Формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:37, контрольная работа

Описание

Действующая система устройства и воспитания детей-сирот не могла справиться с возрастающим количеством детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому в 90-е годы в России стала развиваться система приютов. С 1993 года в каждом субъекте Российской Федерации появились специализированные учреждения социальной реабилитации детей и подростков.
Возрастающее с каждым годом количество приютов, детских домов, приемников-распределителей, с одной стороны, подталкивает государство к увеличению количества подобных заведений, с другой – к поиску новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержание

Введение 2
1. Российское законодательство о формах воспитания детей 4
2. Усыновление (удочерение) детей 5
3. Опека и попечительство над детьми 9
4. Приемная семья 11
5. Проблемы существующих форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 14
Список использованной литературы: 20

Работа состоит из  1 файл

!!!семейное право-формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

 

 

Введение

 

В постсоветский период в Российской Федерации постоянно  увеличивается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по данным Государственного Комитета по Статистике всего учтено таких детей и подростков:

  • в 1991 году - 414,5 тысяч детей,
  • в 1993 году  - 460,4 тысяч детей,
  • 1997 года - 596,8 тысяч,
  • 1999 - 636,9 тысяч,
  • 2000 - 123,2 тысяч детей,

из них в 329 тысяч находятся под опекой и попечительством в семьях, 153,5 – на усыновлении, 170,2 тысяч – в государственных учреждениях.1

Действующая система  устройства и воспитания детей-сирот  не могла справиться с возрастающим количеством детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому в 90-е годы в России стала развиваться система приютов. С 1993 года в каждом субъекте Российской Федерации появились специализированные учреждения социальной реабилитации детей и подростков.

Возрастающее с каждым годом количество приютов, детских  домов, приемников-распределителей, с  одной стороны, подталкивает государство  к увеличению количества подобных заведений, с другой – к поиску новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По статистике 17,2 % воспитанников государственных  сиротских учреждений – детдомовцы во втором поколении.

Основные формы устройства таких детей, согласно Семейного кодекса РФ, являются: усыновление (удочерение), опека и попечительство над детьми, приемные семьи.

Россия в настоящее  время занимает первое место в  мире по плотности сиротства. Большая  доля детей-сирот воспитывается  в условиях, далеких от семейных.

 

 

1. Российское законодательство о формах воспитания детей

 

13 июня 1990 года  СССР ратифицировал Конвенцию о правах ребенка, Российская Федерация стала правопреемницей Союза в отношении данной Конвенции.

Согласно Конвенции, семейное воспитание является приоритетным для всех государств, подписавших этот документ. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (ст. 3, п. 2 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники, которые признают и (или) разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они:

а) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось  только компетентными властями, которые  определяют в соответствии с применимыми законами и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой;

б) признают, что  усыновление в другой стране может  рассматриваться в качестве альтернативного  способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан  на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;

в) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка  в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны;

г) принимают  все необходимые меры с целью  обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению  неоправданных финансовых выгод, связанным с этим лицам;

д) содействуют  в необходимых случаях достижению целей настоящей статьи путем  заключения двусторонних и многосторонних договоренностей или соглашений и стремятся на этой основе обеспечить, чтобы устройство ребенка в другой стране осуществлялось компетентными властями или органами.2

Семейный Кодекс РФ, принят 08 декабря 1995 г., вступил в силу 01 марта 1996 г., рассматривает следующие формы воспитания детей, оставшихся  без попечения родителей:

2. Усыновление (удочерение) детей

 

Усыновление (удочерение) – юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной  стороны, и усыновленным - с другой, возникают такие же права и  обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.3

Из этого  следует, что усыновление влечет за собой следующие правовые последствия:

    • установление новой правовой связи между усыновителями (усыновителем) и усыновленным ребенком, а также между усыновленным и родственниками усыновителя,
    • прекращение правовой связи усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по кровному происхождению.

Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку оно обеспечивает усыновленным детям возможность иметь такие же условия жизни и воспитания, как и в родной семье. Усыновленные дети по закону приравниваются к родным.

Усыновление является одним из самых древних правовых институтов и существует во всех современных правовых системах, как наиболее  оптимальная форма устройства  детей, оставшихся без попечения родителей.

За период с 1980 г. по 1995 г. в РФ было усыновлено 144 тысячи детей.4

Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах.

Лица, достигшие 18-лененго возраста, не могут быть усыновлены.

Под интересами ребенка при усыновлении понимается создание для него благоприятных условий материального и морального характера для воспитания и развития в физическом, психическом, духовном и ином отношении. О семейном благополучии ребенка также говорится в преамбуле Конвенции о правах ребенка.

Усыновление братьев  и сестер разными лицами не допускается, за исключением тех случаев, когда  такое усыновление в силу тех или иных причин  отвечает интересам детей.

Усыновление  детей иностранными гражданами или  лицами без  гражданства допускается  лишь в тех случаях, если не  представляется возможным передать  этих детей  на воспитание  в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места  жительства этих родственников.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут  быть переданы на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами территории РФ, не являющимися родственниками детей, только по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление производится по заявлению лиц (лица), желающих усыновить  ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. Дела об установлении усыновления детей рассматриваются  судом с обязательным участием  самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.

Судебный порядок  усыновления в наибольшей  степени  отвечает интересам ребенка, т.к. суд независим от каких-либо ведомственных или местных влияний и подчиняется только требованиям закона.

Для установления усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и  о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте  личного общения  усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

Усыновление является добровольным актом и может быть произведено  только по просьбе (волеизъявлению) лица, желающего усыновить ребенка. Следовательно, никто не может принудить к усыновлению вопреки воле. Данное волеизъявление должно быть выражено в письменном заявлении об установлении усыновления ребенка, которое подается в районный суд, находящийся по месту проживания (нахождения) ребенка.

Права и обязанности  усыновителя и усыновленного  ребенка  возникают со дня  вступления в законную силу решения суда  об установлении усыновления.

Усыновление ребенка  подлежит государственной регистрации  в порядке, установленном для  государственной регистрации актов гражданского состояния.

Лица, имеющие право быть усыновителями:5

    1. Совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
    • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
    • супругов, один из которых признан судом  недееспособным или ограниченно дееспособным;
    • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом  в родительских правах;
    • лиц, отстраненных от обязанностей  опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение  возложенных на него законом обязанностей;
    • бывших усыновителей, если  усыновление отменено судом по их вине;
    • лиц, которые  по состоянию здоровья  не могут осуществлять  родительские права, согласно Постановления правительства РФ № 542 от 01.05.1996. (см. Приложение 1);
    • лица, которые на момент  установления  усыновления не имеют дохода, обеспечивающего  усыновляемому  ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
    • лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
    • лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленного преступление против жизни или здоровья граждан.

Лица, не состоящие  между собой в браке, не могут  совместно усыновить  одного и того же ребенка.

Законом Российской Федерации не устанавливается предельный возраст усыновителей (усыновителя), несмотря на неоднократные попытки  ввести поправки по данному вопросу.

При наличии  нескольких лиц, желающих усыновить  одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка.

3. Опека и попечительство над детьми

 

Опека (попечительство) - устанавливается над детьми, оставшимися  без попечения родителей в  целях их содержания, воспитания и  образования, защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается  над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство - в возрасте от 14 до 18 лет.

Одной из основных задач опеки и попечительства является воспитание и образование  детей, оставшихся, по каким бы то ни было причинам, без родительской опеки.

В ст. 146 Семейного  кодекса предусматривается, что  опекунами могут назначаться  только совершеннолетние дееспособные лица. При назначении опеки обязательно  учитываются нравственные, личностные качества опекуна и его способность к выполнению обязанностей опекуна

Назначая ребенку  опекуна, специалисты органов опеки  и попечительства обязательно должны учитывать, какие отношения складываются или уже сложились между опекуном и ребенком. Если опекун живет не один, то следует учесть, как относятся к ребенку члена семьи опекуна, хотя их мнение не является решающим, поскольку опекаемый может не проживать в семье опекуна, а жить на своей жилплощади. Если это возможно, то спрашивается желание самого ребенка, и оно учитывается при назначении опеки. Органы опеки назначают ребенку опекуна или попечителя ребенку в течение месяца со дня, когда стал известен факт о необходимости установления опеки над ребенком.  

Не назначаются  опекунами лица:

    • лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах,
    • отстраненные от выполнения обязанностей опекунов,
    • бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине,
    • лица, больные  хроническим алкоголизмом или наркоманией,
    • лица, которые по состоянию здоровья не могут выполнять обязанности опекунов/попечителей, согласно Постановления правительства РФ № 542 от 01.05.1996 (см. Приложение 1).

Детям, которые  находятся на полном государственном  попечении и воспитываются в  специализированных учреждениях (детских  домах, домах ребенка, домах-интернатах и т.п.), опекуны не назначаются. Эти обязанности возлагаются на администрации этих учреждений.

Дети, находящихся  под опекой/попечительством имеют  следующие права:

    • воспитание в семье опекуна, совместное с ним проживание,
    • обеспечение для него условий содержания, воспитания, образования,
    • получение причитающихся алиментов, пенсий, пособий,
    • сохранение за ним права собственности на жилое помещение, а при его отсутствии – на получение жилья,
    • защита от злоупотребления опекуна.

Опекун, в свою очередь, также имеет права и обязанности:

  • воспитания ребенка, заботы о здоровье, физическом, психическом и духовном развитии ребенка,
  • на самостоятельное определении способов воспитания ребенка,
  • на выбор образовательного учреждения для ребенка,
  • опекун не вправе препятствовать общению ребенка с его кровными родителями и другими родственниками, если эти отношения не наносят вред ребенку.

Информация о работе Формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей