Институт Медиации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:57, доклад

Описание

В Российской Федерации Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» был принят в июле 2010 года и вступил в силу с 1 января 2011года. В законе дано определение медиации, сфера ее применения, порядок проведения процедуры медиации, порядок заключения соглашения о проведении процедуры медиации и медиативного соглашения, а также разрешен ряд других вопросов. В связи с принятием Федерального закона внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации».

Работа состоит из  1 файл

Институт Медиации в России.doc

— 617.00 Кб (Скачать документ)

Цисана Автандиловна: По первому вопросу. После вступления в силу закона о медиации встанет вопрос о формировании стандартов подготовки профессиональных медиаторов. Каков будет механизм, нам трудно сказать. Вероятнее всего, он будет аналогичен тому, как принимаются стандарты для других профессиональных программ. Либо это будут программы, которые разрабатываются саморегулируемыми организациями.

Медиация ни в коем случае не является конфликтологией. Медиация - это сложный, отличный от других способов разрешения споров процесс, который относится к конфликтологии так же, как любые другие способы разрешения конфликтов. Конфликтология является обширной наукой, изучающей все аспекты зарождения, механизмы развития и разрешения конфликтов. Медиация, как я уже сказала, совершенно отличный от всех других метод разрешения споров. В медиации самим сторонам предоставляется полнота влияния и контроля не только над содержательной частью решения по спору, но и процессом его выработки. И для нас очень важно, чтобы обществом это было воспринято. Именно это делает медиацию не только социально значимым, но и очень нужным для каждого отдельного человека институтом.

Центром медиации и права разработаны программы профессиональной подготовки медиаторов, начиная от базовой и вплоть до мастера медиации. Успешное завершение обучения по программе "Мастер медиации" позволяет выступать в качестве профессионального медиатора в спорах самого широкого спектра, а также преподавать медиацию. Что касается программ, разработанных для юридических вузов, важно отметить, что в мире не практикуется профессиональная подготовка медиаторов в юридических школах как часть образовательного процесса. Обычно медиаторов готовят специальные центры и обучающие организации. Предполагается, что с медиацией как одной из форм альтернативного разрешения споров студенты должны быть ознакомлены. Обычно это непродолжительные программы - от 24 до 36 часовых курсов. Желательно, чтобы подобные программы реализовывались не только в юридических вузах, но и в вузах, где готовят экономистов, менеджеров, а также представителей социально ориентированных профессий. Уже четвертый учебный год наш центр обучает студентов трех ведущих вузов страны - Российской школы частного права, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина - по программе "Введение в медиацию", разработанной нашим центром. Медиатору необязательно иметь правовые знания. Более того, медиатор не должен консультировать стороны по правовым вопросам. Что касается оформления медиативного соглашения, то это задача адвокатов или юридических консультантов сторон.

Отвечая на следующий вопрос, могу сказать, что в данном случае автор вопроса не в полной мере понимает особенность медиации. Внесение предложений о разрешении спора медиатором противоречит сути медиации. Это еще одно доказательство того, как важно разграничивать понятия посредничества в целом и медиации. Медиация является одной из форм посредничества. Существуют формы посредничества, где третья сторона, опираясь на большую директивность, авторитарность, предлагает варианты разрешения спора, которые ей кажутся более приемлемыми. Это вовсе не означает, что решение действительно отражает интересы самих сторон. Одним из наиболее важных и привлекательных свойств медиации является наделение сторон силой влияния на принимаемые решения, их качество и содержание. Это понятие называется empowerment.

Могу отметить, отвечая на третий вопрос, что медиация по сути, если она была проведена без нарушения ее основополагающих принципов, позволяет достигать таких решений, которые должны исполняться сторонами добровольно. Поэтому говорить о нестабильности этих решений не представляется корректным. Соответственно, статуса гражданско-правового договора для такового решения вполне достаточно. Но в некоторых случаях сторонам необходимо заручиться дополнительными гарантиями. Именно поэтому в случае обращения к медиации после подачи иска в суд или обращения к третейскому разбирательству предусмотрена возможность утверждения медиативного соглашения как мирового, что придает ему силу исполнительного листа.

Хотелось бы в будущем открыть центр медиации в своем городе. Как можно стать медиатором? Сроки и условия подготовки, форма обучения. - Ирина (Пыть-Ях, ХМАО-Югра)

Цисана Автандиловна: Разумеется, в будущем будут открываться центры и службы медиации. Необходимым условием их успешности является профессиональная подготовка тех, кто будет работать в этих организациях. Для подготовки профессионального медиатора требуется время. Это невозможно сделать за несколько дней или даже за несколько недель. Я уже говорила о тех программах, которые разработаны и реализуются центром. Желающие могут зайти на наш сайт www.mediacia.com, для того чтобы познакомиться с возможностями обучения.

У многих предпринимателей при решении вопроса о передаче дела на рассмотрение посреднику может возникнуть вопрос: каким образом по сути частное лицо может принять конкретные меры по обеспечению иска? Допускается ли принудительное исполнение обеспечительных мер?
В интервью, данных сотрудниками Вашего центра, подчеркивалось, что исполнение медиативных решений самими сторонами осуществляется на основе принципов добровольности и добросовестности. В то же время ч. 4 ст. 12 законопроекта, внесенного в ГД Президентом России, предусматривает гражданско-правовую ответственность стороны, если она не исполняет или отказывается исполнять такое соглашение. В этой связи вопрос: вправе ли заинтересованная сторона обратиться с иском в компетентный суд с требованием о понуждении к исполнению медиативного соглашения, в том числе в натуре? - Камышевский Владислав Игоревич, к.ю.н. (Москва)

Цисана Автандиловна: Мы говорим о медиации, и в данном случае неуместна такая фраза, как "передача дел на рассмотрение посреднику". Стороны сами принимают решение о необходимости обращения к процедуре медиации. И если они принимают это решение, то медиатор выступает лишь содействующей стороной, а не рассматривает дело сам. Его задача помочь сторонам, как я уже говорила, наладить конструктивный диалог и совместными усилиями, прояснив глубинные интересы, найти взаимоудовлетворяющее решение. Соответственно, здесь неуместно говорить об обеспечительных мерах. Разумеется, медиация не является панацеей. Очень важно, чтобы суд всегда оставался последней инстанцией, куда стороны могут обратиться за защитой своих прав.

Я работаю в консалтинге и периодически выступаю в качестве медиатора в ходе решения каких-то спорных или конфликтных ситуаций в организации, в свое время хорошую подготовку медиатора получал в Петербурге. После утверждения Закона я должен буду где-то подтверждать свой диплом? Если да, сколько это будет стоить? - Марк, бизнес-консультант (Москва)

Цисана Автандиловна: Если уже есть определенная подготовка и практика, то, возможно, нужно будет впоследствии для перехода в ранг профессионального медиатора пройти дополнительный курс, подтверждающий аттестацию, чтобы сделать возможным вступление в профессиональную саморегулируемую организацию.

Где сегодня можно получить образование медиатора? - Алексей (Санкт-Петербург)

Цисана Автандиловна: На сегодняшний день существует много предложений в сфере подготовки медиаторов. Первой и ведущей организацией по обучению медиаторов является Центр медиации и права. Это единственная организация, где были разработаны оригинальные авторские программы, впитавшие в себя наилучший опыт зарубежных стран. Но при этом программы разработаны с учетом социокультурных и правовых особенностей нашей страны. На эти программы получена государственная лицензия.

Какие процедуры медиации рекомендуете применить в процессе оказания первичной бесплатной юридической помощи социально незащищенным гражданам? - Сулейман Шабан оглы Дадашов, руководитель бесплатной юридической приемной юридического факультета НОУ ВПО РосНОУ (г. Москва)

Цисана Автандиловна: При оказании бесплатной юридической помощи стороны так же, как и в других случаях, могут быть направлены на медиацию. Сегодня нами вводится такая практика совместно с двумя наиболее авторитетными юридическими школами нашей страны. Мы создаем медиативные клиники совместно с юридическим факультетом Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и с Московской государственной юридической академией им. О.Е. Кутафина, что позволит включить медиацию в арсенал юридической помощи наименее защищенным и социально неблагополучным гражданам.

Вы уже являетесь медиатором, были ли в Вашей практике интересные случаи урегулирования споров? - Юрий Мельников (Москва)

Цисана Автандиловна: Каждый медиатор, который прошел длительный путь становления в профессии, может сказать, что каждый случай является интересным и уникальным. Медиация ориентирована на индивидуальные интересы сторон независимо от того, межличностный это спор или межкорпоративный. Поэтому, даже если тема спора одна и та же, все случаи уникальны.

КонсультантПлюс: Мы благодарим Вас за интервью.


Интервью с Ц.А. Шамликашвили подготовлено редактором сайта КонсультантПлюс Н. Лашкиной.
Фото - В. Верендеев.

Что такое медиация?

Это старинная форма разрешения спора, предполагающая участие нейтральной незаинтересованной стороны, авторитетной для всех участников - медиатора. Понятие «медиация» происходит от латинского «mediare» - посредничать. Медиация, основными принципами которой являются проявление уважения друг к другу, принятие друг друга, умение слушать и слышать, обязательное соблюдение конфиденциальности - это возможность для всех участников спора выйти из него победителями при отсутствии побежденных.

Медиация - это процесс, в котором стороны встречаются с совместно избранным, беспристрастным, нейтральным специалистом-медиатором(посредником), который помогает им вести переговоры, с целью выработки взаимоприемлемого жизнеспособного решения в условиях существующих между ними различий интересов. Медиация - это междисциплинарная область, находящаяся на стыке юриспруденции, психологии, социологии, конфликтологии и т.д.

Медиация позволяет экономить время, финансы и, что самое главное, - эмоциональные ресурсы. В отличие от судебного процесса, процесс медиации работает в полной мере и с эмоциональной составляющей возникшего несогласия сторон, что, с одной стороны, необходимо и полезно для выработки участниками взаимоприемлемого соглашения, а с другой - может предотвратить тяжелые последствия психологической травмы и обеспечить жизнеспособность соглашения. При этом сам процесс достижения соглашения всегда остаётся скрытым от посторонних глаз и не предаётся огласке.

Роль медиатора

Медиация - это четко структурированный метод посредничества в разрешении спора, где - третья сторона - посредник - медиатор сохраняет нейтральность.

Роль медиатора состоит, с одной стороны, в том, чтобы следить за общими условиями (регламентом), которые были выработаны до начала процесса медиации (правила и структура), и, с другой стороны, сделать «невысказанное» осознаваемым сторонами и обсуждаемым, за счет своих стараний обнаружить и сделать прозрачными специфические, постоянно встречающиеся дисфункциональные модели коммуникации участников.

Для того, чтобы действовать в качестве медиатора, необходимо уметь принимать и признавать других людей в их проявлениях, при этом медиатор вовсе не обязан ни разделять их мнения, ни одобрять их поведение.

Содействие поиску нестандартных решений - это один из аспектов работы медиатора. С этой целью медиатор находит подход к спорящим сторонам, формируя условия для выявления самого важного в существующем споре, что способствует переводу спора на основе принципов к спору на основе интересов, что возможно только тогда, когда стороны отбросят мелкие претензии и личные обиды.
«Поспорили однажды два человека, стоя под апельсиновым деревом - кому принадлежат эти апельсины по праву. - Тому, кто первый их заметил, - сказал один.
- Тому, кто увидел в них образ солнца, - сказал другой.
Спор был жаркий, но он не принес облегчения ни одному, ни другому. Кулаки сжимались сами собой, глаза источали ненависть. Каждый хотел завладеть апельсинами, во что бы то ни стало. По счастью проходил мимо путник - к нему-то и обратили свои мольбы спорщики:
- Рассуди нас! - Для чего каждому из вас эти апельсины? - это все, о чем спросил путник.
- Мне, - сказал один, нужна их спелая мякоть, чтобы мои гости смогли вдоволь ей полакомиться на свадьбе дочери. - Мне нужна их сочная кожура, чтобы приготовить из нее цукаты на свадьбу сыну - промолвил другой. Ничего не сказал путник, ничего не сказали два уставших человека... Глаза всех троих прояснились, и светом озарились их лица.»

Эта известная история подтверждает факт, что интересы имеют право на существование и даже могут быть удовлетворены одновременно. Но не всегда участники спора способны самостоятельно это осознать, и именно здесь им на помощь приходит медиатор (посредник), в лице которого они видят авторитетную непредвзятую личность, способную помочь им взглянуть на существо спора со стороны.

История

Медиация является очень старым инструментом международного права. Если заглянуть в глубь истории, то ее можно встретить там, где без принятия различий дальнейшее движение вперед было невозможно или обязательного к исполнению решения можно было скорее добиться переговорами, нежели через нормы или иерархический порядок. Так, например, конец Тридцатилетней войне был положен благодаря медиации.

Тем не менее, медиация в сегодняшнем виде появилась только во второй половине двадцатого столетия. Сначала она обосновалась в США, Англии и Австралии и позже появилась в Европе - Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии, Австрии, Италии, Швейцарии.

С применением медиации стало понятно, что в некоторых случаях возможности этого метода во многом превосходят судопроизводство. Медиация требует не выработки односложной позиции «черное-белое», а допущения принятия различий в точках зрения, в интересах сторон. Придя к осмыслению этого факта, страны Европы, имеющие богатую традициями, хорошо функционирующую систему правосудия, взяли этот метод на вооружение, интегрировав медиацию в правовую систему.

Медиация, в том виде как она применяется сейчас, является продуманным, отточенным методом и структурированным процессом. В тоже время она остается междисциплинарной областью, где объединяются юриспруденция, психология, социология, конфликтология и другие науки.

Востребованность медиации в современном цивилизованном обществе во многом связана с глобализацией, способствующей упразднению иерархии и росту взаимосвязей. Это отражается на всех уровнях общественного устройства - в семье, в мире экономики и труда, в государственной управленческой практике. Процессы происходящие в современном мире порой требуют новых неординарных подходов к разрешению возникающих споров и конфликтов.

В настоящее время в западных странах медиация достигла такого уровня востребованности, что стало целесообразно, а иногда и необходимо ее законодательное регулирование. Так, в США недавно издали Единый закон о медиации ((Uniform Mediation Act), объединивший более 2500 существовавших до этого в США законов регулировавших посредническую деятельность в различных Штатах и сферах ее применения. ООН опубликовала для хозяйственного права Модельный закон о международных коммерческих примирительных процедурах (Model Law on International Commercial Conciliation (UNICITRAL)).

В 2003 году в Австрии был принят Федеральный закон о медиации. Европейская комиссия в 2004 году поддержала Кодекс поведения для медиаторов, разработанный для того, чтобы медиация получила больше доверия в отдельных европейский странах.Той же цели служит проект директивы, имеющий силу закона, который в настоящее время обсуждается европейскими государствами и должен быть опубликован и утвержден в 2006 году. Понимая значимость данного документа мы перевели и опубликовали его для наших читателей в книге "Медиация как метод внесудебного разрешения споров».
В России применение медиации( посредничества) как способа разрешения коммерческих споров впервые закреплено в нормах Арбитражного процессуального кодекса 2002 года.

В настоящее время, в результате привлечения внимания юридического сообщества к проблеме внедрения альтернативных методов разрешения споров, в частности, медиации (посредничества) в Российскую правовую систему, появилось понимание и необходимость формирования законодательной базы. И работа в этом направлении ведется.

Области применения

Медиация (посредничество) применяется во всех областях человеческой деятельности, где присутствует необходимость общения - это семья, бизнес, производство, социум в целом...

Медиация, являясь процедурой, ориентированной на будущее, обеспечивает сторонам сохранение партнерских отношений, возможность продолжать совместную деятельность.

Вот далеко не полный список областей, в которых медиация эффективна:

                  Семейные отношения;

                  Воспитательно-образовательная сфера;

                  Система социального обеспечения и здравоохранения;

                  Корпоративные и межкорпоративные споры;

                  Экономическая сфера;

                  Интеллектуальное право;

                  Публичное право;

                  Система страхования;

                  Финансовая и банковская сфера;

                  Индустрия туризма и отдыха;

                  Недвижимость, строительство и проектирование;

                  Различные отрасли промышленности;

                  Инженерия и высокие технологии и т.д.

Мы часто ссылаемся на крылатое выражение: «в споре рождается истина». Конечно, хороший спор, интересная дискуссия могут иметь конструктивный характер. Но нередко бывает по-другому. Зачастую спорящие стороны, будучи эмоционально вовлеченными в конфликт, лишают друг друга возможности быть услышанными и понятыми.

Да, разумеется, конфликты и неизбежны, и необходимы, так как являются толчком к развитию. Однако, чаще конфликт, спор носит деструктивный характер. В подобных случаях стороны, вовлеченные в конфликтную ситуацию, не видя другого выхода, прибегают к помощи правосудия, заведомо занимая позиции по разные стороны баррикад. Создающаяся в результате ситуация противостояния может разрешиться лишь поражением одной из сторон и выигрышем другой, но выигрыш этот далеко не всегда оправдывает все чаяния и надежды победителя.

Вот почему в большинстве случаев, когда предмет спора лежит в плоскости гражданского, административного, частного, корпоративного права, целесообразно применять внесудебные методы разрешения споров и, в частности, медиацию.

Медиация, основными принципами которой являются проявление уважения друг к другу, принятие друг друга, умение слушать и слышать, обязательное соблюдение конфиденциальности – это возможность для всех участников спора выйти из него победителями при отсутствии побежденных. Посредническая деятельность (медиация) за последние десятилетия получила широкое распространение как составная часть процедуры урегулирования конфликтов без обращения в суд – преимущественно в коммерческой сфере. Но посредничество нередко применяется в целях завершения конфликта мировым соглашением также и в процессе судебного разбирательства. Таким образом, посредничество здесь является деятельностью универсального характера. Оно может применяться как вне суда, так и в процессе судебных процедур разрешения коммерческих споров.

Во многих странах мира (и Россия в этом отношении не является исключением) в последние годы наблюдается возрастание интереса к данной форме урегулирования конфликтов. Главной причиной широкого интереса к медиации, и ее популярности во многих странах, является спрос на эту услугу. Ведь возникновение споров, конфликтов в сфере осуществления предпринимательской деятельности практически неизбежно. Они существовали, существуют и будут существовать всегда. Следовательно, имеет место объективная необходимость использования различных способов и форм разрешения споров.

Медиация является наиболее мягкой формой разрешения споров. Посредник – медиатор – не выносит своего решения, он лишь помогает создать условия, приемлемые для переговорного процесса. Он, руководствуясь своим опытом, знаниями, умением разрешать конфликты, помогает спорщикам выработать такую позицию, которая максимально соответствовала бы интересам спорящих сторон. Таким образом, разрешение спора полностью зависит от воли самих спорящих.

Что такое внесудебное разрешение споров?

Под внесудебным разрешением споров, опираясь на принятое в англо-американском языковом пространстве понятие Alternative Dispute Resolution (ADR), понимают процедуры, в которых конфликты доводятся до решения внесудебно при участии третьей стороны. Методы внесудебного урегулирования споров развивались с 60-х годов в англосаксонских странах, в первую очередь в США, Англии и Австралии. Здесь они неоднократно «изобретались» самими судами. Суды при первой же возможности согласия сторон передавали правовой спор на внесудебное урегулирование. Сегодня такие методы уже давно применяются независимо от судебной отсылки, причем медиация является одним из наиболее успешных и широко применяемых методов ADR, последовательно способствуя возможности достижения взаимоприемлемого урегулирования при поддержке третьей стороны и предоставляя для этого четкую структуру.

Успешное применение медиации как метода урегулирования конфликтов стало сегодня возможным потому, что исследования в различных областях и дисциплинах расширили и углубили возможности структурированного образа действий в конфликтных ситуациях на основе личной ответственности и участия. При этом не нужно путать медиацию с согласительной процедурой. Последняя отличается от медиации тем, что она основывается на предложении, как правило, в интерпретационных рамках закона.

Третья сторона здесь сама оценивает и определяет направление, в котором следует двигаться к соглашению. В медиации третья сторона лишь поддерживает вовлеченные в спор стороны в выработке самостоятельного решения.

Одним из основных требований, делающих возможным использование медиации в разрешении спора, является добрая воля сторон, вовлеченных в конфликт. Медиация может применяться только тогда, когда обе или все стороны (в случаях, когда в спор вовлечено более двух сторон) хотят ее применения или согласны на это.

Также следует выделить критерии, по которым случаи могут быть отнесены к тому или иному способу разрешения споров, в зависимости от его процессуальной компетенции. Это позволит более четко отличать случаи, в которых наивысшей процессуальной компетенцией обладает медиация или другие процедуры ADR, от случаев, которые необходимо или предпочтительнее поручить судам, либо использовать сочетанную процедуру рассмотрения спора.

Методы ADR, в особенности медиация, наиболее применимы в случаях, когда:

                  главными являются не правовые претензии, связанные с прошлым, а будущие интересы партнеров по конфликту и возможность сохранения нормальных отношений в перспективе (после развода, в бизнесе и т.д.);

                  речь идет о длительных, значимых отношениях (например, если при последствиях развода затронуты интересы детей, или при длительных деловых отношениях);

                  на ситуацию оказывают сильное влияние личные отношения и эмоциональная сторона конфликта (как, например, при разногласиях между акционерами);

                  стороны предпочитают сохранить полную конфиденциальность (судебные процессы, как правило, публичны);

                  необходимо выработать всеобъемлющее генеральное решение, а правовой спор охватывает (или может охватить) лишь часть проблемы;

                  имеют место сложные случаи, которые не могут быть разрешены в интересах обеих сторон (либо могут быть разрешены неудовлетворительно) с помощью права с его бинарным конструктом «да/нет».

Наряду с определением границ применимости медиации, следует выделить характерные ее черты и основные отличия от судебного разбирательства:

СУД Процесс формальный

МЕДИАЦИЯ Процесс неофициальный

Публичный

Конфиденциальный

Контролируется государством

Основан на автономности участников

Ориентирован на повод к конфликту.Бремя доказательства (сбор фактов).

Ориентирован на личные убеждения и субъективные интересы сторон.

Осуществление правовых позиций

Объединение различных интересов

Ориентирован на прошлое

Нацеленность на создание взаимоприемлемого будущего

Применение права

Использование права

Ориентация на победу одной из точек зрения

Уважение различий, интересов и точек зрения друг друга

Использование слабости позиций другой стороны в целях собственного выигрыша

Принятие собственной слабости (и слабости других) как переломной точки в споре, т.к. приходит осознание не- обходимости привлечения помощи со стороны

Стратегии в духе «выигрыш – проигрыш»

Решения в духе «выигрыш – выигрыш»


Итак, из приведенного выше сравнения можно заключить, что медиация – это путь к осмысленному взаимоприемлемому решению. Медиация представляет собой форму посредничества в спорах беспристрастной третьей стороны. Целью процедуры медиации является выработка решения, удовлетворяющего стороны, при котором нет ни победителей, ни побежденных, и могут выиграть все, кто вовлечен в спор.

Процесс медиации характеризуется тем, что стороны в конфликте сами вырабатывают решение проблемы. Медиатор – не третейский судья, он только ведет процесс и ненавязчиво помогает спорящим сторонам в выработке взаимоудовлетворяющего и жизнеспособного, исполняемого решения.

Области применения медиации

Сегодня медиация находит применение и развивается повсюду, где возможности институтов, традиционно занимающихся разрешением конфликтов, оказываются недостаточными и где вследствие глубоких социальных перемен возникает необходимость в поиске новых подходов к разрешению споров.

Общественный порядок в традиционно демократических государствах, как правило, поддерживается и восстанавливается за счет законов и судопроизводства. Но одного этого сегодня часто оказывается недостаточно, поскольку правовые решения лишь отчасти могут охватить стремительно меняющуюся в последние десятилетия общественную реальность. Ведь право основывается на фактах, ориентированных на прошлое.

Сложность современных конфликтных отношений требует таких форм разрешения споров, при которых стороны сами и, в конечном итоге, под свою личную ответственность принимают принципиальные решения. Будучи основаны на интересах самих участников, эти решения более полно (с точки зрения результата и процесса) учитывают представления сторон о будущем мирном сосуществовании и, вместе с тем, их достижение является быстрым, эффективным и экономичным в плане материальных затрат.

Вот главные идеи, которые привели к рождению медиации как системы урегулирования конфликтов, основанной на консенсусе и сотрудничестве. Правовое решение – это точка в споре, вердикт, тогда как медиация – это начало сосуществования по новым совместно выработанным правилам.

Поэтому медиация на сегодняшний день получила распространение во всем цивилизованном мире, используясь в первую очередь при разрешении следующих конфликтов:

                  в семейной сфере – особенно при расставаниях и разводах, а также при разделе наследства;

                  в школе;

                  между соседями;

                  в экономической и трудовой сфере, при конфликтах как;

                  внутри предприятия, так и между фирмами (предприятиями);

                  в учреждениях, включая:

                           государственные;

                           неправительственные организации;

                           общественные организации;

                           научные институты;

                           церковь;

                  в общественно-правовой сфере, главным образом в конфликтах, связанных с вопросами охраны окружающей среды;

                  при оценке возможных последствий использования техники;

                  в политической сфере – например, при урегулировании конфликтов между этническими группами, и между государствами (это давний институт международного права, о котором уже упоминалось в начале);

                  при мировых соглашениях между виновником и пострадавшим. Иными словами, в рамках уголовного права (в частности, при рассмотрении дел с участием несовершеннолетних);

                  при межкультурных конфликтах (медиация хорошо зарекомендовала себя в конфликтах общинной жизни (community mediation) и на предприятиях).

Все большее применение находит медиация в разрешении споров, возникающих в экономической и трудовой сфере, а также в области управления. Вот почему хотелось бы уделить им особое внимание и выделить основные формы подобных конфликтов и их особенности. Случаи, касающиеся самих участников (медиация «лицом к лицу»).


Здесь в центре внимания находятся такие споры, как:

        конфликты при основании, преобразовании или разделе компаний, а именно товариществ или зависимых от частных лиц акционерных компаний, включая объединения представителей свободных профессий (например, адвокатов, врачей или объединения самостоятельно практикующих врачей, использующих общую материальную базу, оборудование);

        конфликты между компаниями и их управляющими, а также вообще между лицами, занимающими на предприятии ведущие должности;

        споры между наследниками, совокупно владеющими наследством, при составлении завещаний предпринимателями, что обычно происходит при продолжении предприятием своей деятельности после смены владельца (наследование предприятия).

Урегулирование конфликтов через представителей – одна из разновидностей медиации.

Имеются в виду споры, в которых участники представляют фирму, учреждение или отдел внутри фирмы (предприятия). Области применения такой медиации разнообразны. В качестве примера можно привести:

        конфликты, связанные с патентным и авторским правом;

        дополнительные переговоры при длительных контрактах, например, между фирмой-производителем, фирмой-поставщиком и сбытовой фирмой;

        требования возмещения убытков, включая такие требования в случае ответственности производителя;

        конфликты при урегулировании страховых случаев, особенно когда пострадало много людей (авария танкера, массовое столкновение);

        конфликты с участием представителей разных стран, включая конфликты с межкультурной подоплекой, конфликты, связанные с персоналом и организацией производства в международных концернах;

        конфликты на совместных предприятиях (отправной точкой этих конфликтов часто является разное понимание основных моментов производства, обусловленное культурными различиями).

        Особое значение медиация может приобрести при конфликтах, возникающих после слияний и при санации неплатежеспособных предприятий, т.е. при их банкротстве;

        существенной областью применения медиации являются и споры, возникающие в процессе реализации крупных строительных проектов (особенно связанные с выплатой ущерба в отношениях между строительной фирмой, субподрядчиком, конструктором и архитектором или при ликвидации строительных бригад).

Велико значение медиации и при реализации больших проектов. Например, при строительстве промышленного сооружения в соответствии с американским опытом (а в последние годы подобная практика часто применяется и в Европе) изначально целенаправленно назначаются комиссии по рассмотрению конфликтов (dispute review boards), которые могут сразу разрешать конфликты при их возникновении, часто применяя для урегулирования споров медиацию.

Процесс медиации и его участники

Само понятие происходит от латинского «mediare» и означает буквально «посредничать». В медицинском словоупотреблении слово «медиатор» используется для обозначения «проводникового вещества». В международном праве этот способ решения конфликтов определяется как предложение посредничества спорящим сторонам государством, не участвующим в споре. Как средство улаживания споров медиация признана в ст. 33 Устава Объединенных Наций.

Медиация – это четко структурированный метод посредничества в разрешении спора, где третья сторона (посредник-медиатор) сохраняет нейтралитет. Цель медиации – содействовать способности участников спора урегулировать свой конфликт самостоятельно, к взаимному удовлетворению и к обоюдной пользе. Эффективность подобного урегулирования достигается благодаря раскрытию в спорящих сторонах способности к кооперации и коммуникации, за счет целенаправленных действий, ориентированных на будущее, что поможет сэкономить участникам спора время, деньги и эмоциональные ресурсы.

Медиация – это междисциплинарный метод. Она может быть использована везде, где требуется привести спорящие стороны к согласию, будь то в профессиональном, частном, общественном или политическом контексте. В процессе медиации специально обученная, независимая третья сторона, которую признают и которой доверяют все участники конфликта, привлекается к разрешению спора.

Роль медиатора состоит, с одной стороны, в том, чтобы следить за следованием общим условиям ведения процедуры (регламентом), которые были выработаны участниками спора в самом начале процесса медиации, и, с другой стороны, сделать «невысказанные» мотивы осознаваемыми сторонами, доступными для понимания, и обсуждаемыми. Другими словами, медиатор призван обнаружить и сделать прозрачными специфические, постоянно встречающиеся дисфункциональные модели взаимодействия участников.

При этом для всех медиаторов главным условием посредничества в урегулировании конфликтов является беспристрастность.

У медиатора главная цель – поддерживать обоих партнеров по конфликту и оставаться «нейтральным». Его кредо должно быть таким: «Я не занимаю выраженной позиции в отношении какой-либо из сторон, не играю роль третейского судьи, а вступаюсь за обе стороны». Медиатор старается сохранить нейтральную позицию и побуждает стороны к высказыванию своего мнения на протяжении всего процесса медиации. Здесь важна справедливость, а также обеспечение всем участникам равных возможностей для высказывания своей точки зрения, позиции, интересов, мотивов и пожеланий.

Главные преимущества медиации

        Медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора.

        При ее проведении обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены индивидуально.

        Медиация ориентирована не столько на конфликт (выяснение кто прав, а кто виноват) или на выигрыш, сколько на конструктивный поиск решений.

        В плане временных затрат медиация может быть легко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспекты спора.

        При этом сфера частных интересов участников полностью защищена, поскольку процесс медиации это конфиденциальный процесс.

        Медиация позволяет участникам спора посмотреть в будущее и использовать свои творческие способности.

        При разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно приемлемым и естественным шагом.

Вопрос-ответ

Готово ли наше общество сегодня оценить преимущества медиации?

Думается, что да, готово по крайней мере начинать использование этой формы разрешения споров. Как известно, аппетит приходит во время еды. Использование медиации способствует ее быстрому и широкому распространению вследствие тех неоспоримых достоинств и преимуществ, которыми обладает данная форма снятия конфликтов. Практика медиации указывает на то, что она заключает в себе следующие немалые преимущества: во-первых, конфиденциальность процедуры, присущая медиации в отличие от публичности, открытости, гласности судебного разбирательства. Во-вторых, готовность сторон к ведению переговоров, профессионализм и опыт хорошего медиатора обеспечивают достаточно быстрое урегулирование конфликта, что особенно важно, например, для разрешения споров в сфере предпринимательской, коммерческой деятельности. Быстрота разрешения споров означает также экономичность данного способа урегулирования, поскольку расходы, затрачиваемые на урегулирование, связанные с получением юридической помощи, находятся в прямой зависимости от длительности процедуры. Но, пожалуй, основная ценность медиации состоит в том, что поскольку она обеспечивает дружественное урегулирование споров, то это означает сохранение устойчивых, нормальных отношений между спорящими сторонами, независимо от того, идет ли речь о двух коммерсантах или о бывших супругах, выясняющих отношения в связи с прекращением брака.

Позитивное воздействие оказывают переговорные процедуры с использованием посредника и в сфере трудовых отношений, что способствует поддержанию в рабочем коллективе нормального климата. Перечисленные достоинства медиации, несомненно, служат залогом ее быстрого распространения, особенно в разрешении коммерческих споров. Конечно, медиация получает наиболее широкое распространение там, где достаточно высок уровень культуры самих спорящих, способных посмотреть на себя со стороны и исходить не только из своих собственных интересов, но также из интересов контрагентов. Однако медиация является не только порождением высокой культуры использующих ее людей, но также способом формирования культурной среды, в которой она получает наибольшее развитие. Поскольку к тому же медиация наиболее широко используется в рамках внесудебных процедур, то ее совершенно справедливо рассматривать как один из способов формирования гражданского общества. На самом деле она сопряжена с формированием подлинных институтов гражданского общества, в рамках которых и реализуются такие ценности, как свобода граждан, утверждение начал справедливости и безопасности.

Посредничество и медиация - понятия разные или совпадающие?

Некоторые современные словари дают однозначный перевод слова «mediation» как «посредничество». Другие в качестве синонима приводят слово «conciliation», которое в юридическом смысле означает примирение сторон. Американские организации, занимающиеся вопросами медиации (например, U.S. Equal Employment Opportunity Commission), указывают на то, что медиатор только способствует сближению позиций спорящих сторон, но сам не предлагает готовые рецепты примирения. В беседах с российскими коллегами, напротив, высказывалось мнение, что медиатор должен вырабатывать собственную позицию и приводить к ней участников процесса. Но здесь ему уже не обойтись без высочайшего авторитета и высокой общественной репутации. Российское законодательство уже содержит институт посредничества. Значит, его надо развивать и вырабатывать собственное понимание медиации, влиять на выработку стандартов и обычаев медиативного рынка (ведь это такой же рынок услуг, как и все прочие). Причем придется это делать, учитывая глобальный характер наших связей, так же глобально (начиная, естественно, с направлений и стран, где наши связи наиболее активны). Было бы полезно придать медиативным процессам в России более широкий характер.

Какие преимущества медиации являются наиболее значимыми, если говорить о ней как об инструменте функционирования гражданского общества?

В странах, где медиация используется достаточно широко, утвердилось мнение, что она является одним из способов, обеспечивающих доступ к правосудию. И это действительно так. В современном мире, где судебные системы повсеместно перегружены количеством поступающих на их разрешение дел, общество ищет другие, альтернативные методы разрешения споров. К ним относятся, в частности, разрешение споров третейскими судами, коммерческим арбитражем. Не меньшее значение приобретает и использование медиации как способа достижения конечного результата разрешения конфликтов. Обычно государственные суды всячески содействуют развитию альтернативных методов разрешения споров именно потому, что они способствуют нормализации загрузки государственных судов, а следовательно, созданию необходимых условий для более эффективного осуществления правосудия. Больше того, во многих странах мира альтернативные методы рассматриваются как едва ли не основной способ обеспечения доступности правосудия в государственных судах.

Опыт показывает, что если поначалу медиация используется для разрешения споров в сфере частного права, т.е. семейных, коммерческих, то в дальнейшем она оказывается пригодной и для разрешения сложных трудовых споров, особенно коллективных, а также споров, разрешаемых обычно в административном правосудии (то есть споров, возникающих между гражданином и государством). Во многих странах наработан большой опыт по использованию медиации, например, для разрешения налоговых споров. Представляется, что этот опыт мог бы использоваться и в России. Другое дело, что порядок использования медиации должен быть установлен специальным законодательством, в частности законодательством о разрешении налоговых споров. Чрезвычайно важно, чтобы соответствующие государственные органы были наделены соответствующей компетенцией, границы которой должны быть четко обозначены. Нельзя, например, исходить из того, что в процессе медиации налоговый орган может освобождать или существенно снижать налоговые обязательства другой сторон в споре (налогоплательщика). Но в результате медиации вполне могут вырабатываться или утверждаться, например, графики погашения недоимок по налоговым обязательствам с учетом реальных возможностей налогоплательщика, с тем чтобы он смог продолжать свою предпринимательскую деятельность.

Мы находимся в начальной стадии использования альтернативных методов разрешения споров, в том числе и медиации. Предстоит еще немало усилий по созданию надлежащих условий для распространения этих высокополезных способов разрешения конфликтов на пути формирования эффективных институтов гражданского общества. Особенно большая роль, разумеется, при поддержке государства, должна принадлежать структурам гражданского общества, общественным объединениям граждан или юридических лиц, таким как союзы предпринимателей, торгово-промышленным палатам, посредническим центрам и средствам массовой информации, обеспечивающим активизацию и поддержку этих цивилизованных и весьма эффективных способов преодоления конфликтов. Наверное, одним из таких важных шагов на этом нелегком пути является издание журнала, создающего площадку для активного участия в этих процессах всех заинтересованных сторон.

Существует ли за рубежом законодательство, регулирующее использование альтернативных методов разрешения споров

Такой сложный метод, как третейское разбирательство, везде в мире имеет определенную правовую базу. В каждой стране он урегулирован национальным законодательством. У нас тоже есть закон о третейских судах Российской Федерации. Он в полной мере соответствует международным стандартам. А вот в отношении посредничества дело обстоит несколько иначе. Здесь практика разная. В некоторых странах есть законодательные акты о посредничестве как о процедуре. Точнее, о примирительных процедурах с использованием услуг посредника. Во многих странах таких актов нет, а посредничество осуществляется на основе актов самоуправления. То есть посредники объединяются в корпорацию, эта корпорация утверждает требования к посредникам, утверждает правила разрешения споров посредниками, принципы этой деятельности и так далее. Это корпоративное объединение внимательно следит за соблюдением всех этих правил теми, кто является членами данной организации, то есть самими посредниками. Существует такой вот корпоративно-этический контроль с достаточно строгими мерами воздействия на тех, кто нарушает эти правила, путем исключения из числа посредников. При этом сами корпорации готовят посредников, проводят их аттестацию, выдают документы о том, что специалист обладает необходимыми знаниями, опытом и может быть приглашен сторонами в качестве посредника.

Чем можно объяснить внимание российского бизнеса к различным формам альтернативного разрешения споров, в том числе к медиации?

Сегодня заинтересованность бизнеса в основанных на компромиссе способах разрешения экономических споров обуславливает возрастающую популярность медиации. Медиация - гибкая, неформальная, экономичная и быстрая процедура, позволяющая участникам спора в духе доброй воли урегулировать разногласия. Данная процедура помогает сгладить личностные отношения и эмоциональную сторону конфликтов, которые часто не позволяют сторонам урегулировать спор в ходе прямых переговоров.

Особый интерес участников спора к медиации проявляется, когда главным в споре являются не правовые претензии, связанные с прошлым, а будущие интересы партнеров и возможность продолжать деловое сотрудничество и развивать партнерские отношения. Преимущества медиации в полной мере проявляются в случаях, когда необходимо выработать всеобъемлющее соглашение спорящих сторон по комплексу вопросов, а правовой спор охватывает лишь часть проблемы. Такая ситуация наиболее характерна для корпоративных конфликтов. Существенным для участников хозяйственных отношений является и возможность сохранить при проведении примирительных процедур полную конфиденциальность информации относительно обстоятельств спора.

Кто может быть медиатором? Требуется ли для этого специальная подготовка?

Дело в том, что по принятой международной практике на сегодняшний день в очень малом количестве стран есть какие-то нормативные акты, вообще регулирующие профессиональную подготовку медиаторов. В принципе медиатором может быть каждый. Понятно, что есть ограничения по дееспособности, психологическому состоянию человека, подобным факторам. Австрия - единственная страна, в которой был принят в 2004 году федеральный закон о медиации, который регулирует подготовку медиаторов и определенные нормативы подготовки. В большинстве стран существуют сообщества медиаторов, деятельность которых регулируется внутренним актом, который вырабатывается внутри этих же сообществ, т.н. акт саморегулирования. Среди медиаторов есть некоторое разделение. Допустим, медиаторы, которые работают в правовой сфере, те, которые вышли из юристов или совмещают свою деятельность как юристы, к ним предъявляются одни требования. Медиаторы-психологи - другое. Есть медиаторы - социальные работники. Это я привожу австрийский пример. Там даже количество часов подготовки медиаторов разнится. Юристы готовятся в медиаторы меньше, чем, допустим, социальные работники. Во многом это зависит от того образования, которое есть у человека изначально. В Германии, например, на сегодняшний день в большинстве школ права введен постоянный курс медиации. То есть каждый, кто выпускается с юридического факультета, проходит курс медиации. Если человек хочет быть медиатором, не просто называться, а именно быть, специальная подготовка ему нужна обязательно. Есть выверенная методика, которая позволяет обучить медиатора. Понятно, что при определенных личностных, индивидуальных качествах.

Словарь

МЕДИАЦИЯ – это старинная форма разрешения споров, предполагающая участие в их разрешении нейтральной незаинтересованной стороны, авторитетной для всех участников. Понятие «медиация» происходит от латинского «mediare» - посредничать.

МЕДИАТОР – третья сторона, участвующая в процессе медиации – посредник, между конфликтующими сторонами. Медиатор следит за тем, чтобы разговор был доверительным и направленным на цель. Медиатор во время процедуры медиации пытается точно понять, что важно для участников медиации. Он старается отделить существенное от несущественного, воспринимает эмоции, не давая им своей оценки. Он подчеркивает призыв и содержание послания, так что обе спорящие стороны чувствуют себя понятыми.

ПОСРЕДНИЧЕСТВО (Mediation) – форма урегулирования конфликта с помощью третьей стороны вместе с использованием других средств, таких как примирение или третейский суд. Посредническая деятельность заключается в облегчении достижения согласия между конфликтующими сторонами, благодаря усилиям третьей стороны. Функции третьей стороны - посредника могут состоять просто в предоставлении подходящего места для переговоров, в содействии уменьшению напряженности или прекращению конфликта между сторонами; но от посредника также может потребоваться проведение более значительного исследования причин разногласий и выдвижение конструктивных предложений для их решения.

МЕДИАЦИЯ ПРИ СУДЕ – это особая форма процесса в американском гражданском суде. Здесь дела судом направляются на медиацию. Решение, вынесенное медиатором, имеет обязательную силу, если ни одна из сторон в течение определенного срока не требует проведения повторного судебного разбирательства.

КОМИССИЯ ПО РАССМОТРЕНИЮ СПОРОВ – этот инструмент имеет смысл в больших проектах, в которых предварительные расходы в сравнении с общими затратами не имеют решающего значения. Комиссия по рассмотрению споров действует сопроводительно. При длительных строительных проектах, в которых участвует несколько фирм. По опыту известно, что при осуществлении строительства, конструкторской деятельности, архитектурного планирования и т.д. часто возникают конфликты. Все участники одновременно находятся в большой зависимости от сроков, от качества работы друг друга и т.д. Поэтому комиссии по рассмотрению споров поручается задача сопровождения проекта и разрешения споров по мере их возникновения, в зависимости от договоренности в рамках обязательного решения (adjudication) или необязательной рекомендации. В частности, могут быть приняты временные решения.


ТРЕТЕЙСКИЙ СУД – негосударственный орган, рассматривающий гражданские споры, образованные сторонами. Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Стороны, передавая спор на рассмотрение третейского суда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего. Третейские суды могут создаваться как постоянно действующие, так и для рассмотрения конкретного спора. Порядок создания и деятельности третейского суда для рассмотрения споров между российскими организациями на территории РФ определяется Федеральным Законом «О третейских суда в Российской Федерации» № 102-ФЗ от 24.07.2002г, а рассмотрение споров с участием хотя бы одного из иностранных субъектов регулируется Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г.

 



Информация о работе Институт Медиации в России