Третейское судопроизводство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:06, курсовая работа

Описание

Современные экономические реалии России требуют интенсивного создания инфраструктур, обеспечивающих поступательное и динамичное развитие рынка. Стабильность и предсказуемость - первейшие условия нормального гражданского оборота, те условия, которые могут быть обеспечены лишь в результате создания всех институтов рыночного хозяйствования.
Наиболее распространенным и надежным способом защиты нарушенных гражданских прав является судебная защита, которая осуществляется государственными судами. Вместе с тем общество, которое основывает свою жизнь на принципах рыночной экономики, пришло к выводу о необходимости формирования параллельных негосударственных юрисдикционных систем разрешения споров. Такие системы получили наименование альтернативных способов разрешения правовых споров.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.
§1.Краткая история развития третейского суда в советский период…….5
§2.Правовая природа третейского суда……………………………...……….7
Глава 2.
§1. Статус третейского суда………………………………………………….11
§2. Компетенция третейского суда…………………………………………..15
Глава 3.
§1. Гражданско-правовые последствия деятельности третейских судов…20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы………..………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

третейское судопроизводство.doc

— 123.50 Кб (Скачать документ)

Филиал  НОУ ВПО «МПСИ» в г.Брянске

Юридический факультет 
 

Специальность: Юриспруденция 
 
 
 

Курсовая  работа 
 

Предмет: Гражданское процессуальное право

Тема: Третейское судопроизводство 
 
 
 
 

                                             Выполнила: 

                                                                         студентка группы 06/ЮЗ-41р

                                                                       Руководитель: Романов  Р.В. 
 
 
 

г. Брянск, 2009

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.

    §1.Краткая история развития третейского  суда в советский период…….5

     §2.Правовая природа третейского суда……………………………...……….7

Глава 2.

    §1. Статус третейского суда………………………………………………….11

    §2. Компетенция третейского суда…………………………………………..15

Глава 3.

§1. Гражданско-правовые последствия деятельности третейских судов…20

Заключение……………………………………………………………………….25

Список  использованной литературы………..………………………………..28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Современные экономические реалии России требуют  интенсивного создания инфраструктур, обеспечивающих поступательное и динамичное развитие рынка. Стабильность и предсказуемость - первейшие условия нормального гражданского оборота, те условия, которые могут быть обеспечены лишь в результате создания всех институтов рыночного хозяйствования.

     Наиболее  распространенным и надежным способом защиты нарушенных гражданских прав является судебная защита, которая  осуществляется государственными судами. Вместе с тем общество, которое  основывает свою жизнь на принципах  рыночной экономики, пришло к выводу о необходимости формирования параллельных негосударственных юрисдикционных систем разрешения споров. Такие системы получили наименование альтернативных способов разрешения правовых споров.

     Одним из наиболее популярных и эффективных альтернативных способов разрешения гражданско-правовых споров и является третейский суд. Суть третейского суда заключается в том, что спорящие лица самостоятельно избирают третейских судей, которым доверяют рассмотрение и разрешение возникшего между ними спора. Однако третейский суд вправе разрешать только гражданско-правовые споры, т.е. споры между частными лицами. Это означает, что если возник спор административно-правового характера (уплата налогов, таможенных платежей и т.п.), то такой спор не может быть передан на рассмотрение третейского суда (за некоторыми исключениями, прямо предусмотренными в законе).

     Опыт  зарубежных государств с развитой экономической  системой свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве  случаев предприниматели стремятся разрешать возникающие между ними споры не в государственных, а в третейских судах. Очевидно, что и в Российской Федерации набирает силу тенденция, связанная с перераспределением споров в сферу третейского разбирательства. Этот процесс получил законодательную основу: были приняты два закона, урегулировавших условия и порядок деятельности третейских судов, - Закон Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» и Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации». Вместе с тем складывающаяся практика третейского разбирательства свидетельствует о том, что существуют проблемы, истоки которых зачастую находятся в недостаточном осмыслении основ третейского разбирательства. Глобальной проблемой в этой сфере является проблема осознания места института третейского разбирательства в системе российского права, его соотношение со смежными правовыми институтами. Некоторые вопросы на сегодняшний день зачастую выглядят трудноразрешимыми и поэтому нуждаются в тщательных и глубинных теоретических проработках. Поэтому тема исследования правового положения и правовой основы деятельности третейских судов представляется достаточно актуальной.

     Целью данной работы является исследование правового положения и основы деятельности третейских судов в  Российской Федерации.

         Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:

· Рассмотреть  историю третейского разбирательства  в России;

· Рассмотреть  сущность третейского разбирательства;

· Рассмотреть  правовое положение третейских судов;

· Рассмотреть  юридическое значение решения третейского  суда.

        Объектом исследования являются общественные отношения в сфере разрешения экономических споров. Предметом исследования являются нормы права, регламентирующих правовое положение и основы деятельности третейских судов. 
 
 
 

     Глава 1.

     §1. Краткая история развития третейского суда в советский период.

     В советский период существования  нашего государства правовая система  характеризуется отказом от многих «буржуазных» юридических институтов. Что касается третейского судопроизводства, то официально на протяжении всей истории советского права законодатель не отказывался от правового регулирования деятельности третейского суда. Однако фактически институт третейского судопроизводства не имел широкого распространения.

     В послевоенный период нашей истории, в 50-60-е гг., оживилась экономическая  деятельность, появились идеи хозрасчета и самофинансирования. Одновременно развивались и идеи о доминировании  общественных форм управления, в том  числе и общественных форм осуществления правосудия (товарищеские суды, третейские суды). Эти факторы в какой-то степени обусловили внимание законодателя к третейским формам разрешения споров в хозяйственной жизни. Возрастание роли третейских судов в жизни общества объяснялось необходимостью привлечения представителей общественности к осуществлению функций, выполняемых государственными органами. Третейское судопроизводство как форма общественного разрешения споров рассматривалось в качестве еще одного из шагов на пути перерастания социалистической государственности в общественное самоуправление.

     В 80-е годы третейские суды образовывались на основании индивидуальных законодательных  и нормативных актов,  что соответствовало  правотворческой  и правоприменительной  практике рассматриваемого периода, когда такие акты принимались в условиях отсутствия в стране кодифицированного и систематизированного законодательства о третейских судах.

     Наряду  с подготовкой общей судебной реформы в России,  преобразованием   органов  государственного арбитража в арбитражные суды  в 1990-1992 годах получает все более широкое распространение практика  образования постоянно действующих третейских судов при различных торгово-промышленных учреждениях,  ассоциациях,  концернах, союзах, предназначенных  в основном для разрешения споров между участниками торгового оборота на внутреннем рынке.  С принятием Временного положения о третейском суде, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня  1992 года, завершился первый этап возрождения в стране института третейского суда как формы разрешения споров между участниками свободного  торгового оборота.  Этот продолжавшийся примерно полтора года этап характеризовался образованием  значительного  числа  постоянно  действующих третейских судов  в  условиях становления рыночных отношений в отсутствие специального законодательного регулирования порядка их  организации и деятельности. 

     Полноценное развитие третейские суды получили уже  в современной России с принятием  Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     §2.Правовая природа третейского суда.

     Защита  гражданских  прав может осуществляться в установленном законом порядке  различными органами. В соответствии со ст.11 ч.1  Гражданского Кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии  с  подведомственностью дел,  установленной процессуальным законодательством,  суд, арбитражный суд или третейский суд.

     Третейский  суд - альтернатива государственной юстиции, суд третьего лица,  избранного самими спорящими сторонами,  которому они добровольно  доверяют  вынесение решения по своему делу и заранее обязуются подчиниться этому решению.

     Третейский  суд - наиболее адекватная  рыночным  отношениям  форма юрисдикции,  поскольку она предполагает широкий выбор третейских судей из числа независимых квалифицированных специалистов по инициативе  самих  участников  конфликта и,  следовательно,  индивидуальный подход к каждому делу.

     Цель  третейского разрешения дел - урегулирование возникших правовых конфликтов и обеспечение добровольного исполнения обязательств.

     Временное положение  о третейском суде для  разрешения экономических споров (далее  Временное положение)1 предусматривает два вида  третейских судов: третейские суды, создаваемые для разрешения конкретного спора,  а  также  постоянно действующие третейские суды.

     Разница между ними состоит в том, что  при передаче спора на рассмотрение  третейского суда,  создаваемого для рассмотрения конкретного спора стороны должны сами подробно определить порядок его формирования и процедуру рассмотрения сора.  Понятие “конкретный спор” следует понимать достаточно широко. Это может быть уже возникший спор или группа споров,  по отношению к которым стороны договорились о рассмотрении их специально создаваемым для  этого  составом  (или  единолично третейским  судьей).  Порядок  назначения третейских судей либо состав суда могут быть согласованы при определении в договоре либо  отдельном соглашении условий о рассмотрении спора третейским судом.  Поскольку и в данном случае при возникновении спора состав третейского суда формируется на основании специального соглашения, такой третейский суд считается созданным для рассмотрения конкретного спора. После  вынесения решения по делу такой суд прекращает свое существование.

     Заключение  сторонами  соглашения  о  передаче  спора  в постоянно действующий  третейский суд подразумевает,  что  стороны  вместо  непосредственного  согласования  между  собой  всех процессуальных вопросов соглашаются следовать правилам  рассмотрения  споров  конкретного  ими избранного  третейского суда.  То есть стороны как бы поручают данному учреждению решить те организационные вопросы,  которые по  закону  они вправе решить самостоятельно.

     Таким образом,  постоянно действующий  суд - условное название,  используемое обычно для обозначения организации, учреждения,  которой  по  соглашению сторон поручается формирование состава  третейского суда для разрешения конкретного спора и  организации  третейского разбирательства.  Такая организация может быть создана исключительно для организации третейского разбирательства  либо  наделяться более широким кругом функций.

     Договариваясь о  передаче спора определенному  постоянно действующему суду,  стороны  тем самым автоматически подчиняют себя тому порядку,  той  процедуре,  которая  предусмотрена для рассмотрения споров в данном суде.

     Постоянно действующие третейские суды могут  создаваться торговыми палатами,  иными органами,  биржами, объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, обладающими статусом юридического лица.

     На  организации, образующие постоянно действующие третейские суды, возлагается обязанность информировать соответствующий арбитражный суд об их создании и составе. Временное положение не предусматривает необходимости  получения разрешения от каких бы то ни было государственных органов на предоставление услуг по третейскому разбирательству споров.  Лица, организующие постоянно действующие суды, добровольно представляют информацию о таких органах, поскольку при отсутствии такой информации арбитражные суды не смогут осуществлять функции по принудительному исполнению решений третейского суда.

     Характерным для  постоянно  действующих третейских судов является то, что каждый из них имеет положение (или устав), свои правила производства дел, список арбитров.

     Основания для передачи спора на рассмотрение третейского суда могут быть различны.  Как правило, стороны передают спор на рассмотрение третейского суда при  наличии устойчивых экономических связей, когда их отношения носят постоянный и длительный характер,  основанный на доверии и сотрудничестве.

Информация о работе Третейское судопроизводство