Формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:37, контрольная работа

Описание

Действующая система устройства и воспитания детей-сирот не могла справиться с возрастающим количеством детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому в 90-е годы в России стала развиваться система приютов. С 1993 года в каждом субъекте Российской Федерации появились специализированные учреждения социальной реабилитации детей и подростков.
Возрастающее с каждым годом количество приютов, детских домов, приемников-распределителей, с одной стороны, подталкивает государство к увеличению количества подобных заведений, с другой – к поиску новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержание

Введение 2
1. Российское законодательство о формах воспитания детей 4
2. Усыновление (удочерение) детей 5
3. Опека и попечительство над детьми 9
4. Приемная семья 11
5. Проблемы существующих форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 14
Список использованной литературы: 20

Работа состоит из  1 файл

!!!семейное право-формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

Контроль  за условиями содержания, воспитания и  образования детей, находящихся  в воспитательных учреждениях, осуществляется  органами опеки и попечительства. Формы такого контроля законом прямо не определены.

Защита прав выпускников воспитательных учреждений возлагается на органы опеки и  попечительства.

В целях последующего жизнеустройства при выпуске  воспитаннику обязательно должны быть выданы следующие документы: свидетельство о рождении (паспорт), документы о состоянии здоровья, документ об образовании, сведения о родителях или близких родственниках, документы, подтверждающие его право на имущество, денежные средства, жилую площадь.

Факт  нахождения детей под опекой (попечительством) не освобождает  их родителей от обязанности содержать детей.

На детей, находящихся  под опекой или попечительством, должны выплачиваться государственные  пособия, полагающиеся гражданам, имеющим  детей.

Опекун (попечитель) выполняет свои обязанности безвозмездно, на содержание ребенка ему ежемесячно выплачиваются денежные средства в размере, установленном Правительством РФ.

4. Приемная семья

 

Приемная семья - довольно новая для России форма семейного  воспитания. Узаконена она была в 1996 году с момента принятия Семейного  кодекса. Специальная глава 21 СК посвящена  правовым вопросам организации приемной семьи, а затем появилось Положение  о приемной семье, утвержденное постановлением Правительства РФ № 829 от 17 июля 1996 г. Прообразом этой формы семейного воспитания явились детские дома семейного типа, возникшие в 1988 году.

Приемная семья –  форма устройства детей-сирот  и  детей, оставшихся без попечения родителей, на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание  в семью между  органом опеки  и попечительства  и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами).

Договор о передаче ребенка  заключается между органами опеки  и попечительства и приемными родителями. Он должен предусматривать все возможные условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности как ребенка, так и его приемных родителей, а также основания для прекращения действия данного договора.

Договор о передаче ребенка на воспитание в семью заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителям по месту жительства (нахождения) ребенка.

Размер оплаты труда  приемных родителей устанавливается  каждым субъектом РФ. Так, в Москве, заработная плата приемных родителей, имеющих на воспитании трех и более приемных детей, устанавливается в размере ставки одиннадцатого разряда Единой тарифной сетки для педагогических работников учреждений образования.

Приемные родители ведут  учет расходов в письменной форме  по приходу и расходу  денежных средств, выделяемых на содержание ребенка. Сведения об израсходованных средствах представляются в органы опеки и попечительства ежегодно. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

В таком же порядке приемными семьям могут предоставляться льготы различного характера. Субъектам РФ рекомендовано установить основные виды льгот социального и жилищного характера:

  • Скидки в размере 50 % за квартплату, плату за коммунальные услуги и телефон,
  • Выделение земельного участка с освобождением от уплаты земельного налога,
  • Преимущественное право на получение санаторно-курортных путевок, в том числе, бесплатных, в лечебно-оздоровительные учреждения,
  • Предоставление приемным родителям ежегодных отпусков повышенной продолжительности – от 42 до 56 дней,
  • Сохранение непрерывного стажа за приемными родителями на весь период действия трудового договора о передаче ребенка,
  • Право на получение беспроцентных ссуд на строительство жилья, дач, создание собственного предприятия.

Приемными родителями могут  быть  совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • Лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными,
  • Лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в судом в родительских правах,
  • Отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей,
  • Бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине,
  • Лиц, которые  по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (см. Приложение 1).

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку  обладают правами и обязанностями  опекуна (попечителя).

Заключение органа опеки  и попечительства о возможности  лиц быть приемными родителями является основанием для  подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью.

На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей, в том  числе находящийся в воспитательном учреждении, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения или другом аналогичном учреждении.

Предварительный выбор ребенка осуществляется лицами, желающими принять ребенка в семью, по согласованию с органами опеки и попечительства. Разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.

Передача ребенка в  семью осуществляется с учетом его  мнения. Ребенок, достигший 10-летнего  возраста, может быть передан в  приемную семью только с его согласия.

Ребенок, переданный в  приемную семью, сохраняет право  на все причитающиеся ему алименты, пенсию и другие пособия, а также на жилое помещение, при отсутствии такового, имеет право на предоставление  ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

5. Проблемы существующих форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

 

Количество детей, оставшихся без попечения родителей в  стране – один из показателей ее благополучия  и стабильности.

За последние 10 лет снизилось количество государственных учреждений опеки и попечительства, но увеличилось число воспитывающихся в них детей. По соотношению таких домов и детей в них, можно говорить о разукрупнении этих учреждений. В России есть и такие детские дома, в которых воспитывается и обучается более 100 детей. Такую систему организации жизни детей нельзя считать приближенной к семье. Разрушаются родственные связи между братьями и сестрами, если детей разных возрастов помещают в разные учреждения: брата или сестру могут перевести в коррекционное учебное заведение; одного из детей могут перевести в другое учебное заведение в качестве наказания за плохое поведение или учебу. Иногда подросток имеет несколько братьев или сестер, и все они воспитываются в разных местах: у родственников, в других государственных учреждениях. Некоторые дети называли до восьми мест, где находятся их братья и сестры, у 12,2% детей брат или сестра воспитываются в другом детском доме или школе-интернате.

Действующая система  устройства и воспитания детей-сирот  не могла справиться с их возрастающим количеством. Поэтому в 90-е годы в  России стала развиваться система приютов. Для оперативного временного предоставления убежища детям, лишившимся родительского попечения, с 1993 года в каждом субъекте Российской Федерации открылись специализированные учреждения социальной реабилитации детей и подростков. Детские приемники-распределители в настоящее время переполнены. Установленный законом предельный срок - 1 месяц - устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не соблюдается (например, в Республике Татарстан 40% детей находились в приютах от 6 месяцев до 1 года).6 Такая ситуация подталкивает государство, с одной стороны, к строительству новых детских учреждений, а с другой, - к поиску более совершенных форм устройства детей.

На сегодняшний  момент в России зарегистрировано 384 приемные семьи - мизер для такой большой страны, а в Семейном кодексе приемным семьям отведена целая глава (№ 21), состоящая из 5 статей, регулирующая правоотношения, связанные с этой формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Настоящий Семейным кодекс РФ не рассматривает ранее существовавшую форму  воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, - детские дома семейного типа, заменяя ее на новую форму – приемную семью. И как следствие, в постановлении Правительства от 17 июля 1996 года N 829 "О приемной семье" признаны утратившими силу все нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность детских домов семейного типа на территории Российской Федерации, то есть была исключена возможность создания их в будущем. Существующим детским домам семейного типа было рекомендовано заключить с родителями-воспитателями этих домов договоры об образовании приемной семьи. Однако в 1988 детские дома семейного типа, созданные по инициативе Детского фонда во многом помогли решить проблему воспитания детей, оставшихся без родителей. За 10 лет их существования в 368 домах воспитывалось 2,5 тысячи детей, в основном это были дети, имеющие отклонения в умственном и физическом развитии, дети-инвалиды, которые не могли быть переданы на усыновление. По существующему законодательству, взять на воспитание в приемную семью ребенка-инвалида сложнее, чем в детский дом семейного типа. «Передача на воспитание в приемную семью ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, а также ребенка-инвалида возможна только при наличии у необходимых условий, главным образом, финансового и материально-бытового характера».7

«Комитет считает, что принятое Правительством решение  о ликвидации детских домов семейного  типа является мерой поспешной, неоправданной  и даже жестокой. Оно не только существенно нарушает права существующих детских домов семейного типа, которых, по существу, насильственно, путем прекращения выплаты денежного вознаграждения, содержания, заставляют перерегистрироваться в приемные семьи, но и обрекает в будущем больных детей, которых в приемные семьи не берут, на пребывание в детских учреждениях на пребывание в детских учреждениях».8 Таким образом, можно сделать вывод, что сами парламентарии, принимавшие новое семейное законодательство, только через 3 года после вступления в силу Семейного кодекса, обнаружили пробел в законодательстве.

Опека и попечительство – основные и самые распространенные формы воспитания детей, т.к. основным попечителем является государство  в лице руководителей учреждений, осуществляющих такую опеку. По данным Генеральной прокуратуры в 1998 г. против 250 руководителей государственных детских домов и домов ребенка возбуждены уголовные дела по нарушению прав ребенка. Эти факты являются следствием отсутствия единого контроля над государственными учреждениями по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей. Даже в Семейном кодексе РФ нет утвержденной законодательной базы по контролю данных учреждений.

В последние  годы появились давно на время  забытые в России формы поддержки детей, например, такие как воспитание мальчиков в армии (по аналогии с "сынами полка" во время Великой Отечественной войны). Одним из первых "детский взвод" без законодательной основы появился в Нарофоминском гарнизоне, затем в Кинешме9. В 2000 году утверждено Положение, в соответствии с которым в воинские части в качестве воспитанников могут быть зачислены мальчики-сироты от 14 до 16 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации10. Определение ребенка на воспитание в воинскую часть имеет добровольный характер и может прерваться при поступлении в военные или другие учреждения профессионального образования, по достижении воспитанником 18-летнего возраста или по личному заявлению воспитанника.

Российское законодательство позволяет усыновлять детей иностранным гражданам. В последнее время такое усыновление стало распространенным явлением на территории России. В 1994-1995 гг. зарегистрировано 369311 подобных факта, несмотря на достаточно сложную процедуру усыновления иностранцами. Широко известен процесс по делу Надежды Фратти – гражданки Италии, которая занималась посредничеством в незаконном усыновлении российских детей итальянскими гражданами. Она помогла некзаконно вывезти около шестисот детей из домов ребенка Волгоградской области по подложным документам. Основными поставщиками сирот в Италию выступили три приюта Волгограда, Волжского и Михайловского района. По версии следствия, вопреки всем существующим правилам, в Италию по согласованию с некоторыми районными судьями и областными чиновниками отправлялись вполне здоровые дети, преимущественно в возрасте до трех лет. На суде были оглашены данные, что за каждого переправленного за границу ребенка Фратти получала по две с половиной тысячи долларов. В апреле 2002 г. суд вынес Фратти оправдательный приговор. Однако Верховный суд России, рассмотрев кассационный протест областной прокуратуры, назначил повторное слушание дела в новом судейском составе. 16 декабря гособвинитель вновь потребовал признать всех фигурантов виновными и приговорить к различным срокам наказания - от двух до семи лет лишения свободы.12 Остается только надеяться на вынесение судом независимого приговора.

Для предотвращения дальнейшей продажи и незаконного усыновления детей во всем мире в 2000 г. в Бразилии под эгидой ООН состоялся международный семинар, посвященный проблемам контрабандных перевозок живых людей. Согласно сведениям участников семинара, современная работорговля достаточно разнообразна и включает в себя незаконный вывоз детей с целью усыновления, похищение детей ради получения органов для трансплантации и, наконец, непосредственное использование рабского труда.13

Информация о работе Формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей