Авторское право в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 13:15, реферат

Описание

Авторское право является важной составной частью универсальной системы прав человека, авторские полномочия — одно из важнейших гарантов интеллектуального творчества, самоутверждения и достоинства каждого человека.
В настоящее время новые технологии все чаще и настойчивее подвергают испытанию на прочность главные принципы международных соглашений в области авторского права. Однако отказываться от основ существующей ныне авторско — правовой системы нет никакой нужды. Бернская и Всемирная конвенции были и остаются на сегодняшний день главным международным инструментом регулирования авторского права.

Работа состоит из  1 файл

Авторское право в республике Беларусь.doc

— 384.50 Кб (Скачать документ)

XX век

  • 1909 год. Принято правило, согласно которому авторские права приобретаются после первой публикации (обнародования) произведения. Срок действия права увеличен — разрешено продлевать на 28 лет.
  • 1912 год. Авторским правом разрешено защищать кинофильмы. Ранее они считались отраслью фотографии. Права на фильм принадлежат режиссёру, сценаристу и композитору.
  • 1952 год. В Женеве подписана "Всемирная" конвенция о защите авторских прав.
  • 1953 год. Авторским правом разрешено защищать абсолютно все литературные произведения.
  • 1971 год. В Париже произошел последний пересмотр Бернской конвенции о защите авторских прав.
  • 1978 год. Срок действия копирайта вновь продлён. Теперь он действует до смерти автора и остаётся в силе ещё 50 лет.
  • 1980 год. Копирайтом разрешено защищать компьютерные программы.
  • 1982 год. В законодательство США вносятся дополнения, которые позволяют приговорить нарушителей закона об авторских правах к крупным штрафам и тюремному заключению.
  • 1983 год. Знаковый судебный процесс. Британская энциклопедия подала в суд на органы школьного образования США, обвинив их том, что они изготавливают для школ учебные телепередачи, в которых активно используют информацию энциклопедии. Эти передачи транслируются по многим школам, кроме того, доступ к записям имеют все желающие школьники и их родители. Суд встал на сторону Британской Энциклопедии, посчитав, что педагоги нарушили закон об авторских правах.
  • 1987 год. Известный писатель Джером Сэлинджер подал в суд на писателя Йена Хэмилтона, который подготовил его литературную биографию. Сэлинджер обвинил Хэмилтона в незаконном использовании писем, полученных Хэмилтоном от адресатов Сэлинджера. Суд запретил публикацию биографии.
  • 1990 год. Копирайтом разрешено защищать архитектурные проекты, компьютерную графику, художественные инсталляции и пеРБормансы.
  • 1991 год. Объектом судебного спора стали телефонные книги. Одна компания-издатель подала в суд на другую, обвинив её в том, что она напечатала аналогичную информацию. Суд постановил, что адреса и телефоны жителей того или иного города не могут защищаться копирайтом, потому что являются «коллекцией фактов», которую каждый вправе собирать и публиковать.
  • 1992 год. Запрещено переписывать и воспроизводить музыкальные записи без разрешения владельцев прав на них. Частная звукозапись разрешена исключительно для домашнего пользования.
  • 1993 год. Первый процесс о нарушении прав копирайта в Интернете. Журнал Playboy засудил владельца интернет-сайта, который вывесил на нём отсканированные фотографии девушек из журнала.
  • 1994 год. Запрещена нелегальная запись выступлений музыкантов и перезапись видеоклипов. В том же году известный музыкант Рой Орбисон подал в суд на группу 2 Live Crew, которая спародировала один из его хитов. Суд встал на сторону 2 Live Crew.
  • 1995 год. Прецедентный судебный процесс о нарушении авторских прав в Интернете. Один из пользователей сервера вывесил на нём материалы, защищённые копирайтом. Владелец авторских прав подал в суд на владельца сервера. Суд оправдал ответчика.
  • 1996 год. В Женеве представители 160-ти стран мира подписали документы о создании Всемирной Организации по Защите Интеллектуальной Собственности (World Intellectual Property Organization, WIPO).
  • 1998 год. Срок действия авторских прав продлен. Он действует до смерти автора и плюс 70 лет после этого.
  • Новый закон ограничил возможности использования компьютеров для копирования и воспроизводства произведений, защищаемых авторским правом. Копирайтом разрешено защищать форму корпуса судна.

XXI век

2001 год. Журналист, внештатный сотрудник газеты Нью-Йорк Таймс, выиграл процесс против этого издания. Причиной иска стало то, что издательство выложило ряд его материалов в базу данных, предлагаемую для коммерческого использования

 

Глава 2. Республика Беларусь в системе

международной охраны авторского права

 

Говорят, что  культура не знает границ. Не знают границ и составляющие ее произведения. Однако границы существуют в отношении авторского права на эти произведения. Авторское право Республики Беларусь является частью ее гражданского законодательства и изначально имеет ограниченную сферу применения - ограниченную по кругу лиц, за которыми оно признает авторское право, и по территории, находящейся под суверенитетом нашего государства, на которой это признаваемое авторское право действует. В соответствии со ст.4 Закона Республики Беларусь " Об авторском праве и смежных правах" от 16 мая 1996 г. авторское право  признается за гражданами вне зависимости от того, где были опубликованы либо находятся их неопубликованные произведения; за иными лицами, чьи произведения были обнародованы, именно в Беларуси или находятся на территории нашей республики в необнародованном виде. При этом п.2 ст.4 Закона содержит норму, согласно которой произведение считается опубликованным в Республике Беларусь и за его создателем, в том числе иностранцем, признается в Беларуси авторское право, если это произведение было опубликовано в нашей республике в течение 30 дней с момента первого опубликования за рубежом. За всеми остальными лицами авторское право по белорусскому законодательству признается только в том случае, если это предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

Во многом аналогичен подход законодательства большинства стран мира -- авторское право признается за гражданами данного государства, иногда к ним приравниваются лица, впервые опубликовавшие свои произведения в этом государстве. Поэтому, учитывая тот факт, что использование произведения и ранее не ограничивалось национальными рамками, начиная с первой половины прошлого столетия, среди заключаемых между государствами международных договоров стали появляться договора и соглашения о взаимном признании и охране авторских прав. Особенно актуальным вопрос о международной охране авторских прав стал в наши дни, когда есть все основания говорить уже не о взаимопроникновении культур различных государств, а о возникновении интернациональной, или точнее было бы сказать, наднациональной культуры. Объекты авторского права получают все большее значение в международном торговом обороте -- кино-, видео-, музыкальная продукция, программное обеспечение для ЭВМ, базы данных и т.п. занимают место среди основных статей экспорта развитых стран.

Однако система двусторонних соглашений не может обеспечить эффективную охрану авторских прав. Необходимы многосторонние и по возможности универсальные международные договора, которые разрешая противоречия между национальными законодательствами, обеспечивали бы минимальные стандарты охраны авторского права и тем самым создавали бы условия для распространения объектов авторского права, не наносящего ущерба экономическим интересам правообладателей.

 Существующая в настоящий момент система международной охраны авторского права представляет собой сложный механизм, в основе которого лежат прежде всего два многосторонних соглашения -- Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. в ее многочисленных редакциях и Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г., измененная в 1971 г. Определенную роль в свое время играли региональные конвенции -- ряд межамериканских и Арабская конвенция об авторском праве 1981 г. Однако, в силу их регионального, а применительно к Арабской конвенции, участником которой могут быть только государства -- члены Лиги арабских стран, закрытый характер, они постепенно утрачивают свою актуальность.

 В последнее время все большее значение получает еще одно международное соглашение, затрагивающее, среди прочего, вопросы охраны авторского права. Речь идет о принятом в 1994 г. по результатам Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ Соглашении о создании Всемирной торговой организации, и в частности, о Приложении 1С к этому Соглашению. Приложение 1С, которое называется Соглашением по торговым аспектам права интеллектуальной собственности (в русской транскрипции -- Соглашение ТРИПС), содержит обязательство каждого государства, вступающего во Всемирную торговую организацию, в области охраны авторских прав применять в отношениях с другими государствами-членами ВТО положения Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, касающиеся материальных норм права . При этом участие государства в самой Бернской конвенции не является обязательным

 Республика Беларусь участвовала только в одном международном соглашении по вопросам охраны авторского права, а именно во Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1952 г . Беларусь не присоединялась к этому соглашению, а Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 1993 г. № 370 объявила о своем правопреемстве в отношении обязательств Советского Союза по данной конвенции. Это означает, что Всемирная конвенция для Беларуси действует с даты ее ратификации Верховным Советом СССР -- 27 мая 1973 г.

 Суть Всемирной конвенции в редакции 1952 г. состоит в обязательстве любого участвующего в ней государства предоставлять национальный режим охраны произведениям (как выпущенным так и не выпущенным в свет) авторов, являющихся гражданами других участвующих в конвенции государств, а также иным лицам, впервые выпустившим свое произведение в свет в одном из государств -- участников конвенции. При этом субъектами конвенции являются не только авторы, но и иные обладатели авторских прав.

Круг видов  произведений определен в достаточно общем виде -- охрана должна распространяться на литературные, научные и художественные произведения, как то: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры. При решении вопроса о предоставлении охраны авторам, не являющимся гражданами участвующих в конвенции государств, применяется критерий "выпуска произведения в свет", под которым понимается воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведения для чтения или ознакомления путем зрительного восприятия.

Кроме того, к числу материально-правовых норм Всемирной конвенции можно отнести механизм преодоления существующих в некоторых государствах формальностей, которые необходимо выполнить для признания авторских прав (депонирование экземпляра произведения, регистрация специально уполномоченным органом, нотариальное удостоверение и т.п.). Ст. III конвенции содержит компромиссное решение, согласно которого все формальности материально-правового характера считаются выполненными, если все экземпляры произведения иностранного автора будут иметь знак © с указанием имени обладателя авторского права и года первого выпуска произведения в свет. Все остальные вопросы, связанные с определением объема предоставляемой на основании Всемирной конвенции охраны решаются в соответствии с национальным законодательством государства, в котором испрашивается охрана.

 Подобный либеральный подход позволял становиться участниками Всемирной конвенции в редакции 1952 г. государствам с различным законодательством об авторском праве, в том числе и Советскому Союзу, законодательство которого, с обширными сферами допускаемого свободного использования охраняемых произведений и всего 25-летним сроком охраны после смерти автора очевидно не соответствовало практике развитых стран мира. В 1971 г. была принята новая редакция Всемирной конвенции, в которой по сравнению с редакцией 1952 г. был значительно расширен круг обязательных к применению норм, в том числе в отношении объема признаваемых за автором прав, однако конвенционный срок охраны авторских прав по прежнему остался равным 25 годам после смерти автора.

 Редакция 1971 г. по ряду причин не получила особой популярности.

В соответствии со ст. VII Всемирной конвенции (как редакции 1952 г., так и редакции 1971 г.)ее действие не распространяется на произведения, охрана которых к моменту вступления конвенции в силу для какого-либо государства в этом государстве не существовала либо к моменту присоединения к конвенции уже прекратилась. Иными словами, по Всемирной конвенции Советский Союз, а позднее и Республика Беларусь, не несли обязательств по охране произведений, авторы которых не были гражданами СССР и впервые выпустили в свет свое произведение до 27 мая 1973 г. вне пределов СССР.

Особо следует  остановиться на вопросе взаимной охраны авторского права в отношениях государств -- бывших республик СССР. Распад Советского Союза и появление на его месте суверенных государств с национальным законодательством об авторском праве поставил вопрос об их интеграции в международную систему охраны авторского права. При этом возникла проблема взаимного признания и охраны прав авторов бывших советских республик, так как произведения граждан других государств -- бывших республик СССР стали произведениями иностранных авторов, охрана которым должна предоставляться на общих основаниях. Для того чтобы ликвидировать определенный правовой вакуум, вызванный исчезновением единой территории и гражданства СССР, 24 сентября 1993 г. в Москве государствами -- участниками СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав. Однако, Верховный Совет Беларуси не ратифицировал данное Соглашение, поэтому обязательства нашей республики по охране авторских прав в отношении произведений, происходящих из государств -- бывших союзных республик, основываются на совместном участии во Всемирной конвенции 1952 г. и распространяются на произведения, созданные либо выпущенные в свет после 27 мая 1973 г. Кроме того, такие государства, как Армения, Кыргызстан и Туркменистан не участвуют во Всемирной конвенции, а, следовательно, не обеспечивают охраны прав белорусских авторов

Определенные  изменения произошли во внутреннем законодательстве Беларуси. С 18 июля 1996 г. вступил в действие Закон Республики Беларусь " Об авторском праве и смежных правах", который, без преувеличения, стал значительным этапом в развитии национального авторского законодательства. Срок охраны авторских прав был увеличен до 50 лет после смерти автора; были сняты формальности при предоставлении охраны фотографическим и аналогичным им произведениям; программы для ЭВМ прямо указаны среди объектов авторского права и т.п.

Изменения во внутреннем законодательстве сделали возможным для нашей республики изменить ее положение и в системе международной охраны авторского права.

14 июля с.г.  вступил в силу Закон Республики Беларусь "О присоединении Республики Беларусь к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (Парижскому акту от 21 июля 1971 г., измененному 28 сентября 1979 г.)".

Бернская конвенция  на сегодняшний день является самым популярным международным соглашением в области авторского права -- по состоянию на 3 июля 1997 г. ее участниками были 125 государств, включая 27 государств, являющихся участниками более ранних редакций конвенции -- Римского 1928, Брюссельского 1948 и Стокгольмского 1967 г. актов. Республика Беларусь присоединяется к последнему, Парижскому 1971 г. акту, измененному в 1979 г. В отношении государств, являющихся участниками более ранних редакций, Беларусь на основании ст.32 Конвенции также будет обязана применять условия именно Парижского акта.

Информация о работе Авторское право в РБ