Конституционное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:46, контрольная работа

Описание

Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это — сердцевина конституционного строя.
Философской основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и ее соотношении с государством.

Работа состоит из  1 файл

Конституционное право.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

    Международно-правовые гарантии права на объединение заключаются в том, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства этого права. (Это право закреплено в ст.46 Конституции Российской Федерации).

2.3 Право на мирные  собрания и публичные  манифестации

    Конституция РФ (ст. 31) закрепляет право: собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия  и пикетирование.

    Целью таких действий граждан является обсуждение проблем, представляющих общие  интересы, выражение поддержки политики властей или протеста против нее, стремление сделать свою позицию  по тому или иному вопросу достоянием общественности.

    По  существу это право напрямую связано со свободой слова и выражения своих мнений. Главная трудность его реализации — в совместимости публичных мероприятий с общественным порядком, поскольку шествия, митинги и демонстрации проходят на городских улицах и площадях, что создает трудности для граждан и транспорта.

2.4 Право участвовать  в управлении делами  государства

    Это право принадлежит только гражданам  Российской Федерации и реализуется  ими, как сказано в ст. 32 Конституции, как непосредственно, так и через  своих представителей. Данное право развивает содержащееся в ст. 3 Конституции положение о народовластии, которое носит обобщенный, декларативный характер. А конкретно устанавливаются право граждан на участие в проведении референдумов и свободных выборов и право быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иметь доступ к государственной службе и отправлению правосудия, обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.

    Право избирать и быть избранными стоит  в центре всех процессов формирования органов государства, т. е. носит властеобразующий характер. Всеобщие выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также референдумы предоставляют народу уникальную возможность контроля за деятельностью этих органов вплоть до полной смены правителей.

    В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция России не содержит специальной  главы об избирательном праве. Самые  общие нормы включены в ч. 2, 3 ст. 32. Отдельные правила связываются  с избранием Президента РФ (ст. 81) и Федерального Собрания. Но предусматривается, что порядок выборов в эти органы государственной власти должен определяться федеральными законами.

    Тем не менее, общие принципы избирательного права прямо или косвенно предусмотрены  Конституцией РФ в виде ряда прав, обеспечивающих гражданам участие в выборах и референдумах. Они также сформулированы в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации от 6 декабря 1994 г.

    Равный  доступ к государственной службе очень важен для предотвращения бюрократизации государственного аппарата и превращения его в самодовлеющую силу, оторванную от народа. В правовом государстве должны действовать надежные гарантии против возрождения такого специфического явления прошлых лет, как "номенклатура". Равный доступ на государственную службу призван обеспечить нормальную сменяемость и обновление чиновничества, не допустить его превращения в касту.

    Содержанием понятия равного доступа к  государственной службе является право  граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации. Это, разумеется, не означает, что гражданин вправе требовать, а государственная служба обязана немедленно и безоговорочно предоставлять ему желанную должность. Речь идет о равных возможностях для каждого гражданина поступить на государственную службу при наличии вакансий и профессиональном соответствии.

    Право участвовать в отправлении правосудия призвано обеспечить демократический  порядок формирования судебных органов. Оно предоставляет каждому гражданину возможность без всякой дискриминации занять должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем.

    Граждане  России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные послания в государственные  органы и органы местного самоуправления. Это право предусматривает возможность обращаться с просьбой, жалобой или предложением в любой орган и к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ и обязанность должностного лица дать ответ на это обращение. Обращение может содержать как личные вопросы, так и общественные. Право обращений включает возможность коллективных обращений (петиций).

    Право обращений свидетельствует о  том, что воздействие граждан  на государственные решения не исчерпывается  правом избирать органы государственной власти. Через предложения, заявления и жалобы граждане оказывают давление на власти, как бы держат их под контролем. Обращения в государственные органы и обязанность давать на них ответ помогают разрешению многих социальных конфликтов, предупреждению массового недовольства и охране прав отдельных лиц.

    Прежде  всего, следует уделить внимание тому, что наиболее затрагивающим  все  иные политические права и  свободы, является право участвовать  в управлении делами государства,  которое закреплено в ст.32 Конституции РФ ч.1, ст.3 ч.2.

    Положение данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает, что  каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений имеет право и возможность:

    1) Принимать участие в ведении  государственных дел как непосредственно,  так и через посредство свободно  выбранных представителей;

    2) Голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего  и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

    3) Допускаться в своей стране  на общих условиях равенства  к государственной службе.

    Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов  или личного участия в деятельности органов государства) или через  избираемых ими же представителей в  органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти. При анализе механизма народовластия различают две главные формы демократии: прямую (непосредственную) и осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения и другие выборные органы. Конституция объявила референдум и выборы  не вообще высшим выражением власти народа, а высшим непосредственным ее выражением, т.е. высшим среди форм непосредственной демократии.

    Что касается последовательного осуществления народом своей власти (через органы государства и органы местного самоуправления), то здесь нужно, прежде всего, обратить внимание  на следующее. В ранее действовавшей Конституции говорилось о том, что народ осуществляет государственную власть  "через Советы народных депутатов, составляющие основу Российской Федерации" (ст.2 Конституции 1978г.). В действующей Конституции применена другая формула: "через органы государственной власти". Таким образом, представительные органы государственной власти  уже не подняты над всеми остальными государственными органами; они утратили статус «политической основы государства». Все это отражено закреплением в действующей Конституции принципа разделения властей в качестве одной из основ конституционного строя вместо закреплявшегося ранее принципа верховенства и полновластия Советов.

    В части третьей комментируемой статьи названы формы непосредственного  осуществления народом принадлежащей  ему власти, имеющие наибольшую социальную значимость: референдум и выборы.

    Референдум  есть голосование по тому или иному  вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической  силой и в каком-либо утверждении  не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

    Выборы  – наиболее часто и широко применяемая  форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемый избирательной кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается определением итогов голосования. Выборы – один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения должностей.

    Свободными  считаются выборы, которые проводятся без какого-либо принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования («за» или «против»). Наибольшую свободу  выбора дает наличие нескольких баллотирующихся кандидатур.

    Согласно  Конституции Российской Федерации, порядок выборов Президента и  депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.

    Именно  референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении делами государства.

    Избирательное право граждан наступает с  момента их совершеннолетия, когда  гражданин становится (как и указывалось  выше) полностью дееспособным лицом  и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами  и свободами. Следует отметить, что право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления  наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право), либо позднее и с наличием особых прав (постоянное проживание на территории Российской Федерации непосредственно перед выборами, а так же обладание гражданством РФ). В частности можно привести пример, что для избрания в депутаты Государственной Думы - обязательный возрастной ценз составляет 21 год, согласно части 1 ст.97 Конституции РФ; для осуществления полномочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории Российской Федерации не менее 10 лет и возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя еще существуют иные данные для избрания и осуществления полномочий (в частности, наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность).

    Участие же в референдуме имеет низший возрастной ценз, который составляет в России всего 18 лет и не сопряжено  для гражданина России ни с какими другим ограничениями.

    Можно сказать, что всеобщее избирательное  право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному  или же психическому состоянию в  полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ними в судебном порядке признается недееспособность - т.е. они не могут выступать в качестве субъекта правовых отношений).

    Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, содержащиеся в данный момент под стражей, т.е. в отношении которых есть законное постановление (решение) суда, которое уже вступило в силу. Однако лица, находящиеся под следствием, если в отношении их еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, которое влечет за собой лишение свободы, имеют полные избирательные права. Ограничение их избирательных прав во внесудебном порядке является актом произвола.

    Обратимся теперь к праву граждан на равный доступ к государственной службе.

    Это одна из новых норм для Конституции  Российской Федерации. Ее включение  означает не только приведение Конституции  и законодательства в соответствии с нормами международного права, но и снятие ограничения на партийность (обязательное членство в КПСС), национальность, родственники за границей и т.д.

    Это право означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации  по каким-либо признакам.

    Право поступления на государственную  службу имеют граждан Российской Федерации,  достигшие 18 лет, но не старше 60 лет, если иное не установлено законами Российской Федерации. Не допускается установление  при приеме  на  государственную службу, каких бы то  ни было  прямых или косвенных ограничений в зависимости от  расы,  пола,  национальности,  языка,  социального происхождения,   имущественного   положения,   места   жительства, отношения к религии,  убеждений,  принадлежности  к общественным объединениям.

    Но  следует забывать, что во всем мире существует система конкурсов, тестирования, собеседований. Так, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993г. Положение "О федеральной государственной службе" предполагает прием на государственную службу либо в порядке назначения, либо в порядке конкурса (п.22),

Информация о работе Конституционное право