Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 09:46, контрольная работа

Описание

Цель работы: выяснить правовые аспекты устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В процессе исследования темы были поставлены следующие задачи:
* Изучить и проанализировать нормативно-правовые документы, касающиеся данной темы;
* Изучить и проанализировать специальную литературу.

Содержание

Введение
1 Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения роди-
телей
1.1 Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения
родителей
2 Формы устройства (воспитания) детей, без попечения родителей
2.1 Усыновление (удочерение) детей
2.1 Опека и попечительство над детьми
2.3 Приемная семья
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ по Семейному праву.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ   работа 
 
 

на тему: Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

по дисциплине: Семейное право 
 
 
 
 
 

Исполнитель

студент      
 
 
 

Благовещенск  2011

 

      СОДЕРЖАНИЕ 
 

      Введение

      1 Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения роди-

         телей

         1.1 Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения           

               родителей

      2 Формы устройства (воспитания) детей, без попечения родителей

        2.1 Усыновление (удочерение) детей

        2.1 Опека и попечительство над детьми

        2.3 Приемная семья

      Заключение

      Библиографический список

      
2 

4 

4 

7

9

14

23

26

29

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 
 

     В последние годы в России наблюдается  устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах или признаны недееспособными. Отсутствие родительского попечения может быть вызвано также болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, длительным отсутствием родителей (в связи с командировкой, отбыванием наказания в местах заключения и т.п.), уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов (в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений) и иными причинами (ст. 121 СК, п. 3 ст. 31 ГК).

     К примеру, в 2001 г. выявлено 128100 детей, оставшихся без родительского попечения, тогда как в 1997–2000 гг. этот показатель составлял соответственно 105534, 110930, 113913 и 123200 детей. Их общее количество составляет около 700 тыс. Причем лишь небольшое число этих детей (по некоторым данным не более 10%) остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», т.е. являются сиротами при живых родителях, в этом заключается актуальность выбранной темы.

     Основными причинами увеличения числа детей-сирот  при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение.

     Предметом изучения являются дети, оставшиеся без попечения родителей.

     Объектом  изучения – формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения.

     В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.

     Для преодоления социального сиротства  правительством Российской Федерации принят ряд нормативно-правовых документов, создана система профилактики безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, и контроля за устройством детей, оставшихся без родительского попечения.

     Цель  работы: выяснить правовые аспекты устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

     В процессе исследования темы были поставлены следующие задачи:

  • Изучить и проанализировать нормативно-правовые документы, касающиеся данной темы;
  • Изучить и проанализировать специальную литературу.

     Основное  внимание было уделено изучению семейных форм воспитания детей (усыновление, опека  и попечительство, приемные семьи), так как этим формам отдается безусловное  предпочтение. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕ-   

         ЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 
 

     1.1 Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

     Федеральной целевой программой «Дети России»  на 2003–2006 гг. утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.10.2002 г., №732 и ее подпрограммой «Дети-сироты» на 1998–2001 гг. утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г., №1207 предусмотрено комплексное осуществление на федеральном уровне системы мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество. Также многие гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены и в законодательстве ряда субъектов РФ.

     В Семейном Кодексе (далее СК) общие  положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в ст. 121 СК. Используемый в ст. 121 СК термин «дети, оставшиеся без попечения родителей» впервые применен в семейном законодательстве, что соответствует международно-правовым нормам и отвечает требованиям времени. В этой же статье СК дан примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения (смерть родителей, лишение их родительских прав, осуждение родителей к лишению свободы и т.д.)

     СК  определено, что защита личных и  имущественных прав и интересов  детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства (п. 1 ст. 121). Указанная обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими ряда функций:

     а) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;

     б) избрание форм устройства таких детей в зависимости от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей;

     в) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

     Органами  опеки и попечительства является одно из подразделений органов местного самоуправления.

     СК (п. 1 ст. 121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (т.е. речь идет о поиске, выявлении подборе детей).

     Несмотря  на то что деятельность других юридических  и физических лиц по выявлению  и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, запрещена, тем не менее они обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о таких детях, если они стали им известны (п. 1 ст. 122 СК).

     При подтверждении факта отсутствия у детей попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.

     Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 3 ст. 122 СК порядок формирования и использования этого банка данных установлен федеральным законом от 16 апреля 2001 г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

     В государственном банке данных о  детях, оставшихся без попечения  родителей, содержится документированная информация об этих детях (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, место жительства или нахождения ребенка, приметы ребенка, состояние здоровья, особенности характера и т.д.).

     Государственный банк данных о детях, оставшихся без  попечения родителей, включает также в себя документированные сведения о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (анкета гражданина). Документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, является конфиденциальной.

     С учетом приоритета семейных форм воспитания детей на руководителей воспитательных и иных учреждений (лечебных, социальной защиты), в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, возложена обязанность в семидневный срок со дня получения известия о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения (п. 2 ст. 122 СК). Столь краткий срок введен для того, чтобы не допустить установления детскими учреждениями непосредственных контактов с лицами, желающими получить ребенка на воспитание, или их посредниками. Данные контакты в обход органов опеки и попечительства привели к многочисленным злоупотреблениям при передаче детей на воспитание в семью и создали угрозу появления рынка коммерческих услуг по подбору детей для передачи на усыновление или воспитания в иной форме. 
 
 
 
 
 

     2 ФОРМЫ УСТРОЙСТВА (ВОСПИТАНИЯ) ДЕТЕЙ,  БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ             

        РОДИТЕЛЕЙ 
 

     Каждый  ребенок имеет право жить и  воспитываться в семье, насколько  это возможно. Поэтому СК (ст. 123) установлен приоритет форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Право ребенка на воспитание в семье в случае утраты родительского попечения обеспечивается органом опеки и попечительства, который при выборе форм устройства такого ребенка отдает предпочтение, прежде всего семейным формам воспитания: передаче на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную семью. И только при отсутствии возможности передать ребенка в семью закон допускает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и т.п.). Тип выбираемого учреждения зависит от возраста и состояния здоровья ребенка. Такая форма устройства ребенка не снимает с органа опеки и попечительства обязанности подыскивать для него усыновителей, опекунов (попечителей) или приемных родителей.

     Новой для семейного законодательства РФ является норма об устройстве детей на воспитание в приемную семью. Общеизвестно, что в мировой практике передача детей-сирот в приемные семьи является наиболее распространенной формой их социального устройства и воспитания.

     Из  всех видов семейного воспитания наилучшем является усыновление, поскольку тогда дети оказываются в условиях, наиболее близких к тем, которые складываются в семье, основанном на родстве.

Информация о работе Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей