Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:01, реферат

Описание

Целями исследования данной работы являются:
 изучение опеки, попечительства и приемной семьи как правого явления;
 предложение возможных путей восполнения законодательных и правоприменительных недостатков опеки попечительства и приемной семьи.

Содержание

Введение………………………………..………………………………………..3
1. Основания и по порядок установления опеки и попечительства над детьми……………………………………………………………………………6
2. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка……………………...11
3. Понятие и порядок образования приемной семьи………………………...21
4. Права и обязанности приемных родителей………………………………..27
Заключение………………………………………………………………….….33
Список использованных источников………………………………................35

Работа состоит из  1 файл

Семейное право- реферат.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

Согласно п. 3. ст. 153 СК РФ приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя), предусмотренными ст. 36—38 ГК РФ и ст. 148.1 СК РФ. Они несут за приемного ребенка ответственность перед обществом, имеют право и обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Принципиально важно, что права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка.[18]

Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы (в том числе в суде) без специальных на то полномочий (п. 2 ст. 31 ГК РФ; совершают от имени малолетнего приемного ребенка и в его интересах все необходимые сделки (п. 2 ст. 32 ГК РФ); дают согласие на совершение тех сделок, которые приемный ребенок в возрасте от 14 до 18 лет не вправе совершать самостоятельно, и оказывают содействие приемному ребенку в осуществлении им своих прав и исполнении обязанностей (п. 2 ст. 33 ГК РФ); имеют право помещать приемного ребенка в дошкольные образова­тельные учреждения на общих основаниях; распоряжаются в установленном ст. 37 ГК РФ порядке имуществом приемного ребенка.

Приемные родители вправе требовать по суду возврата ребенка, переданного в приемную семью, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка (п. 4 ст. 148.1 СК РФ). При необходимости приемные родители, как законные представители приемного ребенка, вправе и в других случаях обратиться в установленном порядке в суды за защитой прав детей, нахо­дящихся у них на воспитании.

Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений.

Приемные родители не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка (ст. 55 и п.5 148.1 СК РФ).

Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца, в котором указываются фамилия, имя, отчество и адрес приемных родителей, дата и номер договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также фамилия, имя, отчество, год рождения каждого ребенка.

Материальное обеспечение приемной семьи. Порядок материального обеспечения приемной семьи регламентируется ст. 153.1 СК РФ. Денежные средства ежемесячно выплачиваются приемным родителям на содержание каждого приемного ребенка с учетом расходов на питание, приобретение одежды, обуви и мяг­кого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игрушек, книг. Если ребенок передается на воспитание в приемную семью на срок более одного года, то дополнительно выделяются средства на приобретение мебели. Указанные денежные средства выплачиваются органами местного самоуправления приемным родителям в течение всего срока действия договора, а при передаче ребенка на воспитание в приемную семью на срок до достижения им совершеннолетия — до достижения возраста восемнадцати лет.

Размер ежемесячных денежных средств на содержание каждого приемного ребенка устанавливается органами местного самоуправления исходя из установленных норм материального обеспечения по фактически сложившимся ценам в данном регионе. Причем размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка, пересчитывается еже­квартально с учетом изменения цен на товары и услуги. Денежные средства должны перечисляться в банковские учреждения на банковские счета приемных родителей ежемесячно в строго установленный срок (не позднее двадцатого числа предыдущего месяца). Органы местного самоуправления в соответствии с принимаемыми ими решениями могут также выделять денежные средства приемным семьям на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания.

Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей), сведения об израсходованных средствах представляются ежегодно в орган опеки и попечительства. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.[19]

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В последние годы в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Причем лишь небольшое число этих детей остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», т.е. являются сиротами при живых родителях.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.

Усыновление допустимо сравнивать с опекой (попечительством) над несовершеннолетними. Опека (попечительство) и усыновление сходны в том, что ребенок в обоих случаях помещается в семью. Однако при усыновлении права и обязанности усыновленных и усыновителей приравниваются к правам и обязанностям детей и родителей. Таким образом, усыновление имеет сходство с родством первой степени.

Опека и попечительство над детьми - временное правовое состояние. Попечительство прекратится с совершеннолетием ребенка, а, возможно, и ранее - в тех случаях, когда до достижения совершеннолетия ребенок приобретает полную гражданскую дееспособность.

Таким образом, специфика усыновления как формы устройства детей состоит в бессрочном характере правоотношений и, как следствие, в особой правовой связи усыновителя и усыновленного, напоминающей связь родителя и ребенка. Эти особенности подтверждают положения о тайне усыновления (ст. 139 СК РФ) и сходство оснований отмены усыновления с основаниями лишения родителей родительских прав.

К сожалению, сегодня по причине недостаточного финансирования эта форма устройства детей не распространена в достаточной степени. Работники органов опеки и попечительства отмечают и еще одну проблему применения норм о приемной семье - невозможность осуществления полного контроля за действиями приемных родителей.

Одним из отличительных признаков приемной семьи является специфическое основание возникновения - договор о создании приемной семьи. Разница между приемной семьей и опекой по действующему законодательству проявляется при анализе правового статуса лица, на которое возложена обязанность заботиться о ребенке. Приемные родители делают это за вознаграждение, а кроме того, во всех случаях они имеют право на возмещение расходов, связанных с исполнением ими своих обязанностей (ст. 153 СК РФ). В то же время в соответствии с п. 1 ст. 36 ГК РФ "обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом". Как видно, различия невелики.

Статья 153.1 СК РФ указывает, что "размер вознаграждения, причитающийся приемным родителям: устанавливается законами субъектов Российской Федерации". Представляется, что данную статью необходимо изменить, определив, что размер оплаты должен определяться федеральными органами власти и финансироваться из федерального бюджета, так как существует опасность, что местные бюджеты с ней не справятся.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Нормативно-правовые акты

              1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;

          2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12 .1995 №223-ФЗ;               3.Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 18.07.2009) "Об опеке и попечительстве" (принят ГД ФС РФ 11.04.2008);

              4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ;

              5. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 18.07.2009) «Об опеке и попечительстве»;

          6.Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

                 7. Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 28.07.2010) "Об актах гражданского состояния";

                            8. Постановление Правительства РФ от 01.05.1996 № 542 (с изм. от 19.03.2001) «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью»;

                            9. Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 (ред. от 11.04.2006) "Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства";

                            10. Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 944 «О порядке предоставления в 2008-20010 гг. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей».

 

Специальная литература

              1. Гаврищук В.В., Зарубин М.А. Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: на примере Министерства образования РФ//Право и образование. 2008. № 3;

2. Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. 3-е издание, перер. и доп. -  М., Юристъ. 2008. – 324 с.;

3. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. 5-е издание, перер. и доп. – М., НОРМА. 2008. – 704 с.;

              4. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. 4-е изд., перераб. и доп. - М. Юристъ. 2008. – 433 с.;

              5. Семья Г.В. Анализ взаимодействия органов опеки попечительства с учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник образования. - 2007. - №19. – 220 с.;

              6. Семья Г.В. Исследование соблюдения прав ребенка в семье и возможных последствиях отмены тайны усыновления // Вестник образования. - 2007. - №18 – 110 с.;

              7. Синайский В.И. Русское гражданское право. - М. Статут. 2009. – 670 с.;

              8. Шохина Л.Н. Правовые основы государственной поддержки детей-сирот. – СПб. Право. 2009. – 120 с.;

              9. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. Э.Н. Ренова. - М. 2009. -  640 с.;

              10. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. Ред. И.М. Кузнецова. 4-е изд. - М. Юрайт. 2009. -  290 с.;

              11. Комментарий к Семейному кодексу РФ // Королев Ю.А., «Юстицинформ», 2008. – 240 с.;

              12. www.consultant.ru

 

15

 



[1] Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. 3-е издание, перер. и доп. – C. 124-125.

[2] Семья Г.В. Анализ взаимодействия органов опеки попечительства с учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – С. 47-48.

 

[3] Шохина Л.Н. Правовые основы государственной поддержки детей-сирот. – С. 30-31.

 

[4] Синайский В.И. Русское гражданское право. – С. 220-221.

 

[5] Семья Г.В. Исследование соблюдения прав ребенка в семье и возможных последствиях отмены тайны усыновления. – С. 56.

 

[6] Пчелинцева Л.М. Семейное право России. 5-е издание, перер. и доп. – С. 356.

 

[7] Синайский В.И. Русское гражданское право. – С. 145.

 

[8] Семья Г.В. Анализ взаимодействия органов опеки попечительства с учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – С. 78-79.

 

[9] Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. 3-е издание, перер. и доп. – С. 192-193.

 

[10] Пчелинцева Л.М. Семейное право России. 5-е издание, перер. и доп. – С. 244-245.

 

[11] Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. Ред. И.М. Кузнецова. – С. 121.

 

[12] Семья Г.В. Исследование соблюдения прав ребенка в семье и возможных последствиях отмены тайны усыновления – С. 34.

 

[13] Семья Г.В. Анализ взаимодействия органов опеки попечительства с учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – С. 56.

 

[14] Комментарий к Семейному кодексу РФ // Королев Ю.А. – С. 45.

 

[15] Семья Г.В. Исследование соблюдения прав ребенка в семье и возможных последствиях отмены тайны усыновления  - С. 78.

 

[16] Синайский В.И. Русское гражданское право. – С. 322-333.

 

[17] Семья Г.В. Исследование соблюдения прав ребенка в семье и возможных последствиях отмены тайны усыновления. – С.84-85.

 

[18] Шохина Л.Н. Правовые основы государственной поддержки детей-сирот. – С. 99-100.

 

[19] Пчелинцева Л.М. Семейное право России. 5-е издание, перер. и доп. – С. 147-148.

 


Информация о работе Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей