Гражданство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:10, курсовая работа

Описание

Цели данной курсовой работы заключаются в проведении юридического анализа и содержания гражданства в целом и российского гражданства в частности, изучение развития данного института на основе современных нормативно-правовых актов. Раскрытие темы проводится с помощью следующих методов: частнонаучные методы(сравнительного правоведения, конкретизации, толкования); общенаучные методы(системный, структурно-функциональный, социологический, статистический); методы теоритического анализа.

Содержание

Введение
Глава 1. Общие положения по гражданству РФ
1.1 Понятие гражданства
1.2 Двойное гражданство и безгражданство. Правовой статус иностранцев
1.3 Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации
1.4 Документы, удостоверяющие гражданство Российской Федерации
Глава 2. Юридическая сущность гражданства
2.1 Незаконная выдача паспорта и незаконное приобретение гражданства
2.2 Основания приобретения гражданства РФ
2.3 Приобретение гражданства в общем порядке
2.4 Восстановление в гражданстве Российской Федерации
2.4.1 Выбор гражданства
Заключение
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

КУСАЧ.docx

— 66.45 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

Кафедра конституционного и международного права

Гражданство Российской Федерации

(курсовая работа)

 

 

 

 

Выполнила  студентка   

1-го курса, группы 322

Станкова Екатерина Сергеевна

_________________

(подпись)

Научный руководитель,

Ассистент

Артур Евгеньевич Баньковский

_________________

(подпись)

Работа защищена

_________________2013г.

Оценка ________________

 

 

 

 

Барнаул 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Общие положения по гражданству РФ

1.1 Понятие гражданства

1.2 Двойное гражданство и безгражданство. Правовой статус иностранцев

1.3 Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации

1.4 Документы, удостоверяющие гражданство Российской Федерации

Глава 2.  Юридическая сущность гражданства

2.1 Незаконная выдача паспорта и незаконное приобретение гражданства

2.2 Основания приобретения гражданства РФ

2.3  Приобретение гражданства в общем порядке

2.4  Восстановление в  гражданстве Российской Федерации

2.4.1 Выбор гражданства

Заключение

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Без лишнего преувеличения  можно сказать, что тема и вопросы  гражданства, а также проблемы, связанные  с ним являются значительными и важными для жителей Российской Федерации.

Особое внимание вопросам гражданства стало уделяться  после распада СССР, в связи  с тем, что миллионам граждан  СССР  необходимо было стать гражданами, теперь уже, Российской Федерации. Ситуация с гражданами, находившимися тогда  на территории Российской Федерации была значительно проще, чем с гражданами, находившимися за рубежом в это время.

Проблемы гражданства  возникают вследствие миграционных процессов в стране. Статистика отмечает следующее: Общая численность "международных" мигрантов в России (людей, которые переехали в Россию с постоянного для них места жительства сроком на по крайней мере один год таким образом, что страна назначения - Россия - стала для них новым постоянным местом жительства) составляет около 12,3 млн. чел. Ежегодно численность иностранных мигрантов в России увеличивается на 150-250 тыс. чел. за счет превышения числа въезжающих в Россию над числом выезжающих из нее. Одновременно с этим идет противоположный процесс - обретение российского гражданства (натурализация) долгосрочными иммигрантами - около 360 тыс. чел. в год. И численность "постоянно" находящихся на территории России иностранных граждан сохраняется примерно на одном и том же уровне - 9-10 млн. чел. Из них 4-6 млн. чел. - трудовые мигранты - те, кто уже работает (легально и нелегально - по оценке ФМС России) или стремится найти работу. При этом больше всего приезжих из Украины - около 3 млн. человек; в лидерах также Узбекистан, Казахстан, Таджикистан. По сведениям Федеральной Миграционной Службы, в Российской Федерации зарегистрировано 640 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев, а незарегистрированных еще полмиллиона. Однако, по данным прессы таковых около 3,5 миллионов.

Актуальность темы. В наши дни в Российской Федерации ведется  колоссальная работа, посвященная созданию и совершенствованию законодательной базы, характеризующей демократическое и правовое государство. Одним из институтов которого является институт гражданства. Данный институт регулирует взаимоотношения человека и государства и является вектором их развития. Его значимость заключается в том, что гражданство является одним из немногих правовых институтов, составляющий основу статуса личности и определяющий наиболее важные правовые, политические, социальные и морально-нравственные взаимоотношения человека с государством. От наличия гражданства напрямую зависит возможность реализации человеком в полном объеме прав, законных интересов и обязанностей.

Объектом курсовой работы является комплекс общественных отношений в сфере регулирования института гражданства. Предметом является сам институт гражданства.

Цели данной курсовой работы заключаются в проведении юридического анализа и содержания гражданства  в целом и российского гражданства  в частности, изучение развития данного института на основе современных нормативно-правовых актов.

Раскрытие темы проводится с помощью следующих методов: частнонаучные методы(сравнительного правоведения, конкретизации, толкования); общенаучные методы(системный, структурно-функциональный, социологический, статистический); методы теоритического анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие положения по гражданству РФ

1.1 Понятие гражданства

Действующая российская Конституция1 для определения статуса человека в системе правовых отношений, которые возникают между отдельным индивидом и государством и которые характеризуют его положение в обществе, использует широко дифференцированный понятийный аппарат, адекватный современному уровню цивилизованных отношений между людьми и публично-властными структурами. Соответственно специалисты, исследующие исходные положения конституционно-правового положения индивида в Российской Федерации по действующему законодательству, как правило, указывают и анализируют в качестве основных три понятия: человек, личность и гражданин . Понятие "гражданин может быть раскрыто через феномен гражданства, который обычно осмысливается как центральная общеправовая категория, имеющая основополагающее значение для развития всех отраслей права. Исследованию этого правового явления посвящены научные труды таких выдающихся российских ученых-юристов, как С.А. Авакьян2 ,Л.Д. Воеводин3 , С.С. Кишкин , О.Е. Кутафин 4, А.Н. Кокотов , Н.Я. Корж , В.С. Шевцов и другие государствоведы. В этих исследованиях правовая природа гражданства трактуется по-разному: как элемент правосубъектности человека, субъективное право лица, особое правоотношение, принадлежность лица государству, принадлежность лица к народу государства, индивидуальное правовое состояние лица, характеризующееся наличием у него статуса верховной власти в составе народа, и даже как естественное состояние индивидов. Основные усилия авторов при этом сосредоточены на двух направлениях. С одной стороны, понятие гражданства осмысливается через сравнение его со смежными правовыми явлениями, такими как правосубъектность, правоотношение, субъективное право; а с другой - наблюдается стремление раскрыть содержание и специфику этого правового феномена посредством анализа тех правовых последствий, которые влечет за собой признание гражданства как особого правового состояния лица. Вместе взятые, данные направления обеспечивают всесторонний подход к пониманию этого сложного юридического явления и, безусловно, являются серьезным достижением нашей конституционно-правовой науки. Дальнейшее углубление представлений о гражданстве на современном этапе развития юридико-правовой мысли, возможно по линии расширения поиска качественных характеристик правовой связи человека с Российским государством, учитывая, что согласно действующему Федеральному закону о гражданстве центром этого понятия является именно правовая связь лица с Российским государством. 
Представляется, что гражданство как двустороннее взаимодействие человека и государства есть такая сложная и тонко дифференцированная правовая связь этих субъектов, которой свойственны следующие особые свойства. Во-первых, эта правовая связь характеризуется исключительно высоким уровнем юридической определенности, так как обе стороны в этом отношении имеют четко обозначенные права и несут конкретные обязанности. Во-вторых, это не рядовая и одинарная, а основная правовая связь человека с государством, поскольку в этом отношении участвуют главные "фигуранты" общественно-политической жизни: с одной стороны, человек как высшая ценность общественного мироздания, а с другой - государство как доминирующий компонент политической системы, - и кроме того, эта правовая связь выполняет роль первичного основания всех возможных юридических отношений между государством и индивидом, в силу чего в самом концентрированном виде закрепляется в Основном Законе. В-третьих, это политическая правовая связь между человеком и государством, так как имеет место между государством в целом как политической организацией всего народа и отдельным индивидом, пользующимся в силу своего гражданства политическими правами и свободами. В-четвертых, гражданство есть личная связь человека с государством, что подчеркивается отсутствием коллективного гражданства; отношение гражданства имеет свое правовое значение только в том случае, когда документально определено персонифицированное отношение государства к отдельно взятому индивиду. Кроме того, по действующему законодательству отношения гражданства могут быть прекращены только по личному волеизъявлению самого гражданина. В-пятых, это взаимная и двусторонняя правовая связь, поскольку в отношениях гражданства всегда участвуют два субъекта - человек и государство. В-шестых, гражданство - это правовая связь человека с государством в форме общерегулятивного правоотношения, поскольку на его основе возникают многочисленные другие правовые отношения. В-седьмых, гражданство - экстерриториальная правовая связь человека с государством в силу того, что она не прерывается, если гражданин выезжает за пределы государства своей гражданской принадлежности. В-восьмых, гражданство есть легальная правовая связь этих субъектов: человека и государства. Она устанавливается законом, соответствует принципам и нормам морали и в результате признается легитимной и достоверной всеми участниками соответствующей правовой системы. В-девятых, гражданство - непрерывная правовая связь, так как законодательство о гражданстве не предусматривает возможность его приостановления. И наконец, в-десятых, гражданство представляет собой устойчивую правовую связь между своими носителями, что проявляется в том, что человек обладает правом на гражданство в течение всей своей жизни, а государство не вправе лишить его гражданства. 
Внимательный анализ нормативного определения понятия российского гражданства, закрепленного в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации"5, где сказано, что "гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей", наводит на мысль о необходимости его уточнения. Прежде всего в тексте Закона следовало бы указать, что гражданство есть правовая связь человека с государством, не только устойчивая, но и основная и политическая. Это позволило бы выделить отношения гражданства из всей остальной массы правовых связей человека с государством. Важно также указать в нормативном определении российского гражданства основной и самый существенный признак гражданства, отличающий эту правовую связь от всех других правовых связей, которые возникают между физическим лицом и государством, а именно то, что гражданство влечет за собой признание наличия у гражданина всех основных, т.е. закрепленных в Конституции прав, свобод и обязанностей. Это, на мой взгляд, значительно повысило бы практическую ценность законодательного определения и закрепления дефиниции российского гражданства. 
С учетом сказанного гражданство Российской Федерации можно было бы определить как основное пожизненное законно установленное и публично-властное отношение между человеком и Российским государством, являющееся основанием возникновения всех конституционных прав, свобод и обязанностей индивида.

 

 

1.2 Двойное гражданство и безгражданство. Правовой статус иностранцев

Двойное гражданство-это  правовое состояние лица во взаимоотношениях одновременно с двумя или несколькими  государствами6. В Российской Федерации сама возможность иметь двойное гражданство закреплена в Конституции7. Конституцией гарантируется защита и покровительство граждан РФ, имеющих одновременно гражданство иностранного государства: «…наличие у гражданина  Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства…» (ст.62Конституции РФ).

В Федеральном законе о  гражданстве Российской Федерации 2002 г. Конституционные нормы развиваются  следующим образом: гражданин РФ, имеющий иное гражданство, рассматривается  Российской Федерацией только как российский гражданин(ст 6 п.1). При этом законодатель предусматривает возможность изменения данной нормы посредством принятия международного договора или соответствующего федерального закона. В п.2 ст. 6 Федерального Закона о гражданстве говорится о гарантии сохранения прав и обязанностей гражданина РФ  при наличии второго гражданства.

И все-таки, несмотря на закрепление  правовых предписаний о наличии  двойного гражданства , вопрос о том, в каких случаях допускается приобретение второго гражданства и что следует понимать под двойным гражданством, остается дискуссионным.

Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться закона обоих. Это касается, например, несения военной службы..В ч. 3 ст. 62

Конституции РФ определено правовое положение в России иностранцев и лиц без гражданства. 
Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. 
Лица без гражданства - это лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлежности и к гражданству иностранного государства. Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Российское государство стремится к устранению и предотвращению безгражданства проживающих на ее территории лиц. Согласно ст. 7 Закона о гражданстве наше государство поощряет приобретение гражданства России лицам без гражданства и не препятствует приобретению ими другого гражданства. 
В полном соответствии с общепринятыми нормами международного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т. е. устанавливает для этих лиц национальный режим. Как отмечает О.Е.Кутафин, обладание гражданством (подданством) соответствующего государства является для человека естественным состоянием, и потому состояние «безгражданства» отсутствие гражданства (подданства) - сравнительно редкое исключение8
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или международным договором Российской Федерации не установлено иное. Отклонение от национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть согласно Конституции установлены только федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно. 
Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов ,пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов, членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов и т. п. 
Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы (а значит, и российские граждане). В то же время, если ограничение прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев), т. е. носят дискриминационный характер, Правительством России могут быть установлены в соответствии со ст. 3 Закона о правовом положении иностранных граждан в СССР ответные ограничения (реторсии).

 

 

 

1.3 Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации

Полномочными органами, ведающими  делами о гражданстве Российской Федерации, являются:

  • Президент Российской Федерации;
  • федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы;
  • федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Согласно Конституции  Российской Федерации Президент  Российской Федерации решает вопросы  гражданства и предоставления политического  убежища. Президент Российской Федерации  решает вопросы:

  1. приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке;
  2. восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке;
  3. выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке;
  4. отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации.

Президент Российской Федерации  утверждает положение о порядке  рассмотрения вопросов гражданства  Российской Федерации.

Президент Российской Федерации  обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации.

Президент Российской Федерации  издает указы по вопросам гражданства  Российской Федерации.

Предусматривается право  Президента Российской Федерации в  порядке исключения рассмотреть  вопрос о приеме или восстановлении в гражданстве лиц, которым на общих основаниях, отказано. Это  лица, которые:

  1. в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;
  2. использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
  3. состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  4. имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом;
  5. преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
  6. осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

Естественно, при этом данные лица должны соответствовать общим  требованиям, предъявляемым при  приеме в гражданство и восстановлении в гражданстве Российской Федерации9. Если эти лица подпадают под категорию лиц, на которых распространяется упрощенный порядок приема в гражданство, это обстоятельство будет учтено.

В целях реализации своих  полномочий по вопросам гражданства  и предварительного рассмотрения заявлений  Президент Российской Федерации  образует совещательный и консультативный  орган – Комиссию по вопросам гражданства  при Президенте Российской Федерации.

 

1.4 Документы, удостоверяющие гражданство Российской Федерации

Основным документом, содержащим указание на гражданство лица, является паспорт гражданина РФ. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом о гражданстве (ст. 1)10. Это, в частности:

- общегражданский паспорт  гражданина РФ;

- дипломатический паспорт;

- служебный паспорт;

- паспорт моряка (удостоверение  личности моряка);

- паспорт гражданина СССР  образца 1974 г. С указанием гражданства  РФ либо вкладышем, свидетельствующим  о наличии гражданства РФ на 6 фев. 1992 г. , т.е. на день вступления в силу ранее действовавшего Закона РФ о гражданстве РФ 1991 г.;

- удостоверение личности (военный билет) военнослужащего  с вкладышем, свидетельствующим  о наличии гражданства РФ;

-свидетельство о рождении  с вкладышем, свидетельствующим  о наличии гражданства РФ;

Паспортом гражданина РФ, дипломатическим и служебным паспортом, паспортом моряка (удостоверением личности моряка), паспортом гражданина СССР может также удостоверяться наличие гражданства РФ у детей, сведения о которых внесены в эти документы.

Гражданство России подтверждается также:

- временным удостоверением  личности гражданина РФ, выдаваемым  на период оформления паспорта;

- временным удостоверением личности военнослужащего, выдаваемым взамен военного билета;

- справкой органов внутренних  дел РФ по установленной форме;

- заграничным паспортом  действующего образца с записью  о принадлежности к гражданству  РФ;

- паспортом гражданина  СССР с соответствующей записью(штампом) о приобретении гражданства РФ или справкой консульского учреждения РФ о приобретении российского гражданства;

- паспортом гражданина  СССР с текстом, свидетельствующим  о принадлежности к гражданству  РФ, выданном на основании постановления  Правительства РФ от  9 декабря1992 г. «О временных документах, удостоверяющих  гражданство Российской Федерации»;

Информация о работе Гражданство РФ