Исполнительное производство в системе права Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 16:12, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение понятия, предмета и метода, принципов и эффективности исполнительного производства в целом. И в качестве подведения итогов работы - определение места исполнительного производства в системе права РФ.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие исполнительного производства. 5

Глава 2. Предмет и метод правового регулирования. 7

Глава 3. Принципы исполнительного производства. 14

Глава 4. Эффективность норм исполнительного производства 19

Заключение 21

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

         Универсальность также является  признаком исполнительной процессуальной  формы. Универсальность предполагает  возможность ее распространения  на различные виды принудительного исполнения: исполнение судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению о денежных взысканиях с граждан, организаций и граждан-предпринимателей, исполнение судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению о передаче определенных предметов и о совершении определенных действий.

         Рассмотренные обстоятельства позволяют  охарактеризовать исполнительную  процессуальную форму как определенную  законодательством об исполнительном  производстве систему гарантий. Гарантированы: последовательность порядка принудительного исполнения судебных актов судами общей юрисдикции, арбитражными судами, а также актами других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать, на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершать в их пользу определенные действия или воздерживаться от совершения этих действий.

          Таким образом, предмет правового регулирования исполнительного процессуального права составляют процессуальные отношения, складывающиеся по поводу принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве.

           Наряду с предметом правового  регулирования другим системообразующим   фактором любой отрасли права  является метод правового регулирования.

           Под методом правового регулирования  в общей теории права понимается  совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое воздействие на данную группу общественных отношений. Выделяются следующие его элементы: а) общее юридическое положение субъектов права; б) основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений; в) способы формирования содержания прав и обязанностей субъектов; г) юридические меры воздействия, способы, основания и процедуры их применения.

          Метод правового регулирования  отношений, возникающих в исполнительном  производстве, характеризуется сочетанием императивности и диспозитивности.

          В исполнительном производстве  отношения власти и подчинения  составляют императивный метод  правового регулирования процессуальных  отношений, возникающих в исполнительном  производстве, в силу того, что метод правового регулирования предопределяется особенностями предмета правового регулирования.

          Императивность метода правового  регулирования определяется тем, что в процессуальных отношениях, возникающих в исполнительном производстве, участвует судебный пристав-исполнитель – с одной стороны, и иные субъекты, в том числе лица, участвующие в исполнительном производстве, - с другой. Поэтому  в процессуальных отношениях, возникающих в исполнительном производстве, всегда только два субъекта, один из которых – судебный пристав-исполнитель. Императивность проявляется в отношениях  судебного пристава-исполнителя  с лицами, участвующими в исполнительном производстве, и связана с формой исполнения.

          Отношения власти и подчинения  в исполнительном производстве  - это отношения, возникающие при осуществлении судебным приставом-исполнителем своей компетенции, которая распространяется не только на лица, участвующие в исполнительном производстве, но и на иные субъекты. Так, согласно статье 14 Закона «О судебных приставах», требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Невыполнение требований судебного пристава и действий, препятствующих исполнению возложенных на него обязанностей, влечет ответственность в порядке, установленном законом.

          Диспозитивность метода предпологает  возможность совершения действий (либо их несовершения) по усмотрению  лиц, участвующих в исполнительном  производстве.

         Диспозитивность метода правового регулирования отношений, возникающих в исполнительном производстве, определяется тем, что субъективные права и обязанности сторон, других лиц, участвующих в исполнительном производстве, регулируются гражданским, семейным и другими материальными отраслями права, в которых применяется метод юридического равенства сторон.

         К примеру, диспозитивность проявляется  в исполнительном производстве, в возбуждении исполнительного  производства, отказе взыскателя  от взыскания, заключении мирового соглашения между взыскателем и должником, отказе взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю, и в других действиях. Возможность совершения (несовершения) действий имеется и у должника. При этом следует согласиться с тем, что выбор вариантов поведения для должника практически ограничен, поскольку он обязан исполнить юрисдикционный акт – исполнительный документ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 3. Принципы исполнительного производства.            Исполнительное производство предназначено для принудительного исполнения предусмотренных законом юрисдикционных актов. Процесс принудительного исполнения должен осуществляться в соответствии с определенными принципами, под которыми понимается совокупность нормативно закрепленных основных положений, определяющих сущность и содержание процессуальных отношений, возникающих в исполнительном производстве. 

          Исполнительное производство имеет  своим основанием ряд принципов, которые делятся на общеправовые и специфические. Необходимо выделить общеправовые принципы: законность, равноправие, целесообразность, справедливость. Возможны и другие общеправовые принципы, имеющие значение для исполнительного производства. Среди специфических принципов, также являющихся основой исполнительного производства, следует отметить следующие: диспозитивность, национальный язык исполнительного производства, неприкосновенность личности должника, неприкосновенность минимума средств существования должника и членов его семьи, пропорциональность распределения взыскиваемых сумм между взыскателями.

          Главным общеправовым принципом исполнительного производства является принцип законности. Рассматриваемый принцип относится в той категории принципов, содержание которых выражено не в одной статье, а в целом ряде статей и даже институтов закона и законодательства. Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Отметим, что, устанавливая в законодательстве те или иные гарантии, государство обязуется создать и предоставить условия и возможности для практического осуществления прав и свобод. Это положение далее развивается в том, что права и свободы человека и гражданина « определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность… исполнительной власти… обеспечиваются правосудием» (статья 18 Конституции РФ). Причем защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации ( п.б  ч. 1 ст. 72 Конституции РФ ).    

          Другой важный принцип исполнительного  производства – принцип равноправия,  который выражается в том, что  государство гарантирует равенство  прав и свобод  человека и  гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст.19 Конституции РФ). Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

          На рассматриваемый принцип оказывает  определенное влияние аналогичный  принцип гражданского процессуального  права, однако в исполнительном производстве отсутствует состязательность, поэтому равноправие – самостоятельный принцип гарантий защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве. Его действие выражается в том, что сторонам предоставлены равные возможности по распоряжению основными правами. У сторон имеются равные возможности воздействия на движение исполнительного производства. В то же время следует заметить, что принцип равноправия Конституция РФ понимает как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни реально недостижимо. Например, имущественное неравенство приводит к тому, что одна сторона имеет возможность пользоваться услугами представителя, а другая не может себе этого позволить.  

         Принцип целесообразности также свойственен исполнительному производству, и его выделение оправдано практикой. Он означает внутреннюю оправданность, соответствие поставленной цели, разумность и практическую полезность предусмотренных законом процессуальных действий и процедур принудительного исполнения.

          Основные субъекты исполнительного  производства – судебный пристав-исполнитель,  взыскатель, должник, прокурор, органы  государственного управления и  местного самоуправления – при  совершении отдельных процессуальных  действий и при использовании имеющихся прав руководствуются целесообразностью, то есть их оправданностью, разумностью, полезностью. Согласимся, что целесообразность в рамках закона в том и состоит, чтобы в зависимости от условий, места и обстановки применения закона наиболее правильно выбрать одно из предлагаемых им решений.4

          В действиях сторон принцип  целесообразности проявляется при  заключении мирового соглашения, что приводит к взаимному удовлетворению  интересов и прекращению исполнительного  производства.

          Прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов при осуществлении судебным приставом своих функций, в первую очередь руководствуется принципом законности. Однако целесообразность также присутствует в его действиях, когда он выбирает форму участия в исполнительном производстве.  

          Между тем принцип целесообразности  не должен противоречить другим  конституционным принципам –  законности и равноправия, ведь  конечная цель исполнительного  производства – не просто принудительное  исполнение предусмотренных законом юрисдикционных актов, а такое принудительное исполнение, при котором не нарушаются права и законные интересы граждан и организаций.  

          Принцип справедливости в исполнительном производстве, как и другие, ранее рассмотренные принципы является общеправовым. Справедливость как многогранная, многокомпонентная категория находит свое проявление во всех сферах общественной жизни.

________________________

4 Боннер А.Т. Применение нормативных актов в гражданском процессе. Юридическая литература, 1980.  

          Справедливость в исполнительном  производстве означает соответствие  процессуальных отношений, норм  исполнительного производства и отдельных исполнительных процедур морально-этическим и общеправовым нормам и требованиям.

          Являясь общеправовым принципом, справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Данный тезис находит свое отражение в соразмерности принудительного исполнения, выражающейся, например, в том, что существует имущество и доходы, на которые не может быть обращено взыскание.  

          Наконец, принцип справедливости  проявляется в том, что в  законодательстве об исполнительном  производстве устанавливается особый  режим охраны отдельных категорий  граждан. Например, немедленному исполнению подлежат требования исполнительных документов о взыскании алиментов, заработной платы, восстановлении на работе или в прежней должности незаконно уволенного  или переведенного работника.

          Вторая группа принципов –  специфические принципы – является не менее важной для уяснения сущности исполнительного производства.

          К этой группе принципов относится,  в частности, принцип диспозитивности,  который означает, что каждый  субъект независим, распоряжается  личными полномочиями свободно, без вмешательства и даже подсказки. Диспозитивность предполагает возможность совершения действий по усмотрению лиц, участвующих в исполнительном производстве. 

         Принцип национального языка  исполнительного производства является  логическим продолжением действия аналогичного принципа гражданского судопроизводства.

         Важным принципом является принцип  неприкосновенности личности должника. Необходимо отметить, что задача  судебных приставов-исполнителей  заключается в исполнении судебных  актов и актов других органов, предусмотренных законом. Существует тонкая грань между отмеченной выше обязанностью и принципом неприкосновенности должника. У судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеются полномочия применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в том случае, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.  

Информация о работе Исполнительное производство в системе права Российской Федерации