Государственнная политика в области занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 14:54, контрольная работа

Описание

Поначалу появление безработных благотворно повлияло на развитие экономики: вместо неспособных нормально работать, попавших под сокращение, на производстве остались грамотные и ответственные работники, повысилась эффективность производительного труда. Изменился и сам подход к работе: люди стали «держаться за место» боясь быть уволенными.
В то же время стали проявляться и негативные стороны безработицы. О них можно говорить бесконечно долго. Это и рост преступности, и существенный отток средств из государственного бюджета на различные социальные выплаты (пособия, материальная помощь и др.).
Итак, возникла необходимость снижения уровня безработицы, доведение его до общеевропейского. А для этого необходима разработка действенной государственной политики содействия занятости населения в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Деятельность государственной службы занятости 5
1.1 Цель, задачи, функции, структура и финансирование государственной службы занятости…………………………………………………………………5
1.2 Основные направления деятельности службы занятости………………….7
2 Социальная защита безработных ………………..13
2.1. Социальная защита безработных как элемент социальной политики государства .13
2.2. Технология деятельности служб занятости 17
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………………...26

Работа состоит из  1 файл

гум.docx

— 50.91 Кб (Скачать документ)
  • соблюдения условий договоров (контрактов, других соглашений), регулирующих трудовые отношений в соответствии с законодательством;
  • реализации мер, предусмотренных в коллективных договорах (других соглашениях) по защите трудящихся в случае безработицы или приостановке производства; оказание содействия в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставление сверхустановленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет средств предприятий и других работодателей; создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли предприятий уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели;
  • трудоустройства определенного местным органом власти числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

     Помимо  этого, работодатели обязаны:

  • своевременно, не менее чем за три месяца, и в полном объеме предоставлять службе занятости и в профсоюзный орган информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, число и категории трудящихся, которых оно может коснуться, и срок, в течение которого его намечено осуществить. Они так же несут ответственность в установленном законом порядке за предоставление недостоверных сведений;
  • принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся на предприятие, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление службы занятости.

     Работодатели  имеют право на частичное возмещение средств в виде дополнительных налоговых льгот и других форм компенсации расходов, связанных с созданием дополнительных рабочих мест для граждан особо нуждающихся в социальной защите, сверх минимального количества, устанавливаемого местными органами власти; на получение от службы занятости бесплатной информации о состоянии рынка труда,

     При необходимости служба занятости  может компенсировать работодателям  полностью или частично затраты  по организации обучения принятых на работу граждан, высвобождаемых с других предприятий.

     Таким образом, для реализации данного  механизма есть все необходимые  предпосылки.

     Для реализации своего права на труд граждане ведут самостоятельный поиск  работы или обращаются в органы службы занятости (обращение гражданина в  органы службы занятости в целях  поиска работы — право гражданина, но не обязанность), которые, в свою очередь, призваны оказывать содействие гражданам в поиске подходящей работы.

     Осуществить свое право на труд гражданин может  также путем прямого обращения  к работодателю.

     Статья 3 Закона «О занятости населения  в РФ» определяет следующие условия  признания гражданина безработным: трудоспособность, поиск работы, готовность приступить к работе, отсутствие заработка  и работы, наличие в паспорте гражданина отметки о регистрации по месту  жительства, наличие всех необходимых  документов, регистрация в органах  службы занятости по месту жительства гражданина в целях поиска подходящей работы.

     Органы  службы занятости вправе рассматривать  вопрос о признании гражданина безработным  только при соблюдении всех вышеперечисленных  условий в совокупности.

     Право на пособие по безработице имеет  только тот гражданин, который в  установленном законодательством  порядке признан безработным.

     Органы  службы занятости оказывают консультационную помощь по вопросам, входящим в их компетенцию, всем обращающимся гражданам, независимо от их места жительства или пребывания; занятым и не занятым трудовой деятельностью, гражданам, получающим пенсию по старости (по возрасту), по инвалидности I, II, III групп, подросткам от 14 до 16 лет, молодежи, беженцам, вынужденным переселенцам, иностранным гражданам, лицам, не имеющим гражданства.

     Большое значение приобретает временная  занятость. Более эффективной стала  работа с подростками в период летних каникул. Только подростков в  возрасте от 14 до 18 лет при содействии службы занятости было трудоустроено  около 10,5 тысяч человек. Кроме того, более 400 детям безработных оказана  помощь в организации отдыха и  лечения.

     Деятельность  государственных служб занятости  обеспечивает активное взаимодействие безработных граждан, работодателей, закрепленное и защищенное правовыми нормами, а так же обеспечивает социальную поддержку социально-уязвимым слоям населения. Это достигается следующими направлениями деятельности: использование компьютерных банков вакансий, содействие в трудоустройстве, выплата пособий, профессиональное консультирование, направление на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, создание дополнительных рабочих мест для инвалидов, молодежи, то есть активное проведение государственной политики занятости населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Социальная защита безработных

     2.1 Социальная защита безработных как элемент социальной политики государства 

     Проблема  социальной защищенности населения  в условиях рынка рабочей силы в России является одной из наименее изученных среди других социальных проблем. Во второй половине 1991 г. произошла легализация безработицы. В Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», вступившем в силу 1 июля 1991 г., безработица признается как закономерный процесс формирования и функционирования рынка рабочей силы. В настоящее время существует государственная монополия на страхование работников от социальных рисков.

     Процесс реформирования экономики, переход  к рынку рабочей силы диктуют  необходимость создания концептуальных основ, согласно которым должны проводиться  в жизнь мероприятия по социальной защите в сфере занятости. Совершенствование  отношений в этой сфере должно идти двумя путями: первый — регулирование  рынка рабочей силы и согласование профессиональной структуры с потребностями  экономики, а второй — социальная защита безработного населения.

     Меры  государственного воздействия на рынок  рабочей силы включают набор социальных гарантий, формы и способы социальной помощи, систему социального страхования, обеспечивающую ту или иную степень  защищенности человека. Совершенство реализации этой системы зависит  от уровня экономического развития общества. Чем богаче общество, тем выше может  быть система социальной защищенности человека.

     Как показывает опыт развитых стран, наличие  продуманной сети социальной защиты расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, усиливает национальный потенциал экономического роста  и способность идти на проведение реформ, а также содействует стабилизации политической и социальной ситуации в обществе. Пользование социальной защитой является одним из прав человека, а также мерой благосостояния и благополучия людей, и ее развитие требует нормотворческих усилий со стороны правительства, социальных партнеров и Международной организации труда.

     Социальная  защита как составной элемент  социальной политики есть коррекционно-регулятивная система государства, направленная на ослабление противоречий, возникающих  в экономическом и правовом статусе  отдельных групп населения в  условиях рыночных отношений. Государственное  регулирование в области социальной защиты предполагает вмешательство  в «свободное пространство» рынка. Концепция социальной защиты предполагает формирование целей и разработку путей их достижения. Таким образом, система социальной защиты безработного является элементом государственного управления рынком рабочей силы и  представляет коррекционно-регулятивную систему, направленную на уменьшение проблем, возникающих в правовом и экономическом  статусе людей в связи с  безработицей. Место включения социальной защиты в рынок рабочей силы зависит  от выбранной модели его регулирования. В странах с развитым рынком рабочей  силы можно выделить две модели его  регулирования: либеральную и социально  ориентированную. Обе модели базируются на зрелом рыночном механизме хозяйствования, но с разной степенью участия государственного сектора, с разной ролью государственных  институтов в управлении экономическими и социальными процессами.

     В настоящее время, говоря о вопросах государственного регулирования занятости, о социальной защите от безработицы, нужно учитывать принцип добровольности труда, в основе которого лежат и  некоторые другие гражданские права, расширяющие свободу распоряжения работником своей рабочей силой:

    • свобода самостоятельного выбора гражданином участия или неучастия в общественном труде. При этом добровольная незанятость исключает какие-либо репрессивные меры со стороны государства против данного вида свободы;
    • неограниченное право выбора гражданином сферы приложения своего труда, т. е. его профессионального приложения;
    • право выбора форм собственности при приложении своего труда, включая право на индивидуальный труд;
    • самостоятельный выбор работником наиболее благоприятного для него режима занятости. Здесь может быть как полная занятость, так и частичная или временная занятость, совместительство, гибкие графики работы, надомный труд и т.п.;
    • добровольность выбора географического места приложения труда. В настоящее время это наиболее сложный вопрос, поскольку он связан с институтом прописки, улучшением жилищной обеспеченности граждан, контрастом в уровне жизни по территориям страны, в городе и деревне.

     Система защиты безработных граждан представляет собой комплекс экономических, организационных  и правовых форм и способов.

     Экономические формы и способы защиты заключаются  в разработке инвестиционных программ занятости населения, в использовании  рычагов налогово-кредитного регулирования  по поддержанию предприятий, сохраняющих  ранее созданные рабочие места, поддержке предприятий, создающих  рабочие места для лиц неконкурентоспособных  на рынке труда, разработке системы  материальных компенсаций в случае безработицы.

     В России с июня 1992 г. государственным регулированием рынка рабочей силы занимается Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

     Кроме государственной службы занятости  существуют еще и негосударственные, коммерческие службы по трудоустройству. Чаще всего эти службы характеризуются  направленностью своей деятельности на определенные слои населения, например молодежь, демобилизованных из вооруженных сил и т.п.

     Эффективность организационных мер социальной защиты безработных зависит от развитости инфраструктуры рынка рабочей силы, которая предполагает наличие институциональных  структур для организации взаимодействия работодателей и наемных работников по защите коллективных интересов тех  и других. Такими организациями могут  быть профсоюзы, ассоциации предпринимателей, союзы арендаторов, а также организации  государственного посредничества в  вопросах социального партнерства. Включение специальных органов  в систему отношений субъектов  рынка рабочей силы призвано обеспечить снятие противоречий между ними, организовывать и регулировать политику занятости  с помощью разнообразных экономических  инструментов и правовых норм.

     К правовым формам защиты относятся ряд законодательных актов, направленных на регулирование занятости населения. Это, прежде всего, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», который действует в настоящее время с изменениями и дополнениями. Этими документами устанавливаются государственные гарантии права на труд, основные принципы государственной политики в области занятости, порядок регулирования и организации занятости населения, принципы компенсационных выплат при потере работы.

     Государство предоставляет постоянно проживающим  на его территории гражданам в  соответствии с Конституцией РФ и  КЗоТ РФ следующие гарантии в области занятости:

  • свободу выбора вида занятости, в том числе работы с разными режимами труда;
  • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны ФСЗ;
  • в соответствии с заранее поданными заявками предприятий, учреждений, организаций обеспечение выпускникам учебных заведений подходящей работы;
  • бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системе службы занятости или по ее направлению в иных учебных учреждениях с выплатой стипендии;
  • компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости;
  • возможность заключения срочных договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан;
  • правовую защиту от необоснованного увольнения (КЗоТ РФ ст. 40, ФЗ «О занятости населения», ст. 12).

Информация о работе Государственнная политика в области занятости населения