Тенденции развития института авторского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 03:56, курсовая работа

Описание

Недавно понятие «авторское право» затрагивало сравнительно небольшое число людей в мире. Но по мере развития научного и художественного творчества, быстрого роста духовной жизни народов появлялись всё новые и новые правообладатели, возникали различные новые направления использования произведений. Показателем цивилизованности общества во многом является то, какое внимание оно уделяет развитию своего творческого, научного и технического потенциала

Содержание

Введение………………………………………………………………………
Понятие авторского права…………………………………………………
Развитие авторского права в советский период…………………………..
Современное состояние нормативно-правового регулирования авторского права в РФ………………………………………………………………….
Адаптация авторского права новой цифровой среде…………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы…

Работа состоит из  1 файл

тенденции развития авторского права готовая курсовая....doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

      В связи с тем, что в СССР все  было «общее», любое произведение могло  быть признано достоянием Республики в соответствии с Декретом СНК  «О научных, литературных, музыкальных  и художественных произведениях» от 26 ноября 1918г.  При издании произведения автору мог выплачиваться гонорар, а в случае смерти автора, нуждающиеся и нетрудоспособные родственники, имели право на получение материальной помощи через губернские отделы социального обеспечения в размере прожиточного уровня. Первый советский закон об авторском праве был принят 16 февраля 1925г. в форме постановления Президиума Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) и СНК СССР «Об основах авторского права». На основании этого постановления Всероссийский ЦИК и СНК приняли Декрет «Об авторском праве». Постановлением ЦИК и СНК СССР  16 мая 1928 г. в законодательство об авторском праве были внесены изменения «Основы авторского права СССР», которые просуществовали до начала 60-х годов, когда их измененное содержание было внесено в Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик. После присоединения СССР в 1973г. к Всемирной конвенции об авторском праве в Основы гражданского законодательства СССР и гражданские кодексы союзных республик были введены новые нормы, которые расширили права авторов. Россия связана нормами Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. (СССР присоединился к ней 27.05.73 г., не подписав Парижский протокол о пересмотре текста Конвенции). Постановлением Правительства от 3.11.94 г. РФ присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (в редакции 1971 г.), Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1971 г.) и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от 9.09.86 г., хотя пока проигнорирована Римская конвенция по защите прав исполнителей от 18.05.64 г.4

Современно  состояние нормативно-правового  регулирования авторского права в Российской Федерации.

     Современный ритм жизни, многообразие и сложность общественных отношений свидетельствует о том, что законодательство не всегда «успевает» за веяниями и тенденциями этих отношений. Необходимо признать, что Российская Федерация в настоящий момент все еще находится в числе государств, где такие понятия, как «интеллектуальная собственность», «авторские права» «вознаграждение за использование результата интеллектуальной деятельности», «исключительное право на объекты интеллектуальной собственности», «авторский договор», знакомы лишь сотрудникам компетентных государственных органов, юристам и собственно авторам произведений.  Будучи основным законом страны, Конституция, так или иначе, содержит упоминания всех прав и свобод человека, и право авторства не исключение. Понятие авторского права напрямую в Основном законе не упоминается. Однако Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного творчества, преподавания и, предоставляя широкие возможности для создания и использования произведений, государство одновременно устанавливает меры, направленные на защиту прав и интересов авторов и иных правообладателей.5 Интеллектуальная собственность охраняется законом. 
 

Основными причинами, определяющими особенности сферы  защиты авторских прав, можно назвать следующие: нематериальная природа авторских отношений (когда правовая охрана предоставляется результатам творческого труда, а предметом передачи могут быть лишь исключительные права), специфика субъектного состава, содержание и объект материальных правоотношений.

Санкции за нарушение  авторского права содержатся в нескольких нормативных актах, прежде всего, отметим  кодифицированные нормативные акты: Гражданский Кодекс РФ, Уголовный  Кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РСФРС 1964 г. в части IV, а также специальный закон - Закон РФ от 9 июля 1993 г. №5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон). Все эти документы, а также масса иных разно уровневых нормативных актов составляют правовой базис правоотношений, возникающих по поводу авторского права.

Спорным является вопрос об отнесении к источникам авторского права норм Гражданского кодекса РФ, поскольку напрямую кодекс не регулирует авторских прав, или каким-либо иным образом регламентирует права на произведения. Нормы многих институтов гражданского права применимы к авторским правоотношениям. В частности ГК РФ определяет, с какого возраста гражданин может осуществлять права автора; в какую очередь осуществляются выплаты по авторским договорам; относит право на авторство к нематериальным благам. Некоторые положения ГК РФ можно рассматривать источником авторского права.

Центральное место  среди источников авторского права  – занимает Закон «Об авторском  праве и смежных правах». Закон, как это следует из ст.1, регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). В настоящее время Закон действует в редакции от 19 июля 1995г., с изменениями и дополнениями от 20 июля 2004 г., при этом часть нововведений вступила в юридическую силу сравнительно недавно - с 1 сентября 2006г.6  Усовершенствования направлены на дальнейшую унификацию законодательства в области интеллектуальной собственности. Приведение отдельных его положений в соответствие с Конституцией РФ и иными, принятыми позднее нормативными правовыми актами и международными договорами (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), Бернская Конвенция).

Заметим, что  российский закон «Об авторском  праве» не является оригинальной разработкой  лиц, входивших в рабочую группу по подготовке проекта Закона. Как  отмечает А.П.Сергеев, по своей структуре, содержанию большинства норм, конкретным формулировкам и объему российский закон процентов на девяносто совпадает с Типовым законом ВОИС об авторском праве и смежных правах – то есть национальный законодатель воспользовался результатом работы известных специалистов в авторском праве из различных стран мира. Поэтому то обстоятельство, что в основу российского авторского законодательства, как и аналогичных законов десятков других стран, был положен Типовой закон ВОИС, послужило известным залогом высокого уровня Закона.

Отдельно необходимо выделить Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (с изменениями от 24 декабря 2002 г., 2 ноября 2004 г., 2 февраля 2006 г.). Данным законом регулируются отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием программ для ЭВМ и баз данных.

В число иных законодательных актов, являющихся источниками авторского права необходимо включить Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.), глава IV которого регулирует авторское право на произведения архитектуры.

Заметим, что  в число источников авторского права не входит Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23 сентября 1992 года (с посл. изм. и доп. от 2 февраля 2006г.), поскольку законодатель не относит топологии интегральных микросхем к объектам, охраняемым Законом об авторском праве и смежных правах.

В число иных законодательных актов, составляющих источники авторского права необходимо включить подзаконные нормативные  акты. В частности можно выделить:

- Постановление  Правительства РФ от 21 марта 1994 г. №218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»;

- Постановление  Правительства РФ от 17 мая 1996 г.  №614 «О ставках вознаграждения  исполнителям за некоторые виды  использования исполнения (постановки)».

Обратим внимание на том обстоятельстве, что субъекты Российской Федерации, не вправе принимать законодательные и иные акты по авторскому праву, поскольку правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (подп.«о»ст.71 Конституции РФ).

Как видно, нормы  о разных правах на разные результаты интеллектуальной деятельности разбросаны по многим законам, рациональнее было бы привести эти нормы в единую систему. Частые изменения в законодательстве приводят к ошибкам в правоприменительной деятельности, что недопустимо в правовом государстве, которым стремится стать Россия. Как бы законодатель не стремился надлежащим образом урегулировать авторское право,  он зачастую не успевает за стремительно развивающимися современными технологиями, охватывающими все сферы авторского права. Отсюда принятие четвертой части ГК РФ обязано стать новым витком развития законодательства об авторском праве, учитывающим применение высоких технологий при создании произведений.

Итак,  в целом, комплекс законодательства, содержащий нормы, касающиеся авторского права, выполняет  следующие общие функции:

- определяет  исключительные права авторов;

- устанавливает  срок охраны авторского права;

- регулирует владение и передачу авторского права;

- предусматривает  санкции за нарушение авторского  права и средства правовой  защиты;

- устанавливает  ограничительные исключения на  авторское право.

Адаптация авторского права к цифровой среде.

     Современный мир мы не можем представить без цифровых технологий и Интернет, что в свою очередь предполагает адаптацию нормативно-правовых актов и законов к более современным условиям. Развитие коммуникаций привело международное сообщество к мысли о том, что необходимо упорядочивать и нормы авторского права. Интенсивный процесс гармонизации российского законодательства об авторском праве протекает в настоящий момент в следующих направлениях:

- гармонизация в пределах правовой нормы и акта об авторском праве,

- вертикальная  гармонизация законодательства об авторском праве,

- горизонтальная  гармонизация об законодательства авторском праве;

- гармонизация  авторского права на межгосударственном  уровне.

Гармонизация  авторского права в пределах нормативного акта представляет собой проектирование правовой нормы и согласование ее элементов, а также проектирование структуры правового акта и согласование норм между собой. Необходимо, что бы авторское право гармонировало с рамками единого законодательного акта общепризнанной, устойчивой терминологии и проверенных временем положений, хорошо согласующихся и не противоречащих с иными российскими законодательными актами и международными договорами.

Вертикальная, иерархическая  гармонизация законодательства - достаточно проработанный прием в технике нормотворчества. На данном уровне гармонизации современное авторское право переживает глубокие и, зачастую, болезненные системные преобразования, которые четко прослеживаются на примере проектов части гражданского кодекса, посвященной праву интеллектуальной собственности. В настоящий момент существует три основные задачи при вертикальной гармонизации авторского права.

Во-первых, определение  направления развития правовой регламентации для быстро развивающейся сферы, принципов организации законодательства, его кодификации.

Во-вторых, согласование имеющегося нормативно-правового регулирования. В уже существующих нормах, относящихся  к отдельным видам охраны, объективно есть много общего. Это общее надо выявить и последовательно провести по всей системе, исключив всякие отклонения - случайные и конъюнктурные. Это задача общей части кодификационного акта.

 В-третьих, определение соотношения кодификационного акта и специального законодательства о системе нормативных актов, так как ее отсутствие влечет за собой многие недоразумения и практические трудности. Несомненно, что внесение изменений в основные гражданско-правовые институты авторского права и смежных прав (виды объектов, охраняемых авторским и смежным правом, виды и содержание имущественных и неимущественных прав авторов и субъектов смежных прав, виды договоров в области авторского права и смежных прав и их содержание и ряд иных положений) вряд ли с правовой точки зрения является своевременным, если ставится вопрос о возможности принятия закона до рассмотрения проекта части IV Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Для целей настоящего исследования особое значение имеют также два следующих уровня гармонизации авторского права — горизонтальная и межгосударственная гармонизации.

Информация о работе Тенденции развития института авторского права