Форма и виды собственности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:52, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является исследование видов и форм собственности по действующему Российскому законодательству. Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
- раскрыть виды и формы собственности по Российскому законодательству;
- рассмотреть проблемные аспекты видов и форм собственности;

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 446.00 Кб (Скачать документ)

Субъекты РФ могут быть наследниками выморочного  имущества в силу  п.2ст.1151 ГК РФ. Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность субъекта РФ, в котором данное жилое помещение расположено. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования соответствующего субъекта23.

Преобразование  отношений государственной собственности  происходит и в тех случаях, когда  имущество, принадлежавшее одному государству, переходит в собственность другого. Например, имущество Российской Федерации  переходит в собственность входящей в ее состав республики. Ни разгосударствления, ни приватизация в строгом юридическом смысле слова здесь не, имущество как было, так и осталось государственной собственностью. Поскольку, однако, сама эта собственность носит многоуровневый характер, субъект права собственности все же меняется. Этот способ приобретения права собственности надлежит отнести к производному, поскольку новый собственник при отсутствии иного указания в законе или межгосударственном договоре не освобождается от обязательств прежнего.

Законодатель предусмотрел серьезные ограничения по кругу объектов, которые могут находится в собственности субъектов Российской Федерации. В собственности субъекта Российской Федерации может находиться только имущество прямо перечисленное в ст. 26.11 Федерального закона от 4 июля 2003 г. N95-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации24".

       Во-первых, в собственности субъекта Федерации может находиться: имущество, необходимое для осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Федерации по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения; имущество, необходимое для организации и осуществления межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также для осуществления отдельных полномочий по предметам ведения Российской Федерации; имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Федерации, работников государственных унитарных предприятий и  учреждений субъекта Федерации в соответствии с его законами.

Во-вторых, для  осуществления полномочий органов  государственной власти субъекта Федерации  по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Федерации, в собственности субъекта Федерации могут находится различные объекты, в том числе: имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Федерации и государственных учреждений субъекта Федерации; имущество, включая защитные сооружения, необходимое для предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий; имущество, необходимое для содержания и обеспечения охраны государственных природных заказников и памятников природы регионального значения; автомобильные дороги общего пользования регионального значения, включая имущество, необходимое для их содержания; служебные жилые помещения для государственных гражданских служащих субъекта Федерации, работников государственных учреждений субъекта Федерации.       

Таким образом, в собственности  субъекта РФ может находиться исключительно имущество, необходимое ему для реализации его полномочий, закрепленных нормативными актами. Иное имущество не может приобретаться в собственность, а если оно было приобретено, то должно быть безвозмездно передано из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность в соответствии с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Наиболее важным представляется статус имущества казны, поскольку  именно она обеспечивает имущественную  основу самостоятельности субъектов  Федерации, и именно к ней относятся  виды имущества с особым статусом, не позволяющим им быть отнесенными к иным формам собственности. Российское законодательство не содержит условий, при которых то или иное имущество должно быть отнесено к казне или передано государственным предприятиям и учреждениям. Эти условия каждый собственник - субъект РФ вырабатывает для себя сам. Очевидно, что экономически более эффективно передавать недвижимое имущество в управление государственным предприятиям и учреждениям, а денежные средства оставлять в казне субъекта РФ для того, чтобы иметь возможность использовать их в текущей деятельности.

В настоящее  время важной проблемой является формирование единообразного механизма  разграничения различных видов  государственной собственности. Особо остро стоит вопрос о разграничении собственности в так называемых сложносоставных или двухуровневых субъектах РФ: согласно ст.66 Конституции РФ некоторые автономные округа входят в состав края или области. Как правило, перечень полномочий таких округов оказывается урезанным. Разграничение собственности субъекта Федерации и входящие в его состав округа в основном производится на договорной основе, т.е на основе заключенных между ними соглашений о разграничении собственности. Последнее в основном предусматривают, что органы автономного округа осуществляют на своей территории все полномочия органов государственной власти субъекта Федерации, а субъект Федерации  разрабатывает концепцию развития региона, и собственником имуществ, как правило, остается сам субъект Федерации.   

Определенную  проблему представляет также разграничение  собственности, относящейся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации.

              Совместное ведение не создает режим общей собственности. Под предметом совместного ведения понимается сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ и компетенции Российской Федерации и, и к компетенции субъекта Федерации. Статья 71 Конституции РФ относит к совместному ведению вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также разграничения государственной собственности. На практике совместное ведение означает, что Российская Федерация устанавливает правила и рамки, в которых может осуществлять свою деятельность по предмету совместного ведения субъект Федерации. Если эти рамки не установлены или по каким-то вопросам нет ответов в федеральном законодательстве, то субъект в праве дать ответ собственным нормотворчеством. Нормы субъекта Федерации будут действующими до тех пор, пока Федерация не примет свою норму, регулирующую то же самое правоотношение иным способом.

 В условиях разграничения собственности в Российской Федерации, к собственности субъектов РФ относятся следующие земельные участки и ресурсы:

1) земельные  участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ;

2) земельные  участки, предоставленные органам  государственной власти субъектов  РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям  или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

3) иные предусмотренные  федеральными законами земельные  участки и предусмотренные федеральными  законами земли.

Распоряжение  земельными участками, государственная  собственность на которые не разграничена, в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.

К собственности  субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, расположенные  в границах этих субъектов РФ. Кроме того, субъекты РФ сами определяют особенности распоряжения земельными участками на своей территории.

Природные, в  частности земельные, условия в  различных регионах имеют свою специфику, так же как и развитость инфраструктуры, промышленности, обеспеченность профессиональными  кадрами, уровень их подготовки, состояние иных компонентов влияют на состояние землепользования и в целом на положение сельского хозяйства. Во многих субъектах РФ их законодательство в области землепользования, охраны окружающей среды, агропромышленного комплекса в значительной степени повторяет федеральное законодательство по этому же вопросу, что не вызвано необходимостью. Исключением принять считать, то обстоятельство, поскольку федеральным законодательством не решаются некоторые проблемы использования земель для складирования, переработки и перевозки отходов, их регулирование нередко осуществлялось актами субъектов РФ. Известным в этом смысле становится пример Самары, на базе которой проводятся всероссийские семинары и обмен опытом по использованию земель для утилизации и захоронения промышленных, бытовых, токсичных и иных категорий отходов25.

Управление государственной собственностью субъектов Российской Федерации осуществляется посредством реализации ими правомочий собственников по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом. Основными органами, располагающими полномочиями по управлению и распоряжению объектами государственной собственности субъектов Российской Федерации, следует считать губернаторов, мэров, глав администраций, правительство, территориальные органы федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Законодательство  РФ предоставляет право субъектам  РФ в целях осуществления своих  полномочий создавать государственные  унитарные предприятия, государственные  учреждения и другие организации. Такие  предприятия и учреждения под контролем органов власти субъекта РФ осуществляют управление государственной собственностью субъекта РФ и ее эффективное использование. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации определяют предмет и цели деятельности указанных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, заслушивают отчеты об их деятельности, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет органам государственной власти субъекта РФ бухгалтерскую отчетность и иные документы. Эти меры наряду с иными позволяют органам государственной власти субъекта РФ контролировать использование государственной собственности.

Особо остро  в рассматриваемом вопросе стоит, то обстоятельство, что, несмотря на мягкие формулировки закона «в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться», перечень закрытый. Вместе с тем, законодатель не пояснил свою мысль до конца - вправе ли субъект Федерации владеть иными видами имущества, например, промышленными предприятиями, нефтедобывающими компаниями? С одной стороны, законодательство не содержит прямого запрета, с другой - в отношении органов государственной власти должен действовать принцип: "что не разрешено, то запрещено". Закон также не устанавливает механизм передачи имущества из собственности РФ в собственность субъектов РФ в случае делегирования Федерацией части своих полномочий регионам26. Непонятно также, как будет осуществляться возврат такого имущества после возвращения полномочий в ведение РФ.

  Хотя, субъекты Федерации не обладают суверенитетом, состав объектов и способов присвоения собственности является более узким, чем федеральной собственности, но как вид государственной формы собственности, основной целью присвоения является удовлетворение интересов населения проживающих в конкретном субъекте РФ и реализация функций возложенных на них РФ Конституцией. Данный вид собственности также обладает межотраслевым характером.                       

 

 

 

1.3.Муниципальная  форма собственности.

Одним из основных направлений реформирования российского  общества в девяностых годах двадцатого столетия явилась трансформация  отношений собственности, направленная как на преобразование прежних форм собственности, так и на создание новых. Для становления рыночной экономики требовалось не только создание института частной собственности, но и перестройка единого массива государственной собственности путём её разграничения между федеральным уровнем и региональным уровнем, а также формирование муниципального уровня и соответствующих ему форм собственности. «Муниципальная собственность и форма муниципальной собственности возникли «на развалинах» советской власти и государственной социалистической собственности»27.

В соответствии с действующей Конституцией РФ п.2ст.8 «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Таким образом, Конституция закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью. Муниципальная собственность – это собственность муниципальных образований. Под муниципальным образованием Закон о местном самоуправлении понимает городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения, в пределах которых осуществляется местное самоуправление. Местное самоуправление представляет собой форму осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственное и(или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций28.Указанные муниципальные образования имеют определенное имущество, принадлежащее им на праве собственности, которая является материальной основой исполнения функций, возложенных на органы местного самоуправления Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Федерации.

Право муниципальной  собственности возникает из оснований, предусмотренных законами и иными  правовыми актами. Можно выделить административные и гражданско-правовые способы. Административный порядок предполагает волю одной стороны - государства и реализуется при издании акта органа государственной власти. Более отвечают интересам местного самоуправления способ перехода прав на объекты собственности гражданско-правовые договоры и сделки. Муниципальное образование вправе заключать их с другими субъектами гражданских прав. В этом случае учитывается воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение с контрагентом. Основания возникновения и источники формирования муниципальной собственности являются те же способы, что предусмотрены действующим законодательством и для других субъектов гражданских прав, кроме тех способов, которые относятся исключительно к федеральной и собственности субъектов Федерации, плюс некоторые специфические для данной формы собственности способы.

Итак, выделяют следующие способы формирования муниципальной собственности:

1.Путем взимания налогов и иных обязательных платежей. Налоговое законодательство муниципальных образований состоит из НК РФ и нормативно правовых актов муниципальных образований. Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательных к уплате на территории соответствующих муниципальных образований29. К местным налогам в соответствии со ст.15 НК РФ относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц. Данные налоги подлежат зачислению в местный бюджет, внебюджетные фоны и валютный фонд муниципального образования.

Информация о работе Форма и виды собственности в РФ