Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 09:46, контрольная работа

Описание

Цель работы: выяснить правовые аспекты устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В процессе исследования темы были поставлены следующие задачи:
* Изучить и проанализировать нормативно-правовые документы, касающиеся данной темы;
* Изучить и проанализировать специальную литературу.

Содержание

Введение
1 Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения роди-
телей
1.1 Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения
родителей
2 Формы устройства (воспитания) детей, без попечения родителей
2.1 Усыновление (удочерение) детей
2.1 Опека и попечительство над детьми
2.3 Приемная семья
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ по Семейному праву.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

     Детям, находящимся на полном государственном  попечении в соответствующих воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях (далее – воспитательные учреждения), опекуны (попечители) не назначаются (п. 4 ст. 35 ГК, п. 1 ст. 147 СК). Полное государственное попечение означает, что защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей, их материальное обеспечение, воспитание, образование берет на себя государство в лице соответствующего учреждения. В таких случаях обязанности опекунов (попечителей) закон возлагает на указанные учреждения, а именно на администрацию этих учреждений. Разграничить функции воспитательного учреждения по воспитанию, образованию ребенка и осуществлению над ним опеки (попечительства) весьма сложно.

     Законодательством РФ предусмотрены меры по социальной адаптации и материальному обеспечению выпускников воспитательных учреждений. В частности, при поступлении в учреждения среднего и высшего профессионального образования им выдается воспитательным учреждением комплект сезонной одежды и обуви по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременное денежное пособие в размере, установленном Федеральным законом (п. 4 ст. 6 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

     В случае трудоустройства на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности они обеспечиваются за счет средств воспитательных учреждений одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в размере, установленном Федеральным законом. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ (п. 8 ст. 6 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

     Администрации воспитательного учреждения предоставлено  право в исключительных случаях разрешать временно (до одного года) бесплатно проживать и питаться в учреждении своим воспитанникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения. Кроме того, выпускники воспитательного учреждения, обучающиеся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и приезжающие в учреждения в выходные и праздничные дни или на каникулярное время, могут по решению Совета воспитательного учреждения зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном учреждении (п. 7 ст. 6 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

     Законодательством РФ предусмотрен ряд льгот и преимуществ  для детей, оставшихся без попечения  родителей, которые распространяются на них и после достижения совершеннолетия, а потому имеют прямое отношение и к выпускникам воспитательных учреждений. В основном эти льготы касаются поступления и обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

     Во  время обучения во всех типах государственных  или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального  образования они зачисляются  на полное государственное обеспечение  до окончания ими образовательного учреждения (п. 3 ст. 6 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). При условии успешной сдачи всех экзаменов и зачетов в период экзаменационной сессии студентам образовательных учреждений из числа данной категории лиц в обязательном порядке назначается государственная (муниципальная) социальная стипендия. С 1 января 1998 г. размер стипендии, выплачиваемой обучающимся из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей (помимо полного государственного обеспечения), увеличен не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении. Кроме того, им также должно выплачиваться 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики (п. 5 ст. 6 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). 
 

     2.3 Приемная семья

     Приемная  семья представляет собой новый  институт семейного законодательства. Он возник и развился из идеи создания детских домов семейного типа. Состояние детских воспитательных учреждений оказалось настолько неудовлетворительным, что возникла необходимость поиска формы, которая бы позволила сочетать признаки детского учреждения и семейного воспитания детей. Таким образом, приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некоторые черты опеки, детского учреждения, усыновления.

     Помимо  Семейного Кодекса регулирование  отношений, возникающим в связи  с воспитанием детей в приемной семье, осуществляется специальным Положением о приемной семье.

     От  обычного детского учреждения приемная семья отличается значительно меньшим количеством детей, что позволяет обеспечить им не общественное, а семейное воспитание, основанное на личном контакте приемных родителей с каждым из детей. Минимальное количество детей, которые принимаются на воспитание, законодательством не установлены. Поэтому в принципе приемная семья может включать одного ребенка. Максимальное количество детей не должно превышать восьми человек. Основное отличие отношений, складывающихся в приемной семье, от отношений, складывающихся при опеке, выражается в том, что приемные родители состоят в договорных отношениях с органами опеки и попечительства и получают плату за выполнение своих обязанностей. Между детьми и приемными родителями возникают более тесные связи, чем между опекаемыми и опекунами и попечителями, на что указывает даже само название «приемные родители».

     Основанием  возникновения приемной семьи служит договор между приемными родителями органами опеки и попечительства. Лица, имеющие право на заключение такого договора, определяются ст. 151 и 153 СК. Приемными родителями должны быть совершеннолетними и дееспособными. Право стать приемными родителями предоставляется как лицам, состоящим в браке, так и одиноким гражданам.

     Требования  к личности приемных родителей практически те же, что и требования к личности усыновителей. Приемными родителями не могут быть:

     а) лица, лишенные родительских прав или  ограниченные в родительских правах;

     б) лица, отстраненные от обязанностей опекунов или попечителей;

     в) бывшие усыновители, в отношении  которых усыновление было отменено по их вине;

     г) лица, которые по состоянию здоровья не могут воспитывать детей.

     При заключении договора с приемными  родителями, органы опеки и попечительства учитывают также их нравственные качества, материально-бытовые условия, возраст и другие обстоятельства.

     Дети, независимо от возраста, в заключение договора не участвуют. В приемную семью  передаются дети, оказавшиеся лишенными родительского попечения. Органы опеки и попечительства предоставляют будущим приемным родителям возможность подобрать детей, которые будут затем воспитываться совместно. Запрещается разъединять братьев и сестер, если до этого они воспитывались вместе. Как и при усыновлении, такое разъединение допустимо, если это отвечает интересам детей. Чаще всего необходимость разъединения братьев и сестер обусловлена тем, что один из них страдает заболеванием, которое препятствует его передаче в приемную семью. В этом случае соблюдение запрета означало бы, что и второй ребенок оказался бы обреченным до совершеннолетия оставаться в детском учреждении.

     При решении вопроса о передаче ребенка  в приемную семью учитывается  его желание. Если ребенок достиг возраста десяти лет, он может быть помещен в приемную семью только с его согласия.

     Обязательными условиями договора, заключаемого между  органами опеки и попечительства и приемными родителями, являются условия о сроке, на который ребенок помещается в приемную семью, а также о порядке воспитания, образования и содержания детей в приемной семье и обязанности по отношению к приемной семье органов опеки и попечительства. В договоре предусматриваются формы контроля, осуществляемого органами опеки и попечительства за выполнением приемными родителями своих обязанностей, и основания прекращения договора.

     Приемные  родители принимают на себя по договору обязанности по воспитанию ребенка и обеспечению ему получения основного общего образования. Для осуществления своих прав и обязанностей приемные родители наделяются в отношении детей правами и обязанностями опекунов и попечителей (в зависимости от возраста детей).

     Приемные  родители, как и опекуны, не обязаны  содержать приемных детей. Между ними и детьми не возникает и алиментных обязательств. Дети, переданные в приемную семью, сохраняют право на алименты, пенсии и пособия, которые они получали ранее.

     Органы  опеки и попечительства ежемесячно выплачивают на каждого ребенка денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и иных предметов обихода в размере, установленном для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения (п. 2 Положения).

     Кроме того, в договоре с приемными родителями предусматриваются те льготы и преимущества, которые органы опеки и попечительства обязаны предоставить приемной семье. В частности, орган опеки и попечительства может принять на себя обязательства по обеспечению приемной семьи жильем, предоставлению мебели, специального оборудования, транспортного средства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Отношение государства к детям, находящимся  в опасной жизненной ситуации, к которым в первую очередь, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, является показателем гуманности современного общества.

     Приоритеты  государственной политики в области  социального сиротства определены в подпрограммах «Дети – сироты»  и «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которые входят в состав Президентской программы «Дети России». Если в первых программах (1995–1997) основное внимание уделялось укреплению материально-технической базы учреждений интернатного типа, то в последующих значимыми являются программы психолого-педагогической помощи и поддержки, приоритетным направлением деятельности становится передача детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан при невозможности возврата в биологическую семью, разрабатывается юридическая база социальной защиты этой категории детей, согласовываются межведомственные программы социальной защищенности выпускников интернатных учреждений.

     В России к настоящему времени стала  складываться определенная система помощи таким детям. За последнее десятилетие приняты основополагающие документы (Семейный Кодекс РФ, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и многие другие) определяющие целый комплекс прав, свобод, дополнительных льгот для этой категории детей. Сформулированы требования к условиям психологической помощи, профессиональному уровню специалистов. Стали появляться новые образовательные учреждениядля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, негосударственные учреждения, инновационные формы устройства детей в семью. В настоящее время существует огромное количество общественных организаций, которые помогают в решении проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и просто спонсоров – организаций и частных лиц.

     В настоящее время в РФ в соответствии с Семейным Кодексом введены следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

  • Усыновление

     Усыновление как форма социального устройства детей-сирот является безусловно лучшим решением их судеб, так как дети обретают для себя именно семью, а не какую-либо ее замену. Основным принципом усыновления является наилучшее обеспечение защиты интересов ребенка. Но в связи со сложной экономической ситуацией в нашей стране количество случаев усыновления в последнее время сократилось при возросшем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  • Опека и попечительство

     Самыми  распространенными формами устройства ребенка на воспитание в семью  является опека и попечительство – это способы восполнения  дееспособности, защиты прав, интересов и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения. Поскольку опека и попечительство над несовершеннолетними детьми назначается с целью обеспечения их права на семейное воспитание и при этом опекуны (попечители) получают денежные средства на эти цели, то эта форма устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время, является эффективной.

  • Приемная семья

     Приемная  семья является новым институтом семейного законодательства. Он возник и развился из идеи создания детских домов семейного типа, где сочетаются признаки детского учреждения и семейного воспитания детей. Таким образом, приемная семья – это форма устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая содержит в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления. Они являются приоритетными в Российской Федерации и основной формой устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за рубежом.

Информация о работе Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей