессуальные действия в отношении судьи (возбуждение уголовного дела, обыск, досмотр, выемка) производится лишь с санкции прокурора республики (в Республике Карелия о возбуждении уголовного дела немедленно ставится в известность законодательное собрание, которое вправе приостановить полномочия судьи до вынесения судом решения по уголовному делу). Уголовное дело по обвинению судьи по его требованию, заявленному до предания суду, должно быть рассмотрено по первой инстанции Верховным Судом Республики (в Республике Башкортостан оно рассматривается этим судом во всех случаях, независимо от воли обвиняемого судьи).

 

 

 

 

 

1.4.              Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

Конституционные и уставные суды рассматривают дела, предметом которых являются конституционно-правовые вопросы и споры. Анализ законодательства субъектов Российской Федерации позволяет утверждать с некоторыми оговорками, что к ним не относятся политические вопросы, а также вопросы компетенции других органов и судов общей юрисдикции. Они не могут рассматривать дела, относящиеся к компетенции Конституционного суда Российской Федерации, хотя об этом прямо не указывается в большинстве законов о конституционных (уставных) судах, а в некоторых (республики Дагестан, Саха/Якутия) даже содержатся положения, свидетельствующие о конкуренции компетенций Российской Федерации и ее субъектов. Но этот вывод подтверждается нормами законов республик Адыгея и Карелия о том, что Конституционный Суд республики не рассматривает дела, находящиеся в производстве Конституционного Суда Российской Федерации.

Если компетенция конституционных судов и комитетов конституционного надзора республик определяется их конституциями и законами, то несколько по-иному относятся к этой проблеме в некоторых краях и областях. В Алтайском и Красноярском краях, Московской, Томской и Воронежской областях, хотя устав в общих кратких формулировках и определяют компетенцию судов, но этот вопрос все-таки “увязывают” с Федеральным конституционным законом “О судебной системе Российской Федерации”, а Устав Тюменской области, кроме того, указывает что компетенция Судебной палаты области устанавливается “и по согласованию с автономными округами” (ст.45).

С учетом предложенных в литературе моделей классификации предметной компетенции конституционного суда можно выделить следующие полномочия специализированных органов конституционного контроля субъектов Российской Федерации.

а) контроль за конституционностью правовых актов субъектов Российской Федерации, его договоров с Российской Федерацией и другими субъектами, а также международных договоров;

б) официальное толкование конституции (устава) субъекта Российской Федерации (кроме республики Карелия, Татарстан, Тыва, алтайского и Красноярского краев, Московской и Томской областей);

в) разрешение споров о компетенции между органами государственной власти субъекта Российской Федерации; между ним и органами государственной власти его административно-территориальных единиц или органами местного самоуправления; между органами местной государственной власти и органами местного самоуправления (за исключением Ингушской Республики, республик Саха (Якутия) и Тыва);

г) защита конституционных прав и свобод граждан по их жалобам и запросам судов о неконституционности закона субъекта Российской Федерации, примененного или подлежащего к применению в конкретном деле (Кроме республик Татарстан, Тыва); разрешение дел в правоприменительной практике (Ингушская Республика и Республика Саха (Якутия));

д) контроль за проведение выборов президента республики (Республика Марий эл) и решением регионального парламента о назначении референдума (Кабардино-Балкарская республика, Республика Марий эл);

е) контроль за конституционностью политических партий и иных общественных объединений (республики Башкортостан, Саха (Якутия), Ингушская Республика) разрешение конституционно-правовых споров между общественными организациями и государственными органами;

ж) защита конституции (устава) субъекта Российской Федерации от нарушения ее высшими должностными лицами, а в некоторых случаях другими должностными лицами и судьями (рассмотрение вопросов, связанных с отрешением от должности); участия в процедуре подтверждения стойкой неспособности президента (главы республики) по состоянию здоровья выполнять свои функции;

з) защита конституции от нарушения парламентом республики путем дачи заключения, служащего основанием для решения вопроса о роспуске парламента (Ингушская республика, Республика Тыва);

и) дача заключений о соответствии конституции республики действующих на ее территории законов, других нормативных актов и международных договоров Российской Федерации, о нарушении республиканского суверенитета федеральными органами государственной власти и управления (республики Башкортостан, Дагестан, Татарстан, Тыва, Саха (Якутия)).

к) участие в законодательном процессе субъекта Российской Федерации (осуществление права на законодательную инициативу, права на внесения предложений об изменениях и дополнения в конституцию, дача заключений о конституционности предложений о пересмотре некоторых разделов конституции);

л) иные полномочия, предусмотренные конституцией (уставом) и законами субъектов Российской Федерации (участие в процедуре принятия присяги высшим должностным лицом субъекта Федерации, право направлять послания законодательному собранию, право принимать регламент и др.).

Почти всем субъектам Российской Федерации, имеющим судебные органы конституционного контроля, свойственны первые четыре группы полномочий в приведенном перечне, а также право законодательной инициативы. Отдельные полномочия имеют факультативный характер и присущи лишь конституционном (уставным) судам субъектов Федерации.

2 Мировые судьи

2.1 Место мирового суда в судебной системе и его роль

Вопрос о месте мирового суда и мировых судей в судебной  системе может быть разрешен (и исторически в мировой практике) двумя различными способами.

В соответствии с первым из них мировой суд рассматривается как  составная часть, нижнее звено системы судов общей юрисдикции. Мировые судьи становятся при реализации такого подхода мелкими государственными чиновниками, судьями “второго сорта”. Такой вариант был использован, к примеру, во Франции в XIX веке и привел к дискредитации самого института мирового суда.

Второй вариант состоит в признании мирового судьи представителем местного суда, который, хотя и входят, наряду с “коронными” судами, в единую судебную систему государства, представляет собой ее особенную часть, имеющую свои особые задачи, и построен на нескольких началах, нежели система общих судебных мест. Такое место мировые судьи занимают, к примеру, в судебных системах Великобритании и США.

Анализируя зафиксированное в Федеральном конституционном законе “О судебной системе РФ”; Федеральном законе “О мировых судьях в РФ”; проекте УПК РФ начала организации мирового суда в РФ, можно сделать вывод о том, что законодатель в нашей стране пошел по первому пути. Предполагаемый статус мировых судей можно охарактеризовать следующим образом:

мировые судьи в РФ составят нижестоящее звено судебной системы, по отношению к районным судам и получают часть нынешних полномочий районных судов (рассмотрение некоторых уголовных дел и гражданских дел и дел об административных правонарушениях, подсудных судам). Не вступившие в законную силу приговоры и постановления мировых судей по уголовным делам будут пересматриваться районными судами в апелляционном порядке (в отличие от приговоров других судов, которые, как предполагается, будут пересматриваться в кассационном порядке). Кроме того, качества, ожидаемые от мировых судей, будут, очевидно, очень мало отличаться от требований, предъявляемых к судьям Федеральных Судов. Так, ст. 5 ФЗ “О мировых судьях в РФ” предъявляет к кандидатам на должность мирового судьи требования, аналогичные требованиям к кандидату на должность судьи районного (городского) суда. Существенными отличиями статуса мирового судьи от правового положения судей других городов РФ будут, по-видимому, лишь возможный выборный характер этой должности (ст. 13 ФКЗ “О судебной системе РФ”, ст. 6 ФЗ “О мировых судьях в РФ”) и ограничение полномочий мирового судьи определенным сроком (ст. 7 ФЗ “О мировых судьях в РФ”).

Информация о работе Конституционные суды