Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:01, реферат

Описание

Целями исследования данной работы являются:
 изучение опеки, попечительства и приемной семьи как правого явления;
 предложение возможных путей восполнения законодательных и правоприменительных недостатков опеки попечительства и приемной семьи.

Содержание

Введение………………………………..………………………………………..3
1. Основания и по порядок установления опеки и попечительства над детьми……………………………………………………………………………6
2. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка……………………...11
3. Понятие и порядок образования приемной семьи………………………...21
4. Права и обязанности приемных родителей………………………………..27
Заключение………………………………………………………………….….33
Список использованных источников………………………………................35

Работа состоит из  1 файл

Семейное право- реферат.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)


Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

 

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра гражданского права

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

 

по дисциплине «Семейное право»

на тему «Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей»

 

                                                          

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………..………………………………………..3

1. Основания и по порядок установления опеки и попечительства над детьми……………………………………………………………………………6

2. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка……………………...11

3. Понятие и порядок образования приемной семьи………………………...21

4. Права и обязанности приемных родителей………………………………..27

  Заключение………………………………………………………………….….33

  Список использованных источников………………………………................35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Произошедшее к концу XX в. резкое изменение социально-экономического строя в России, отказ от прежней идеологии, негативные миграционные и демографические процессы повлекли за собой существенные перемены в положении личности в обществе. С одной стороны, личность стала более свободной, менее зависимой от государства, а с другой стороны, она во многом утратила свою значимость как социальная единица. Масштаб распространенного сегодня социальных явления как рост детской безнадзорности создают угрозу национальной безопасности.

Усыновление, опека и попечительство была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства детей. В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны - обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.

В настоящее время проблемы института опеки, попечительства и приемной семьи заслуживают внимания юридической науки еще и потому, что данный институт довольно долго детально не исследовался. Среди ученых-юристов стало традиционным отношение к нему как к незначительному. Между тем изменения, произошедшие в гражданском законодательстве и в цивилистической науке, обусловливают потребность в реформировании института опеки и попечительства. Изменилось представление о месте семейного права в системе российского права.

Степень научной разработанности темы. Наиболее обстоятельные разработки в данном направлении осуществлены Антокольской М.В., Беловым В.А., Беляевой Л.И., Владимирским-Будановым М.Ф., Ерошенко А.А., Ершовой Н.М., Загоровским А.И., Иоффе О.С., Михеевой Л.Ю., Нечаевой А.М., Победоносцевым К.П., Рясенцевым В.А., Фирсовым М.В., Шахматовым В.П., Шерстневой Н.С., Шершеневичем Г.Ф. и многие другие.

В своей совокупности работы названных ученых представляют солидную теоретико-методологическую базу для разработки проблем опеки, попечительства и приемной семьи.

Целями исследования данной работы являются:

     изучение опеки, попечительства и приемной семьи как правого явления;

     предложение возможных путей восполнения законодательных и правоприменительных недостатков опеки попечительства и приемной семьи.

Эти основные цели выражены в комплексе взаимосвязанных задач, теоретический поиск решения которых обусловил структуру и содержание данной работы.

Исходя из названных целей, определены следующие основные задачи исследования:

     анализ российского гражданского и семейного законодательства;

     комплексное изучение основных теоретических и практических вопросов механизма реализации норм об опеке, попечительстве и приемной семье;

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения возникающие в области обеспечения защиты законных прав и интересов граждан при применении норм об опеке, попечительстве и патронаже.

В прямой зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют:

• нормы гражданского и семейного законодательства, предусматривающий опеку, попечительство и приемную семью;

• практика реализации нормы, предусматривающей опеку, попечительство и приемной семьи;

• тенденции совершенствования гражданского и семейного законодательства.

Нормативную базу работы составили: Конституция РФ, гражданское и семейное законодательство РФ. Теоретической основой исследования явились научные труды отечественных ученых в области семейного и гражданского права, а также иные литературные источники и материалы периодической печати, относящиеся к проблемам данной работы, в той мере, в какой они были необходимы для возможно более полного освещения вопросов избранной темы. Структура и объем работы соответствует целям и задачам. Данная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка используемых источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД ДЕТЬМИ

 

 

Институт опеки и попечительства над детьми, оставшимися без родительского попечения, длительное время существовал в различных формах как в дореволюционной России, так и затем в РСФСР. В настоящее время в семейном праве под опекой и попечительством понимается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 123 и 145 СК РФ; п. 1 ст. 35 ГК РФ).

К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах или признаны недееспособными. Отсутствие родительского, попечения может быть вызвано также болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, длительным отсутствием родителей, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав интересов и иными причинами (ст. 121 СК РФ).

Институт опеки и попечительства основан на нормах не только семейного, но и гражданского права, а также административного права, то есть по своей сути является комплексным. В ГК РФ нормы об опеке и попечительстве входят в состав различных институтов: дееспособности граждан, представительство, сделки, обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. Кроме того, в ГК РФ содержатся общие положения об установлении и прекращении опеки и попечительства над гражданами. В Семейном кодексе нормы об опеке и попечительстве образуют самостоятельный раздел и регламентирую опеку и попечительство как форму устройства и семейного воспитания детей, оставшихся без родительской заботы. В Семейном кодексе соответственно определяются права и обязанности опекунов (попечителей) несовершеннолетних детей, находящихся под опекой (попечительством).

Основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным причинам родительского попечения. Опека и попечительство над детьми преследуют две основные цели:

а) воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

б) защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Законодательством установлено, что  опека устанавливается над малолетними детьми, то есть не достигшими четырнадцати лет (п. 2 ст. 145 СК РФ и п. 1 ст. 32 ГК РФ), а попечительство — над несовершеннолетними детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (п. 2 ст. 145 СК РФ).               Разграничение понятий опеки и попечительства не имеет существенного значения в сфере воспитания и образования подопечных детей, но крайне важно в сфере защиты опекунами (попечителями) их личных и имущественных прав и интересов, что во многом определяется различиями в содержании дееспособности несовершеннолетних в возрасте до четырнадца­ти лет и от четырнадцати до восемнадцати лет. Благодаря опекуну ребенок, оставшийся без попечения родителей, может стать участником любого гражданского правоотношения. Попечитель призван оказывать содействие несовершеннолетнему подопечному в реализации его прав в гражданско-правовой сфере.[1]

В отличие от ранее действовавшего законодательства порядок установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми СК РФ уже не регулируется, как не относящийся напрямую к семейным отношениям.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти (п. 1 ст. 34 ГК РФ). Органы местного самоуправления всех уровней, включая поселковую (сельскую), районную и городскую адми­нистрацию, назначают опекунов и попечителей путем вынесе­ния соответствующего решения.

Орган опеки и попечительства назначает опекуна или по­печителя ребенку в течение месяца с момента, когда ему стало известно о необходимости установления опеки и попечитель­ства. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств (на­пример, ребенок уже проживает в семье кандидата в опекуны, попечителя) опекун или попечитель может быть назначен орга­ном опеки и попечительства также и по месту жительства опе­куна (попечителя). Если ребенку, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или по­печитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается непосредственно на орган опеки и попе­чительства.

Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия (п. 3 ст. 35 ГК РФ). Это обязательное условие, что естественно, поскольку, принуждение к исполнению опекунс­ких или попечительских обязанностей интересам ребенка соот­ветствовать не может и цели опеки (попечительства) вряд ли будут достигнуты. Необходимо добровольное волеизъявление лица, отвечающего по своим личным качествам необходимым требованиям закона, принять на себя обязанности опекуна (попечителя). На практике такое согласие выражается в соответ­ствующем заявлении в орган опеки и попечительства.[2]

Опекунами (попечителями) могут быть назначены только совершенно­летние дееспособные лица (п. 1 ст. 146 СК РФ; п. 2 ст. 35 ГК РФ). Закон запрещает быть опекунами (попечителями):

                   несовершенно­летним лицам независимо от приобретения ими полной дееспо­собности до достижения возраста совершеннолетия;

                   недее­способным лицам;

                   лицам, лишенным родительских прав;

                   лицам, страдающим хро­ническим алкоголизмом или наркоманией;

                   лицам, ранее отстраненные от выполнения обязанностей опекунов или попечителей;

                   лицам, у которых дети были отобраны без лишения родительских прав, то есть ограниченные в родительских пра­вах;

                   бывшим усыновителям, если усыновление было отменено по их вине;

                   лицам, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять воспитание ребенка.

При решении органом опеки и попечительства вопроса о назначении конкретного лица опекуном или попечителем ребенка должны учитываться также следующие обстоятельства:

а) способность лица к выполнению обязанностей опекуна (попе­чителя);

б) его личные и нравственные качества;

в) отношения между ним и ребенком, нуждающимся в опеке или попечи­тельстве;

г) отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя);

д) если это возможно — желание самого ребенка.

На практике опекунами (попечителями) чаще всего назначаются близкие родственники ребенка (дедушка, бабушка, тетя, дядя, брат, сестра и т. п.), тогда удается наиболее оптимально учесть требования к личности опекуна (попечителя) и желание самого ребенка. Однако и в этом случае закон не делает каких-либо исключений, позволяющих принять решение о назначении родственника ребенка его опекуном (попечителем) при наличии предусмотренных законодательством препятствий.

Орган опеки и попечительства может назначить ребенку опекуна (попечителя) и по просьбе самих родителей, если они по каким-либо причинам (длительная командировка, болезнь и т. п.) не могут лично осуществлять воспитание ребенка. При этом родители могут предложить органу опеки и попечительства кандидатуру опекуна (попечителя).

Права и обязанности опекуна (попечителя) возникают с момента вынесения органом опеки и попечительства решения о его назначении. Опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение, ему разъясняются его права и обязанности, передаются необходимые документы подопечного. В дальнейшем орган опеки и попечительства обязан осуществлять постоянный контроль за деятельностью опекунов (попечителей) и оказывать им необходимую помощь в воспитании подопечных и решении других вопросов.[3]


2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОПЕКУНА (ПОПОЧИТЕЛЯ) РЕБЕНКА

 

 

Принцип ответственности опекунов (попечителей) за воспитание и развитие ребенка закреплен в нормах международного права, соответственно предметом их основной заботы должны являться наилучшие интересы ребенка. Обязанность опекунов и попечителей воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, о его обучении и воспитании, содер­жании, защищать его права и интересы, что соответствует и нормам гражданского законодательства (п. 3 ст. 36 ГК РФ). Перечисленные в Семейном кодексе права и обязанности опекунов (попечителей) вытекают из содержания задач опеки и попечительства над детьми, определенных в ст. 31 ГК РФ и ст. 148.1 СК РФ и во многом сходных с правами и обязанностями родителей в отношении двоих детей (ст. 63 СК РФ), в то же время основания возникновения указанных полномочий у родителей и опекунов (попечителей) различны (родительские права возникают в силу факта отцовства и материнства, удостоверенных в установленном законом порядке, а права и обязанности опекунов и попечителей основаны на административном акте, то есть решении органа опеки и попечительства).[4]

Информация о работе Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей