Формы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 10:34, контрольная работа

Описание

Под формой (источником) права принято понимать способы
придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей.

Содержание

1. Формы (источники) права 3
2. Административное правонарушение: понятие, состав, виды 15
3. Задача 22
4. Список используемой литературы 24

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по правоведению.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

     В России в юридической практике широко используются научные комментарии  к различным кодексам, но они применяются  как справочный, консультационный материал, ссылаться же на комментарий при разрешении судебных споров и при обосновании принятых решений нельзя. 
Нормативный договор - соглашение между сторонами направленное на установление официальных юридических правил. Например, международный договор, коллективный договор между хозяином (предпринимателем) и наемными работниками в лице их профсоюза. Договоры нормативного содержания - это соглашения между субъектами, которые добровольно закрепляют взаимные права и обязанности и обязуются их соблюдать. Подобные соглашения служат основой для принятия других нормативных правовых актов. Такие договоры получили распространение в трудовом праве при заключении контрактов между работодателем и работником, в международном праве. В последние годы указанные договоры стали применяться и в конституционном праве России. Например, в 1992 г. был заключен Федеративный договор между Российской Федерацией и ее субъектами о разграничении между ними предметов ведения и полномочий. В 1994 г. был заключен Договор между Российской Федерацией и Татарстаном, где были определены предметы взаимного делегирования полномочий. В дальнейшем такие договоры были заключены и с другими субъектами Федерации.

     Деловое обыкновение - это правило, которое  складывается в процессе делового обмена, оно связано с торгово-деловыми отношениями. В отличие от правового обычая, деловое обыкновение не имеет глубоких корней в опыте человеческого бытия. Как правило, это признаваемая в данный момент наиболее оптимальная модель поведения в торговом обороте. Например, с появлением общедоступных телефонных сетей появилось деловое обыкновение, в соответствие с которым признавалось правомерным заключение гражданско-правовых сделок по телефону. Примером признания в России делового обыкновения в качестве источника права может служить часть 2 статьи 478 ГК РФ. Согласно данной норме, «в случае, если договором купли-продажи не определена комплектность товара, продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями». 
В каждой стране, в зависимости от истории ее развития, особенностей этой истории, национальных традиций, общей и правовой культуры и т.д., принята та или иная совокупность источников права, установлена их иерархия.

     Каждый  нормативный правовой акт действует в течение определенного времени, на определенной территории и распространяет свое действие на определенный круг лиц.

     Поэтому для практической деятельности необходимо получить четкие и недвусмысленные  ответы по указанным параметрам каждого  применяемого нормативного правового акта.

     Знание  о действии нормативного правового  акта во времени позволяет ответить на вопрос, когда, в какой момент он вступает в силу и когда утрачивает ее.

     Нормативные правовые акты вступают в силу, как  правило, с момента его принятия, с момента, установленного в самом нормативном правовом акте (в этих двух случаях момент вступления в силу определяется в одной из статей акта) и по истечении общего для всех нормативных правовых актов заранее установленного срока (как правило, через десять дней после официального опубликования). В этом случае в самом акте дата его вступления в силу не указывается.

     Отсчет  времени вступления в силу нормативного правового акта важно для соблюдения такого правила, как презумпция знания закона. Ведь незнание закона не освобождает от ответственности. 
Существует общее правило, что все нормативные правовые акты действуют только на будущее.

     Однако  из этого правила есть исключения. В некоторых случаях закону может  быть придана обратная сила. То есть его нормы могут быть распространены на отношения, возникшие до принятия нормативного правового акта.

     Обратная  сила закону придается в исключительных случаях. Во-первых, тогда, когда сам  законодатель принимает такое решение. И, во-вторых, обратная сила придается  автоматически уголовным законам, которые устраняют, отменяют наказуемость деяния или смягчают наказание за конкретное деяние по сравнению с предшествующим законом.

     Таким образом, в тех отраслях права, где  предусмотрены карательные санкции (уголовное, административное) обратная сила закона никогда не может приводить к установлению или усилению наказания за деяния, совершенные до принятия соответствующего нормативного правого акта.

     Обратная  сила закону, как исключительная мера, используется в основном в гражданском праве.

     Существует также такое понятие, как «переживание старого закона». Это такая ситуация, когда формально отмененный нормативный правовой акт признается действующим применительно к отношениям, возникшим или существовавшим во время его действия. Одновременно применительно к такого же рода отношениям действует новый нормативный правовой акт, по-другому регулирующий такие отношения. Т.е. происходит как бы параллельное действие двух актов по одному предмету - отмененного и нового. Фактически признается действующим не старый акт, а признаются правоотношения, возникшие на основании отмененного акта. Такой подход иногда необходим, чтобы сохранить стабильность в регулируемых отношениях. (Так, те, кто вступил в ЖСК до 1984 года продолжают возвращать кредит в течение 15 лет, а вступившие после 1984 года - будут расплачиваться в течение 25 лет).

     Нормативные правовые акты прекращают действие во времени в следующих случаях:

     - истечение заранее установленного срока действия, если был принят на определенный срок;

     - отмена специальным актом правотворческого органа;

     - если по предмету данного акта принят новый, в котором содержатся специальные статьи об отмене предыдущего акта.

     Иногда  происходит фактическая отмена полностью  или частично путем издания нового акта по данному вопросу без указания в его тексте об отмене старого.

     Действие  нормативного правового акта в пространстве. В этом отношении руководствуются  принципом территориального действия нормативного правового акта, т.е. его действие распространяется на той территории, органами государственной власти которой издан данный акт.

     Принцип территориального действия связан с  принципом государственного суверенитета. Власть государства ограничена его  территориальными, пространственными пределами и действие его велений не может выходить за эти пределы.

     Под территорией государства понимаются все пространственные объекты внутри границ государства и находящиеся  под его юрисдикцией (земная поверхность, территориальные и внутренние воды, недра, воздушное пространство). Территорией государства считаются также военные суда в открытом море и в территориальных водах других государств, невоенные суда в открытом море, территории посольств.

     В пространстве нормативные правовые акты действую по-разному. Некоторые действуют на всем пространстве, находящимся под юрисдикцией государства (например, конституция, уголовный, гражданский кодексы), некоторые только на части территории (например, уставы, избирательные законы субъектов федерации, акты, принятые для совокупности территорий - например, Крайнего Севера России).

     Но  территориальный принцип действия нормативных правовых актов не абсолютен. Некоторые из них могут иметь  экстерриториальный характер. Так, нормативные  правовые акты, изданные на территории одного государства, могут признаваться и действовать на территории другого, одной административно-территориальной единицы на территории другой. Это достигается путем заключения межгосударственных соглашений, либо принятием национального законодательства, регулирующего вопросы коллизий между нормами различных частей государства. 
Принцип территориального действия нормативных правовых актов предопределяет и их действие по лицам. То есть предписания нормативного правового акта распространяются на всех указанных в нем субъектах, и находящихся на территории действия акта.

     Из  этого общего правила есть исключения:

     - лица, пользующиеся правом экстерриториальности (например, главы государств, дипломатические представители и члены их семей), должны подчиняться праву страны пребывания, но к ним не могут быть применены меры государственного принуждения (санкции правовых норм) данной страны;

     - иностранцы и лица без гражданства не могут быть субъектами некоторых правоотношений (например, избираться в органы государственной власти, служить в армии, быть командирами воздушных и водных судов).

     Граждане  и органы государства должны подчиняться  в полном объеме законам своего государства, даже если они находятся на территории иностранного государства (здесь территориальное действие акта заменяется действием по лицам. Указанные субъекты находятся одновременно под пространственным действием иностранного права и личностным действием своего национального права. Здесь действует принцип – «право следует за лицом». 
 

                                                                       

    2. Административное  правонарушение: понятие,  состав, виды 

    Применение государственными    органами    различных    видов

административной  ответственности к субъектам  административного права, которые нарушили те или иные нормативные предписания КоАП РФ1 и регионального законодательства в области административного права, что, согласно административной науке и сложившейся правоприменительной практике, является административным правонарушением.

     Часть 1 ст.2.1 КоАП РФ устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

     Дословно  трактуя эту правовую норму, следует  сделать вывод, что правонарушение в сфере административного права  может совершаться в форме  как действия, так и бездействия  отдельно взятого лица по отношению  к иным субъектам административного права. Данные формы правонарушения обязаны носить следующий характер:

     - быть обязательно противоправными, т.е. нарушать отдельные или, наоборот, ряд предписаний, установленных источниками административного права. Например, нарушение положений КоАП РФ, законов субъектов РФ в области административного права, должностных инструкций, властных директив; органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления;

     - деяние (действие или бездействие) виновного субъекта административного права обязательно должно носить виновный характер, т.е. нарушать общепринятые правовые нормы, а в отдельных случаях и нормы морали. Примером действия может служить нарушение правил дорожного движения путем установления заведомо подложных номерных знаков (ч.3 ст.12.2 КоАП РФ), а бездействия - невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций (ст.15.2 КоАП РФ).

     Если  расширительно толковать п.1 ст.2.1 КоАП РФ, необходимо заметить, что следствием совершения противоправного деяния должно стать наступление неблагоприятных последствий для определенного объекта административного права либо для личных имущественных или неимущественных прав и свобод личности, общества и государства в целом.

     Признаки  административного правонарушения нужно отличать от состава правонарушения. Только при наличии состава правонарушения может быть положительно решен вопрос о привлечении лица к административной ответственности. Случаются ситуации, например безбилетный проезд в общественном транспорте двенадцатилетним мальчиком, когда деяние удовлетворяет всем признакам административного правонарушения, однако отсутствует состав правонарушения (в данном случае отсутствует субъект). Поэтому перед тем, как привлекать лицо к административной ответственности, необходимо убедиться в наличии всех элементов состава административного правонарушения (таблица 1).

       

     

     

       
 
 
 
 

Таблица 1. Состав административного правонарушения.

     Состав  административного правонарушения — это совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может  повлечь применение мер административной ответственности.

  1. Объект административного правонарушения — это общественные

отношения, урегулированные нормами права  и охраняемые мерами административной ответственности, на которые посягает административный проступок. Причинение ущерба общественным отношениям возможно путем:

     - причинения вреда субъекту общественных отношений (например, доведение несовершеннолетних до состояния опьянения);

Информация о работе Формы права