Исполнительная власть РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:00, контрольная работа

Описание

В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название Государственная Дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва (первая, вторая, третья, четвертая Государственные Думы).

Работа состоит из  1 файл

Исполнительная власть РФ.doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)

Система органов исполнительной власти, которая  в определенной мере копирует модель, характерную для федерального уровня, Президент выведен за пределы  традиционной концепции разделения властей, которая тем не менее  находит закрепление в конституциях республик в качестве одной из основ конституционного строя. Президент является главой государства, назначает Председателя Правительства с согласия представительного органа, а Правительство формируется Президентов по представлению его Председателя (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия).

Система органов исполнительной власти, в  которой Президент является главой государства и главой исполнительной власти. Председатель Правительства  назначается и освобождается  от должности Президентом с согласия представительного органа, а по его предложению Президент назначает и освобождает членов Правительства (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия - Алания). Конституция Чувашской Республики 2000 г. допускает, что Президент вправе совмещать свой пост с должностью Председателя Комитета Министров и тогда с согласия законодательного органа на его назначение не требуется.

Система органов исполнительной власти, характеризующаяся  отсутствием института Президента (Республика Хакасия). В Рамках этой системы можно выделить три основные модели:

     Главу исполнительной власти и высшим должностным лицом республики является Председатель Правительства, избираемый всем населением. Он представляет на утверждение законодательного органа структуру исполнительной власти республики, назначает и освобождает от должности министров (за исключением трех) и определяет порядок деятельности Правительства (Республика Калерия).

    Правительство формируется представительным органом и является высшим органом исполнительной власти (Республика Мордовия, Республика Удмуртия).

     Исполнительную власть непосредственно возглавляет коллегиальный орган, который формирует Правительство республики. Председатель Правительства входит в состав коллегиального органа в качестве заместителя его Председателя (Государственный Совет и Правительство Республики Дагестан).

     Организация исполнительной власти в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах менее разнообразна, чем в республиках. Исполнительная власть в этих субъектах реализуется администрацией (правительством) руководство которой осуществляет на принципах единоначалия ее Глава (Губернатор, Глава администрации, мэр). Глава администрации - это высшее выборное административное должностное лицо, осуществляющее функции и полномочия главы исполнительной власти в системе исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Его взаимоотношение с администрацией (правительство) субъекта РФ могут быть представлены тремя основными моделями:

     Глава администрации (Губернатор) непосредственно осуществляет исполнительную власть, руководя прямо подчиненными ему отраслевыми и функциональными подразделениями администрации (Тюменская область, Сахалинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.);

     Глава администраций (Губернатор) осуществляет исполнительную власть через формируемый им самостоятельный орган общей компетенции - правительство или администрацию субъекта Федерации. Этот орган может возглавляться должностным лицом, назначаемым губернатором (председатель Правительства, первый заместитель главы администрации, вице-губернатор) - Московская, Мурманская, Тульская, Ярославская области, Ханты-Мансийский автономный округ и др.

     Глава администрации (Губернатор) непосредственно возглавляет орган общей компетенции - Правительство или администрацию субъекта Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Липецкая, Саратовская области и др.).При этом правительства и отраслевые органы исполнительной власти формируются губернатором и контрольные функции -законодательной власти существенно ограничены.

     Глава исполнительной власти (Губернатор, Глава администрации) ко предметам ведения РФ и совместного ведения РФ ее субъектов подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ. В его компетенцию входят:

определение в соответствии с Уставом субъекта РФ внутренней политики по вопросам исключительной полномочий субъекта Федерации;

представительство интересов субъекта Федерации в  Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти и в отношениях с другими субъектами РФ;

разработка  и представление на утверждение  законодательного органа субъекта Федерации, бюджета, обеспечение его исполнения;

согласование  решений об образовании, реорганизации  и ликвидации территориальных органов, федеральных министров и ведомств, назначения их руководителей;

утверждение структуры органов исполнительной власти субъекта Федерации, назначение и об освобождение от должности руководителей  отраслевых и территориальных органов субъектов Федерации и др.

     В систему органов государственной администрации субъектов РФ, руководимую главой исполнительной власти (Президентом Республики, Председателем Правительства, Главой администрации, Губернатором) могут входить:

органы  исполнительной власти общей компетенции, правительство или администрация (за исключением некоторых субъектов Федерации). Заместители главы правительства или администрации являются, как правило, руководителями ключевых ведомств субъекта Федерации либо курируют деятельность нескольких ведомств. В состав Правительства могут входить Президент Республики (Республика Коми) либо Губернатор и вице-губернатор (Вологодская область);

государственная администрация субъекта Федерации, включающая органы исполнительной власти специальной компетенции: в республиках и ряде краев и областей - министерство, государственные комитеты, комитеты, департаменты и т.д. В иных субъектах - комитеты, департаменты, управления, отделы.Они могут быть двух видов:

органы  совместного подчинения, входящие в систему федеральной государственной администрации и одновременно подчиняющиеся главе исполнительной власти субъекта федерации (органы внутренних дел, финансов, управления государственным имуществом, социальной защиты населения);

органы  государственной администрации субъекта Федерации, строящие свои отношения с федеральными органами исполнительной власти на основе методических рекомендация и соглашений (органы образования, здравоохранения, культуры и т.д.);

территориальные органы исполнительной власти субъекта федерации общей специальной компетенции. Территориальные органы общей компетенции (префекты, управляющие и т.д.) осуществляют исполнительную власть на территории округов (префектур), объединяющих несколько административно-территориальных единиц (районов в городе, районов и городов). Главы округов (префектур) по должности входят в состав правительства субъекта Федерации (Москва, Ленинградская область). Деконцентрация исполнительной власти субъекта Федерации имеет свои особенности в Свердловской области, где администрация управленческих округов имеет статус территориальных межотраслевых органов государственной власти и координирует на своей территории деятельность ведомств субъекта Федерации. Все эти органы создаются не как органы административно-территориальных единиц, а как органы субъекта РФ на местах. К органам специальной компетенции относятся территориальные органы в городах и районах, представляющие отраслевые и межотраслевые ведомства субъекта РФ (Краснодарский край и др.);

местные государственные органы субъектов Федерации общей компетенции в первичных административно-территориальных единицах, в тех на которые непосредственно делится территория субъекта (Башкортостан, Татарстан, Удмуртия и др.). В этих случаях главы местной государственной администрации либо назначаются Президентом, Губернатором, либо избираются непосредственно населением. В соответствии с законом "О местных органах государственной власти" 1994 г. Республики Саха (Якутия) главы местных администраций улуса, (района) и городов республиканского подчинения подлежат утверждению Президентом Республики. Президент республики вправе отрешать глав местных органов исполнительной власти от должности и привлекать к административной ответственности.

     Таким образом, наличие единой вертикали исполнительной власти в РФ не исключает разнообразие вариантов организации исполнительной власти в субъектах Федерации. Они отражают специфику деятельности государственной администрации субъектов РФ и по своему разнообразию превосходят варианты организаций других органов государственной власти в этих субъектах. Это многообразие не редко приводит к ряду несоответствий конституционному принципу разделения властей.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    В связи с вступлением в силу федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации" 1999 г. происходит определенная унификация органов исполнительной власти во всех субъектах РФ. Номы этого Закона содержат требования о том, чтобы в каждом субъекте РФ была установлена система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. Одновременно Конституциями (уставами) субъектов РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица, являющегося руководителем высшего органа исполнительной власти. Наименование такой должности и высшего исполнительного органа государственной власти определяется конституциями (уставами) субъектов РФ.

     Высшее должностное лицо (руководители высшего исполнительного органа) субъекта РФ избирается гражданами, проживающими на территории данного субъекта РФ либо в особо оговариваемых случаях специально созываемым собранием представителей. Оно избирается на срок не более 5 лет и не может избираться на эту должность более двух сроков подряд. Оно не может быть одновременно депутатом законодательного органа государственной власти субъекта РФ, но может участвовать в его работе с правом совещательного голоса, требовать созыва его внеочередного заседания. Законодательный орган вправе выразить недоверие высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Федерации, которое влечет его отставку. В полномочия высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) входит формирование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта Федерации. В случае приостановления Президентом РФ действия акта высшего должностного лица субъекта Федерации оно вправе обратиться в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии им акта конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации. 
 

Список  использованной литературы

1. Конституция  Российской Федерации. — М.: Юрайт, 1998

2. Федеральный  конституционный закон о Конституционном  Суде Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 13,ст. 1447.

3. Закон  РФ «Об обжаловании в суд  действий и решений, нарушающих  права и свободы граждан» от 25 февраля 1993 г. с изменениями  и дополнениями от 14 декабря 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №51

4. Всеобщая  декларация прав и свобод человека  и гражданина от 9 декабря 1948 г. // Права человека. Сб. международных  договоров. Нью-Йорк, 1989

5. Международный  пакт о гражданских и политических  правах // Права человека. Сб. международных договоров. Нью-Йорк, 1989

6. Декларация  прав человека и гражданина  от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда  народных депутатов РСФСР и  Верховного Совета РСФСР. 1991 №  52

7. Европейская  конвенция о защите прав человека  и основных свобод 1950 г. // Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990

8. Азаров  А.Я. Права человека (Новое знание). М., 1995

9. Баглай  М.В. Конституционное право российское  право Российской Федерации. Учебник  для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997

10. Бережнов  А.Г. Права личности: некоторые  вопросы теории. М., 1991

11. Витрук  Н.В. Правовой статус личности  в СССР. М., 1985

12. Воеводин  Л.Д. Юридический статус личности  в России. М.: Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997

13. Герасимов  А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции  РФ. — СПб.: Норма, 1994

14. Дмитриев  Ю.А. Правовое положение человека  и гражданина в Российской  Федерации. Учебное пособие. М.: Манускрипт, 1992

Информация о работе Исполнительная власть РФ