Форма и виды собственности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:52, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является исследование видов и форм собственности по действующему Российскому законодательству. Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
- раскрыть виды и формы собственности по Российскому законодательству;
- рассмотреть проблемные аспекты видов и форм собственности;

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 446.00 Кб (Скачать документ)

Исторически право  государственной собственности  у нас возникало на основании  национализации. Она представляет собой  основанное на законе обращение в  государственную собственность  имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц с возмещением собственнику стоимости имущества и других объектов. Согласно ст.235 ГК РФ  национализация проводится в порядке, установленном, федеральным законом. Поскольку такой закон в настоящее время не принят, национализация в России проводится, не может. Однако на практике это относится лишь к безвозмездной национализации. В период становления Советской власти в нашей стране в отношении частных собственников применялась в основном форма прямой экспроприации, т.е. безвозмездного изъятия имущества в собственность государства, что было обусловлено социально-экономическими особенностями революционного периода. В настоящее время принудительное отчуждение имущества для государственных нужд допускается нашим законодательством при условии предварительного и равноценного возмещения. Поэтому Федеральное Собрание РФ, прежде чем будет принято окончательное решение о национализации, должно с помощью органов исполнительной власти заранее определить примерное количество собственников, имущество которых подвергается национализации, общий размер компенсации и утвердить расходы на возмещение им убытков отдельной строкой в федеральном бюджете на предстоящий год. Такой подход в большей степени соответствует идее формирования правового государства9.

От национализации необходимо отличать реквизицию имущества, также являющейся способом принудительного изъятия у собственников в пользу государства. Реквизиция представляет собой основанное на решении государственных органов принудительный выкуп имущества в интересах общества в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных чрезвычайных обстоятельствах. Поскольку реквизиция применяется при чрезвычайных обстоятельств, она требует немедленных действий государственных органов, основных на законе. Реквизированное имущества переходит в собственность государства и передается определенным органам. Порядок и условия изъятия имущества при реквизиции должны определяться специальным законом.

Реквизиция  носит возмездный характер. Собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества. В соответствии со ст.242 ГК РФ в случае несогласия с предложенной ценой компенсации собственник может оспорить ее в суде. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми была произведена реквизиция, собственник вправе требовать исключительно по суду возврата сохранившегося имущества, эти условия служат дополнительной гарантией защиты интересов собственника реквизируемого имущества. Эти положения являются новацией по сравнению с ранее действовавшим ГК РСФСР. В законе, однако, ничего не говорится о возможности расчетов при возврате собственнику реквизированного имущества. Следует полагать, что собственник имущества должен возвратить часть выкупа, если он не перекрывает размер понижения ценности имущества и упущенной выгоды, не полученной в период его эксплуатации в интересах общества.

Еще одним производным  основанием возникновения права  собственности на имущество у  государства в результате его  принудительного изъятия является конфискация. Согласно ст.243 ГК РФ  конфискация представляет собой предусмотренное законом принудительное безвозмездное изъятие имущества у собственника по решению суда или в административном порядке в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения. Иначе говоря, конфискация представляет собой меру юридической ответственности правонарушителя, прямо предусмотренную законом.

В соответствии с п.2 ст.233 ГК РФ в  случае обнаружения  клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность Российской Федерации. Памятники истории и культуры(объекты культурного наследия)- объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие, собой ценность с точки зрения, истории, археологии, архитектуры, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры10. Важно отметить тот факт, что в п.2 ст.233 ГК РФ речь идет о таких вещах, относящихся к памятникам истории или культуры, которые по своим физическим характеристикам обладают способностью быть сокрытыми в другом имуществе. По это причине понятие памятника истории или культуры, употребляемое в ГК РФ ,не совпадает с одноименной категорией употребляемой в указанном Федеральном законе. К памятникам истории или культуры в ГК РФ следует отнести - предметы старины, произведения изобразительного и декоративно- прикладного искусства, строения, рукописи, коллекции, редкие печатные издания, другие предметы и документы, находящиеся в личной собственности граждан и представляющие значительную историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

ГК РФ  в  силу ст.240 устанавливает случаи принудительного  выкупа у частного собственника особо  охраняемых государством культурных ценностей, если в судебном порядке установлен факт бесхозяйственного содержания этих ценностей и факт реальной угрозы утраты ими своего значения в результате соответствующего бездействия или действий их собственника.

Следует отметить, что указанные способы приобретения имущества государством, представляют собой основание прекращения права частной собственности граждан и юридических лиц.

Российская  Федерация может приобретать  имущество, участвуя в наследственных правоотношениях, так согласно ст.1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным и переходит в собственность Российской Федерации, за исключением жилого помещения. Перечень случаев, когда имущество считается, выморочным является исчерпывающим. Закон лишает Российскую Федерацию права на отказ от выморочного имущества. Лишая такого права, гражданский закон сделал вывод из принципиальных положений Конституции РФ, которые исключают возможность существования у государства как приобретателя названного имущества каких-либо оснований для отказа от него11.

Так, имущество, необходимые для осуществления функций  возложенных на Российскую Федерацию, может быть приобретено различным, но юридически одинаково дозволительным путем. Федеральное имущество может состоять из различных родов доходной собственности, именно из поземельной собственности, промышленных заведений и капиталов; приобретаемой по общим правилам гражданского права или из исключительной собственности, право на которую принадлежит только государству, т.е. из монополий и регалий12.

Для собственности  Российской Федерации характерен принцип  всеобщности, означающий, что в федеральной  собственности может быть любое  имущество, в том числе изъятое  из оборота и ограниченное в обороте.13 Особо законодатель выделяет объекты, которые могут находится только в собственности Российской Федерации-объекты исключительной собственности. Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №3020-1 действующая редакция с изменениями и дополнениями внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 сентября 1993 года №15-П «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».14  Исключительно к федеральной собственности независимо от того, на чьем балансе они находится, и независимо от их ведомственной подчиненности относятся объекты государственной собственности, указанные в Приложении№1 к данному постановлению, которые по своему функциональному назначению делятся на следующие пять групп:

1. Объекты, составляющие  основу национального богатства  страны, в том числе ресурсы континентального шельфа, морской экономической зоны РФ; охраняемые или особым образом используемые природные объекты; объекты историко-культурного наследия, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

2. Объекты, необходимые  для обеспечения функционирования  федеральных органов власти и  управления и решения общероссийских  задач, в том числе государственная  казна РФ; золотой запас, алмазный  и валютный фонды; имущество  вооруженных сил; государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение; предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно- трудовых профилакториев МВД России.

3. Объекты оборонного  производства;

4. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства.

5. Прочие объекты,  к которым относятся предприятия  фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических  препаратов; предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции. 

  Круг объектов исключительной собственности РФ не является исчерпывающим. Он объединяет имущество, которое находится в исключительном обладании государства, используется в интересах всего народа, предназначается для осуществления государственных функций возложенных Конституцией РФ на Российскую Федерацию. Объекты, находящиеся в исключительной собственности государства предоставляются другим участникам гражданских правоотношений только в пользование и не могут отчуждаться, а всякие сделки, нарушающие такое положение, признаются ничтожными. Другими словами, их оборотоспособность резко ограничена, а в некоторых случаях вообще исключена.

Учитывая, тот  факт, что природные ресурсы – это основа жизни и деятельности народов России, государство является преимущественным собственником данных объектов. В п. 2 ст. 214 ГК РФ установлен особый режим земли и природных ресурсов. Он заключается в данном случае в том, что государственной собственностью объявлена вся та земля и все те природные ресурсы, которые прямо не переданы в частную собственность граждан и юридических лиц либо в муниципальную собственность. Иначе говоря, установлена своеобразная презумпция государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, что исключает их существование в качестве бесхозяйного имущества15.

Поскольку природные  ресурсы являются специфичными объектами, и имеют особое значение не только для ныне живущих, но для будущих  поколений, обладают признаком исчерпаемости при невозможности создания их человеком, в литературе распространена концепция особого режима для природных ресурсов, отличного от режима материальных объектов социальной среды. Такой режим должен создавать баланс, чтобы, удовлетворяя некий оптимальный объем потребностей человека, природа сохранялась в благоприятном состоянии16.

Учитывая, то что в последнее время прослеживается тенденция к увеличению оборотоспособности данных объектов, на мой взгляд, было бы целесообразно полное изъятие таких объектов  из оборота либо закрепление права собственности не за конкретным собственником, а за «народом», объявление их национальным достоянием, в целях их рационального использования и сохранения для настоящего и будущих поколений.     

Так как, Постановление  Верховного Совета РФ от 27.12.1991г.№3020-1 не распространяется на земли. Порядок разграничения земельных объектов устанавливается иными нормативными актами, в настоящее время таким актом является, Федеральный закон от 17 апреля 2006 года с изменениями на 12 декабря 2011года  «О введение в действие  Земельного кодекса РФ»17 в целях разграничения государственной собственности на землю конкретно определены земельные участки, которые могут относиться соответственно  к федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности, так соответственно к Федеральной собственности относятся:    

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

  -  земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

-  земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;

-   земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; 

Информация о работе Форма и виды собственности в РФ