Авторское право в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 13:15, реферат

Описание

Авторское право является важной составной частью универсальной системы прав человека, авторские полномочия — одно из важнейших гарантов интеллектуального творчества, самоутверждения и достоинства каждого человека.
В настоящее время новые технологии все чаще и настойчивее подвергают испытанию на прочность главные принципы международных соглашений в области авторского права. Однако отказываться от основ существующей ныне авторско — правовой системы нет никакой нужды. Бернская и Всемирная конвенции были и остаются на сегодняшний день главным международным инструментом регулирования авторского права.

Работа состоит из  1 файл

Авторское право в республике Беларусь.doc

— 384.50 Кб (Скачать документ)

  Бернская конвенция строится на основе сочетания принципа применения национального режима охраны с обязательным соблюдением установленного конвенцией минимума охраны. К числу принципов конвенции можно также отнести и так называемый принцип "автоматической" охраны. Это означает, что в том случае, когда внутреннее законодательство какого-либо из участвующих в конвенции государств обуславливает предоставление охраны соблюдением формальностей, охрана произведению на основании Бернской конвенции предоставляется без соблюдения таковых, то есть автоматически. Конвенционная охрана осуществляется в пользу автора и его правопреемников, в том числе лиц, которым автор уступил свои права на исключительной основе.

 Действие конвенции распространяется на все произведения в области литературы, науки и искусства, как оригинальные, так и производные (такие как переводы, аннотации, аранжировки, иные переработки, сборники, антологии и т.п.).

Конвенция устанавливает, что в отношении охраняемых на ее основании произведений авторы пользуются во всех странах Союза (кроме страны происхождения произведения) правами, предоставляемыми внутренним законодательством государства, в котором испрашивается охрана, а также правами, прямо предоставляемыми самой конвенцией. Однако, предусмотренные в Бернской конвенции права применяются только к правоотношениям с иностранным элементом, в связи с чем конвенция прямо указывает на то, что действие конвенционных норм не распространяется на случаи, когда гражданин государства Бернского Союза или приравненное к нему лицо испрашивает охрану своему произведению в своем государстве.

Сравнительный анализ норм Бернской конвенции и Закона Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах" позволяет говорить о том, что последний в основном, по большинству принципиальных положений, соответствует требованиям конвенции и Беларусь соблюдает требования ст.36 конвенции, устанавливающей, что присоединяющееся к конвенции государство должно быть в состоянии в соответствии со своим внутренним законодательством осуществлять положения конвенции.

 Вступление Беларуси в Бернскую конвенцию не означает прекращение ее обязательств по Всемирной конвенции; относящаяся к ст. XVII Всемирной конвенции Декларация устанавливает, что эта конвенция не должна применяться к взаимоотношениям государств Бернского союза тогда, когда речь идет о произведениях, страной происхождения которых является страна Союза.

И, наконец, говоря о Бернской конвенции, нельзя не затронуть вопрос о последствиях присоединения к ней для Беларуси. В последнее время в печати довольно часто встречаются публикации, в которых известные юристы авторитетно заявляют об имеющей, по их мнению, место обратной силе Бернской конвенции. Основанием для подобных утверждений является норма ст.18 конвенции, которая устанавливает, что конвенция распространяет свое действие на все произведения, которые к моменту вступления конвенции в силу еще не перешли в общественное достояние (т.е. не перестали охраняться) в стране их происхождения в связи с истечением срока охраны. Если какое-либо произведение, которое ранее охранялось в государстве, в котором испрашивается охрана, перешло в общественное достояние вследствие истечения срока охраны до вступления конвенции в силу для этого государства, то такое произведение в соответствии с нормой п.2 ст.18 конвенции не подлежит охране, то есть существовавшая ранее охрана не возобновляется.

 Присоединение Беларуси к Бернской конвенции будет означать расширение круга охраняемых в нашей республике произведений иностранных авторов, в основном за счет произведений, опубликованных до 1973 г. и поэтому не охранявшихся у нас на основании Всемирной конвенции, однако охраняющихся в стране своего происхождения, а также произведений, страной происхождения которых являются государства, не участвующие во Всемирной конвенции.

 

Раздел II. Меры по защите интеллектуальной

собственности

Глава 1. Защита авторских и смежных прав

программного  обеспечения

1.1. Программное обеспечение как объект авторского права

Для понимания  того, что именно из компьютерных разработок и в каком объеме охраняется авторско-правовым законодательством, необходимо проанализировать понятие "программа для ЭВМ". Напомним, программа для ЭВМ - это объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата.

Традиционно авторским  правом применительно к программам защищается:

  1. то, что непосредственно создано разработчиком и существует в символьном (литеральном) представлении до исполнения программы;
  2. то, что порождается в ходе функционирования программы, это так называемые нелитеральные (non-literal) элементы.

Из законодательного определения, следует, что в белорусском законодательстве термином охватывается три группы объектов:

  1. объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств;
  2. подготовительные материалы;
  3. порождаемые программой аудиовизуальные отображения.

Общее требование к этим трем группам объектов - объективная  форма представления (отображения), то есть возможность фиксации на каком-либо материальном носителе.

По внешнему выражению литеральные элементы программы (первая и вторая группы объектов) могут существовать:

  • в машиночитаемой форме, это исполняемый код, некоторые промежуточные формы существования набора команд и данных (псевдо-код, объектный код и т.п.);
  • в форме, доступной для понимания человеком, в виде исходного текста или подготовительных материалов (блок-схем и т.п.), при этом для признания их охраноспособными не важно, на каком носителе закреплен текст (на диске, на бумаге).

К нелитеральным элементам, порождаемым программой аудиовизуальным отображениям относятся, в частности, отдельные изображения, звуковое сопровождение, видеоряды - все то, что проявляется в процессе исполнения программы. Общее требование к таким элементам для признания их охраноспособными - оригинальность, то есть такой объект должен быть результатом творческой деятельности разработчика.

По большому счету можно было бы признать программой любое произведение, выраженное в  цифровой форме, ведь это наборы кодов  или сигналов, которые заставляют некое техническое устройство функционировать определенным образом, например воспроизводить звук или изображение. Однако отличия имеются.

Программа - это  всегда набор данных и команд, предназначенных  для функционирования компьютерных устройств. Вне памяти компьютеров программы как таковые ни к какому результату приводить не могут.

Иные произведения, выраженные в цифровой форме, наоборот, могут "жить" своей самостоятельной, не зависимой от компьютерного устройства жизнью: литературное произведение может быть распечатано, надиктовано в виде фонограммы; музыкальная фонограмма может быть изготовлена в цифровой форме (например, в формате mp3) или иными способами механической записи (например, на виниловой пластинке), сущность фонограммы от этого не изменяется, поскольку на носителе записана лишь звуковая информация, а не команды, реализующие в соответствии с замыслом разработчика определенный алгоритм.

Авторским правом также может охраняться оригинальное название программного продукта. Забегая  вперед, следует отметить, что название программы может охраняться и законодательством о товарных знаках, если соответствующее обозначение прошло процедуру регистрации.

В силу прямого  указания Патентного закона "алгоритмы  и программы для вычислительных машин" не признаются патентоспособными изобретениями. Вместе с тем не исключена возможность патентования устройств или способов, технический результат применения которых определяется в том числе программным обеспечением.

Классификация программ :

Сегодня, с точки зрения человека, взаимодействующего с различными компьютерными устройствами, можно выделить как минимум три функциональные составляющие, приписываемые программному обеспечению:

  • программа как инструментальное средство обработки информации и решения других прикладных задач пользователя;
  • программа как источник нового знания (познавательной и справочной информации);
  • программа как произведение, способное оказывать эмоциональное воздействие и обладающее эстетическими качествами.

Выделение функциональных составляющих носит весьма условный характер.

Деление программ по основному типу пользователей (домашние и деловые программы) в значительной степени предопределяет, как будет  показано ниже, формы их распространения.

Важно разделять  программное обеспечение на заказные и тиражные программы.

Заказное программное исторически более ранний класс ПО. Собственно говоря, во времена больших ЭВМ в 60-70-х гг. ХХ века системные программы поставлялись исключительно производителями оборудования вместе с самим оборудованием, а прикладное ПО писалось под конкретные задачи коллективами штатных программистов или сторонними организациями по подрядным договорам в соответствии с техническим заданием. Такие прикладные программы были приспособлены под нужды конкретной организации и в неизменном виде для других пользователей были малоинтересны.

Тиражные программы  представляют собой системные, прикладные или развлекательные программные продукты, потребительские свойства которых позволяют удовлетворять потребности широкого круга пользователей.

Данное деление также весьма условно, поскольку на практике можно встретить множество комбинированных вариантов поставок.

Но с позиций  юридической квалификации отношений  между заказчиком и поставщиком  небесполезно все же разделять эти  два класса ПО: важное различие между тиражным и заказным ПО состоит в степени участия заказчика в процессе разработки программы, в возможности влиять на качество и функциональные характеристики ПО.

Особенности правового  режима

Для понимания природы  отношений между пользователями программы и правообладателем необходимо рассмотреть важный теоретический принцип авторского права - принцип исчерпания прав.

В отношении  традиционных объектов ИС - книг с литературными  произведениями или пластинок с  музыкальными записями - всегда четко можно понять, в каком случае речь идет о передаче прав на экземпляр (то есть на материальный носитель), а в каком о передаче прав на использование самого произведения. Достаточно легко можно выявить различия и между двумя категориями пользователей: пользователями экземпляра - лицами, которые приобрели в собственность носитель (книгу, кассету, диск) и применяют его по прямому назначению, и пользователями произведения - лицами, которые приобрели права, позволяющие извлекать выгоду от эксплуатации произведения (переводить, тиражировать, распространять, сдавать в прокат и т.п.).

Не нарушается ли это право в случае, например, если покупатель решит подарить кому-нибудь купленный диск, или книгу? Нет, поскольку в отношении поступивших в продажу экземпляров правомерно опубликованных произведений действует так называемый принцип исчерпания прав. Суть его состоит в том, что правомерно введенный в оборот экземпляр произведения в дальнейшем может распространяться без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения - это значит, что легально выпущенные книга или диск могут быть впоследствии перепроданы, обменены, подарены, и испрашивать на это согласия правообладателя и заключать с ним по этому поводу какой-либо договор нет необходимости.

Принцип исчерпания права на распространение, также именуемый иногда "правилом первой продажи", сформулирован в законодательстве «Об авторском праве и смежных правах» и звучит он так:

  • «Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения».

К экземплярам  программ для ЭВМ также применимо  правило первой продажи:

  • «Перепродажа или передача иным способом права собственности либо иных вещных прав на экземпляр программы для ЭВМ или базы данных после первой продажи или другой передачи права собственности на этот экземпляр допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему дополнительного вознаграждения».

Однако с программами дело обстоит немного сложнее.

Форма выражения  в виде символов, объединенных в  языковые конструкции, позволила, как  отмечалось выше, приравнять в свое время программы к литературным произведениям. Но авторско-правовой режим  охраны программ сразу охарактеризовался рядом особенностей, ведь основной формой выражения для программ являлась цифровая форма записи на машинных носителях, не характерная тогда еще для иных объектов авторского права. Цифровое представление предопределяло возможность чрезвычайно легкого воспроизведения и распространения программных продуктов, а также возможность внесения в программы изменений и заимствования их частей. Разработчики первых законопроектов, посвященных правовой охране компьютерных программ, также предвидели, что, кроме распространения на материальных носителях, ПО достаточно широко будет распространяться и по компьютерным сетям. В связи с этим авторско-правовой режим охраны программ, предусмотренный в законодательстве многих государств, несколько отличается от режима, предусмотренного для литературных произведений. В чем же состоят ключевые отличия этого режима?

Прежде всего, отсутствие возможности свободного личного использования программ. Для иных произведений право свободного использования в личных целях традиционно и означает фактически неконтролируемую возможность копирования и модификации до тех пор, пока это использование не выходит за рамки личного. По сути, экземпляр произведения, попав в руки покупателя, оказывается в полной его власти.

Порядок пользования экземпляром программы строго регламентирован. Он может быть прописан в законе или в соглашении с правообладателем. Точнее, закон предусматривает, что такие правила устанавливаются правообладателем, но если правообладателем каких-либо специальных условий (обычно более льготных) не предусмотрено, будут действовать обязательные нормы закона. Такие "правила по умолчанию сводятся к установлению закрытого перечня случаев свободного воспроизведения и модификации программы, в частности:

Информация о работе Авторское право в РБ