Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:10, реферат
Гражданство является важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности. Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.
1. Понятие гражданства РФ. Принципы гражданства
2. Приобретение и прекращение гражданства
3. Гражданство детей и гражданство родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных и ограниченно дееспособных
4. Государственные органы РФ, ведающие делами о гражданстве РФ, их полномочия
5. Проблемы гражданства в РФ
Поэтому в Законе признание гражданства получило необычную форму выражения и зафиксировано как основание приобретения гражданства.
По Закону (ст. 13) гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской федерации на день вступления в силу настоящего закона, если в течение года они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Необычной для законодательства о гражданстве является, и оговорка о возможности в течение года заявить о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Наличие ее в законе объясняется тем, что среди лиц, отвечающих необходимым условиям для признания их гражданами Российской Федерации, могли быть такие, которые считали себя гражданами других бывших союзных республик, и право этому не препятствовало. Отсутствовали правовые нормы о том, по каким основаниям определяется республиканское гражданство, и как оно документально оформляется. В прежнем Положении о гражданстве СССР 1931 г. указывалось на возможность признания гражданина СССР по его желанию гражданином не той республики, где он проживает, а другой.
Поэтому отсутствие в Законе Российской Федерации оговорки о возможности заявить о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации означало бы нарушение прав человека, принудительное зачисление лица в корпус граждан Российской Федерации вопреки его представлениям о своем гражданстве, не расходящемся с правовыми установлениями по этому вопросу. Заявление о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации не является отказом от гражданства Российской Федерации, поскольку данное лицо еще не состояло в гражданстве Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации может прекращаться по различным основаниям. Главными являются: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор гражданства (оптация).
Прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республик в составе Российской Федерации. Выход из гражданства Российской Федерации - главное основание его прекращения. Право на изменение гражданства закреплено в ст. 6 Конституции Российской Федерации. Закон предусматривает две формы выхода из гражданства: по ходатайству гражданина Российской Федерации и в порядке регистрации.
В первом случае решение о выходе принимается Президентом Российской Федерации, во втором - прекращение гражданства регистрируется соответствующими органами внутренних дел.
В таком упрощенном порядке заявить о намерении выйти из гражданства Российской Федерации может лицо, у которого хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеют иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке и отсутствуют препятствия, предусмотренные законом.
В прежнем союзном законодательстве предусматривался выход из гражданства только по ходатайству лица. Действующий Закон Российской Федерации определил две групп оснований, которые препятствуют выходу. При наличии одних, в выходе из гражданства может быть отказано. Другие - вообще исключают возможность выхода (ст. 23).
Основанием для возможного отклонения ходатайства является наличие у гражданина Российской Федерации имущественных обязательств перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненных обязательств перед государством, вытекающих из оснований, определяемых законом Российской Федерации.
Нормы Закона значительно сузили рамки свободного решения государственными органами вопроса о выходе из гражданства по сравнению с бывшим союзным законодательством. Условия отклонения ходатайства о выходе касаются только тех случаев, когда ходатайствующий о выходе гражданин Российской Федерации проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерацией договорными обязательствами о правовой помощи.
Кроме того, новым является установление о том, что препятствующие выходу причины должны вытекать из оснований, определяемых законом.
Вторая группа обстоятельств исключает возможность выхода из гражданства. Выход не допускается: а) после получения повестки о призыве на военную или альтернативную службу и до ее окончания; б) если гражданин, ходатайствующий о выходе, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
Закон предусматривает, что отклонение ходатайства о выходе из гражданства Российской Федерации или отказ в регистрации выхода должны быть мотивированы полномочными органами.
Основанием прекращения гражданства Российской Федерации является также отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации (ст. 24).
Причиной для этого является приобретение гражданства Российской Федерации на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. С целью должных гарантий прав гражданина Российской Федерации закон закрепляет судебный порядок установления такого рода фактов, не связывает отмену решений о приеме в гражданство конкретного лица с прекращением гражданства супруга и детей (если не будет доказана их осведомленность в приобретении гражданства незаконным путем).
Кроме того, оговаривается, что отмена решения о приеме возможна только в течение пяти лет после приема.
3. Гражданство детей и гражданство родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных и ограниченно дееспособных
В Законе о гражданстве Российской Федерации специальная глава посвящена регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учитывая интересы ребенка в возможных жизненных ситуациях. Исходными принципами при этом является стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи: принять во внимание желание детей, могущих в соответствующем возрасте делать сознательный выбор, исключить состояние без гражданства у детей, в возможных случаях сохранить российское гражданство детей в их интересах.
В качестве общих положений Закон устанавливает, что гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство детей в возрасте от 14 лет до 18 лет изменяется при наличии их согласия. Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, и на изменение гражданства детей не требуется в таком случае согласие родителей. Эти положения относятся ко всем ситуациям, возникающим при необходимости решить вопрос о гражданстве ребенка в случаях изменения гражданства родителей, опекунстве, усыновлении.
Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство Российской Федерации, то, при соблюдении указанных выше условий, соответственно меняется гражданство детей. В случае, если один из родителей приобретает гражданство Российской Федерации, то ребенку предоставляется гражданство Российской Федерации по ходатайству этого родителя и при наличии письменного согласия другого родителя. Если гражданство Российской Федерации прекращается только у одного родителя, то ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. В этом случае по ходатайству данного родителя и при письменном согласии другого российское гражданство ребенка прекращается, но только при том условии, что он не останется лицом без гражданства.
На аналогичных подходах основывается и норма Закона о гражданстве детей при усыновлении. Во всех возможных случаях обеспечивается сохранение или приобретение усыновленными гражданства Российской Федерации.
Однако, исходя из интересов одинакового гражданства в семье, не исключается и иное решение вопроса. При этом в качестве необходимых условий предусматривается наличие ходатайства об этом, соглашение усыновителей и предоставление ребенку другого гражданства, т. е. недопустимость его без гражданства.
Закон устанавливает, что гражданство недееспособного лица следует гражданству опекуна. Споры между родственниками, опекуном или попечителем о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.
4. Государственные органы РФ, ведающие делами о гражданстве РФ, их полномочия
Закон определяет, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и их полномочия, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам. В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент. Именно он как глава государства, олицетворяющий его, уполномочен официально оформлять гражданство Российской Федерации. Исходя из этого, Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации (ст. 89 п. «а»). Закон о гражданстве Российской Федерации конкретно раскрывает полномочия Президента в этой сфере. К ним относятся решения по вопросам: приема в гражданство Российской Федерации, восстановления в гражданстве Российской Федерации, разрешения на выход из гражданства; разрешение гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства; отмена решения о приеме в гражданство; предоставление почетного гражданства.
По всем этим вопросам Президент издает указы. Все другие государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.
К органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, Закон относит Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. На основе Закона «О гражданстве Российской Федерации» распоряжением Президента Российской Федерации от 23 июня 1992 г. утверждено Положение об этой комиссии. Она образуется Президентом и является государственным органом Российской Федерации, ведающим делами российского гражданства. В задачи Комиссии входят подготовка предложений для Президента Российской Федерации по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства.
Комиссия рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства Российской Федерации, о приобретении двойного гражданства, о предоставлении почетного гражданства.
К ее компетенции относится также рассмотрение и общих вопросов, связанных с разработкой, изменением и дополнением законодательства Российской Федерации о гражданстве. Президент назначает председателя Комиссии и по предложению последнего утверждает состав Комиссии. Члены Комиссии участвуют в ее работе на общественных началах. Поэтому в Администрации Президента в качестве ее структурного подразделения создано управление по вопросам гражданства, которое ведет подготовительную работу для обеспечения деятельности Комиссии.
Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, а также Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения. Компетенция этих органов по решению вопросов гражданства аналогична, с тем лишь различием, что первые принимают их в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а вторые - за ее пределами. В их функции входят прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации; определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях.
5. Проблемы гражданства в РФ
Признание гражданства как форма его приобретения - процесс, завершающийся в основном в день вступления в силу закона, реализующийся одноактно. В соответствии с Указом Президента «О некоторых вопросах реализации Закона Российской Федерации 'О гражданстве Российской Федерации' от 26 октября 1994 г.» установлена возможность считать гражданами России бывших граждан РСФСР, возвратившихся на жительство в Россию до вступления в силу Закона, не имеющих подтверждения приобретения гражданства в порядке признания и продолжающих проживать в России на законных основаниях. Для этого требовалось волеизъявление соответствующего лица.
Главным, постоянно действующим основанием пополнения корпуса граждан является приобретение гражданства по рождению. Это основание исходит из сочетания двух принципов приобретения гражданства: «право крови», т. е. с учетом гражданства родителей, и «право почвы», т.е. в зависимости от места рождения.
Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения. В случаях разного гражданства родителей или отсутствия гражданства у одного из них, Закон исходит из права родителей на выбор гражданства ребенка, но исключает возможность оставления ребенка лицом без гражданства.
Так, если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, ребенок является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения.