Гражданство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:13, реферат

Описание

В данном реферате автор рассмотрел понятия, основные принципы и сущность гражданства, порядок решения дел о гражданстве, отметил государственные органы, ведающие делами о гражданстве, порядок приобретения и прекращения гражданства

Содержание

Введение
1. Общие положения по гражданству Российской Федерации
1.1 Понятие, основные принципы гражданства
1.2 Основания, порядок приобретения гражданства
1.3 Основания, порядок прекращения гражданства
1.4 Гражданство детей, родителей, опекунов. Изменение гражданства детей
1.5 Особый институт двойного гражданства
2. Правовое регулирование решения дел о гражданстве РФ
2.1 Порядок решения дел о гражданстве
2.2 Государственные органы Р.Ф., ведающие делами о гражданстве
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Гражданство Российской Федерации понятие, актуальные проблемы.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

1. Общие положения по гражданству  Российской Федерации

1.1 Понятие, основные принципы  гражданства

1.2 Основания, порядок приобретения  гражданства

1.3 Основания, порядок прекращения  гражданства

1.4 Гражданство детей, родителей,  опекунов. Изменение гражданства детей

1.5 Особый институт  двойного гражданства

2. Правовое регулирование решения дел о гражданстве РФ

2.1 Порядок решения  дел о гражданстве

2.2 Государственные органы Р.Ф., ведающие делами о гражданстве

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

В настоящее время  в нашей стране формируется гражданское  общество, основанное на свободе народа, и новое государство, признающее приоритет прав человека. В связи  с этим важным на сегодняшний день являются вопросы гражданства Российской Федерации, не ущемляющие права человека, а защищающие.

Согласно закону «О гражданстве  Российской Федерации»1, гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Вопросы гражданства  Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, ФЗ «О гражданстве РФ», а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными и правовыми актами Российской Федерации.

В своей совокупности граждане Российской Федерации составляют народ, но на территории государства  могут проживать иностранные  граждане и лица без гражданства, которые имеют иное правовое положение по сравнению с гражданами этого государства. Лишь граждане Российской Федерации в полном объеме пользуются правами и несут обязанности, но это, конечно, не означает, что иностранцы и лица без гражданства бесправны.

В данном реферате я рассмотрел понятия, основные принципы и сущность гражданства, порядок решения дел о гражданстве, отметил государственные органы, ведающие делами о гражданстве, порядок приобретения и прекращения гражданства

 

  1. Общие положения по гражданству Российской федерации

 

Согласно Конституции  Российской Федерации: "Человек, его  права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и  зашита прав и свобод человека и  гражданина - обязанность государства"2. Основы правового статуса человека и гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него. Действующая Конституция закрепляет право на гражданство, закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным Законом. Таким законом в настоящее время является Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 года, с изменениями от 1 июля 2010 года.

 

    1. Понятие, основные принципы гражданства

 

«Гражданство – один из ключевых политико-правовых институтов демократического государства, неотъемлемая связь основ его конституционного строя»3.

Значение и ценность гражданства подчеркивается в ряде статей Конституции Российской Федерации. В первую очередь это статьи: 6, 61, 62, 63.

Под гражданством, как  трактует М.В. Баглай в учебнике «Конституционное право Российской Федерации»4, понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.

С этим связана ответственность гражданина, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Это означает отказ от прежней тоталитарной формулировки понятия гражданства как принадлежности лица государству. Такое определение отличается от того, которое существовало в Законе о гражданстве СССР 1990 г. (оно характеризовало гражданство как политико-правовую связь лица с государством).

«Обладание гражданством – предпосылка полного распространения  на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством и  не только внутри страны, но и за ее пределами»5.

Для подавляющего большинства  людей в каждой стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства  с самого рождения и сохраняют  это правовое состояние на протяжении всей жизни. И все же по ряду причин, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т.е. перемещение больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения, являющиеся как индивидуальными, так и групповыми, распространенные и в Российской Федерации, а также и браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.

Значительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью международного права (по соглашениям, заключаемым между государствами.)

Гражданство это правовое, а не фактическое состояние: гражданин сохраняет связи с государством и тогда когда он находится за пределами страны или просто проживает за рубежом. Что касается граждан других государств, то они могут постоянно проживать в России, но они не связанны с ней отношениями гражданства. Иностранные граждане, лица без гражданства, лица, родившиеся на территории данного государства, могут стать его гражданами, если они удовлетворяют определенным требованиям. Такие требования в разных государствах не одинаковы.

Наряду с обычным  состоянием гражданства в России возможно почетное гражданство. Оно может быть предоставлено только лицу, не являющемуся гражданином РФ, за выдающиеся заслуги перед Россией и мировым сообществом. Российский гражданин может приобрести гражданство и иного государства и одновременно иметь два и более гражданства – двойное и множественное гражданство. Такая ситуация может сложиться как автоматически (при вступлении в брак с иностранцем), так и по желанию гражданина. Однако это не означает, что в России такой гражданин будет признан лицом с двойным или множественным гражданством.

Конституция и Закон  о гражданстве устанавливает, прежде всего, те общие принципы, которые  определяют сущностные черты отношений  гражданства. Среди них надо выделить следующие:

1. Гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства этот принцип важнейший и закрепляется в Конституции (ст.6).

2. Гражданство в РФ является равным независимо от оснований приобретения. Законодательством не предусмотрены какие-либо отличия и особенности в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и т.д. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3. Гражданство РФ имеет свободный характер. Это означает, что гражданин РФ вправе изменить свое гражданство, выйдя из российского гражданства. Право на выход связано с тем, что гражданство – это не принадлежность лица государству, а двусторонняя связь, что предполагает расторжение ее по взаимному согласию.

4. Гражданство РФ экстерриториально, то есть проживание гражданина за пределами РФ не прекращает его гражданства. Российский гражданин вправе жить в том месте, которое он избирает.

5. Гражданство РФ неотъемлемо. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Лишение - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина. Раньше это широко применялось.

6. В основе изменения гражданства РФ лежит волеизъявление лица. Автоматический характер приобретения или утраты гражданства исключается.

7. Российское гражданство, как и гражданство других стран, предполагает, с одной стороны, защиту и покровительство государства на его территории и за его пределами, с другой – обязанности гражданина по отношению к государству. Гражданам могут предоставляться более благоприятные условия, социальные пособия со стороны государства, льготы которых не имеют иностранцы и лица без гражданства.

Россия поощряет приобретение гражданства лицами без гражданства проживающими на территории РФ, но при этом необходимо доказать факт безгражданства, как и иностранное гражданство.

В Российской Федерации  основополагающие принципы гражданства  относятся к числу основ конституционного строя.6 Гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

В главе « Права  и свободы человека и гражданина»  содержатся еще две важные гарантии гражданства» (ст.61). Во-первых, гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или же выдан другому государству. За преступления, совершенные российским гражданином за пределами своей страны, он подлежит уголовной ответственности по ее законам (если деяния, совершенные за границей, в России также считаются преступлениями). Однако административную ответственность (например, штраф за нарушение правил общественного порядка), гражданин может нести и за границей.

Во-вторых, Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Из приведенных гарантий заключается, что теперь не может  быть и речи о высылке нежелательного для властей гражданина, как это  не раз бывало раньше. Никакие органы теперь не вправе не принять в страну ее гражданина, находящегося за рубежом и желающего вернуться на Родину.

Невыдача гражданина России, совершившего преступление на территории и по законам другого  государства, не означает, что данное лицо освобождается от ответственности. Исходя из международных договоров о правовой помощи, Российская Федерация обязана судить такое лицо по своим законам и информировать об этом заинтересованную сторону. Относительно выдачи (экстрадиции) иностранного гражданина его государству вопрос решается при наличии договора между двумя государствами или по решению компетентных российских органов как проявление доброй воли.

Федеральным законом, регулирующим вопросы гражданства в Российской Федерации, является ФЗ « О гражданстве РФ» (в ред. от 02.11.2004г.), статья 4 которого указывает на то, что принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Кроме того, принят ряд  и других законов и договоров, регулирующих вопросы гражданства  в Российской Федерации. Так, Договором  о создании Союзного государства  России и Белоруссии от 8 декабря 1999г. установлено, что граждане этих государств являются одновременно гражданами Союзного государства (ст.14)7

Российская Федерация  способствует сокращению без гражданства, поощряя приобретение гражданства  лицами, не имеющими никакого гражданства. В этом отношении она следует Конвенции о сокращении безгражданства 1961г.8, принятой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В этой Конвенции содержится рекомендация государствам предоставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за совершение тяжких преступлений.

Закон о гражданстве  в полном объеме регулирует вопросы  приобретения и прекращения гражданства  Российской Федерации. Закон также  устанавливает порядок исполнения и обжалования решений по делам  о гражданстве.

Еще ряд изменений  в миграционное законодательство Российской Федерации вступает в законную силу с 15 февраля 2011 г. Эти изменения внесены  Федеральным законом Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. № 385-ФЗ, опубликованным в «Российской газете» 27 декабря 2010 г. 
Так, изменения к Федеральному закону от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" конкретизируют некоторые положения, касающиеся иностранных граждан - высококвалифицированных специалистов, в соответствии с которыми высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, но условия получения им заработной платы предполагают некоторую градацию. Если ранее размер вознаграждения устанавливался не менее 2 миллионов рублей в год, то теперь высококвалифицированными специалистами считаются также научные работники или преподаватели, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью имеющими государственную аккредитацию высшими учебными заведениями, размер заработной платы которых составляет не менее одного миллиона рублей за 365 календарных дней. Кроме того, без учета требований к размеру заработной платы могут привлекаться иностранные граждане - высококвалифицированные специалисты, участвующие в реализации проекта "Сколково". 
Также законом определены некоторые ограничения: не могут привлекаться к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов иностранные граждане для занятия проповеднической либо иной религиозной деятельностью, включая совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание последователей какой-либо религии. Отметим, что сохраняются и принятые ранее ограничения, касающиеся работе в розничной торговли, торговле фармацевтическими товарами. 
Обязательным условием для высококвалифицированных специалистов и прибывших в Российскую Федерацию членов его семьи, являющиеся иностранными гражданами, является наличие договора (полиса) медицинского страхования. Либо все перечисленные лица должны иметь право на получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи на основании соответствующего договора, заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с конкретной медицинской организацией. 
В новом Федеральном законе также приводится и определение, кто, собственно, является членами семьи высококвалифицированного специалиста: ими признаются его супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные), супруги детей, родители (в том числе приемные), супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки. 
Порядок въезда в Россию последних также определяется вступающими в силу изменениями в законодательстве. Только это уже изменения, вносимые в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ, которыми законность въезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства – членов семьи иностранного гражданина, являющегося высококвалифицированным специалистом, подтверждается оформлением обыкновенных рабочих виз. Причем срок действия визы может продляться. 
В Федеральном законе "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ новшества касаются постановки и снятия с миграционного учета иностранцев. Высококвалифицированные специалисты и иностранные граждане, являющиеся членами семьи высококвалифицированного специалиста, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию Российской Федерации. При этом указанные иностранные граждане, в установленном порядке зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в Российской Федерации, в случае их передвижения по территории Российской Федерации и при прибытии в новое место пребывания на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по новому месту пребывания. После истечения такого девяностодневного или тридцатидневного срока указанные иностранные граждане обязаны выполнить действия, необходимые для их постановки на учет по новому месту пребывания, в срок, не превышающий трех рабочих дней." Снятие иностранного гражданина с миграционного учета по месту пребывания осуществляется в случае постановки иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания, выезда из Российской Федерации; смерти либо признании безвестно отсутствующим (на основании судебного решения).

Информация о работе Гражданство РФ