Авторские права на произведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:22, контрольная работа

Описание

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе изучения гражданского законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать гражданско-правовой институт авторских прав и способов их защиты, а также особенности и проблематику их правового регулирования.

При этом, вторичная цель данной работы носит прикладной характер и заключается в систематизации и анализе актуальных проблем в практике применения института авторских прав, а также поиске решения проблем, стоящих в процессе практического использования авторских прав и их защиты.

Работа состоит из  1 файл

Авторские права.docx

— 59.13 Кб (Скачать документ)

Итак, рассмотрим каждую из категорий авторских прав более  подробно.

Права на результаты творческой деятельности неоднородны. С одной  стороны, это право использования - имущественное право, ради которого введена гражданско - правовая охрана. Другая группа прав, которой нет больше ни в одной сфере, связана со статусом автора, творческий труд которого является единственным источником произведений, поступающих в экономический оборот. Эти два вида прав отделимы друг от друга. Соответственно, разделение категорий авторских прав возможен, но обладает высокой степенью условности.

С определенной степенью условности, авторские права можно разделить  по нескольким категориям:

1) Имущественные и неимущественные  авторские права.

2) Исключительные и неисключительные  авторские права.

Поскольку за автором могут  признаваться и иные права, то следует  отметить, что подобная трехзвенная  классификация несколько не соответствует  общепринятому в гражданском  праве делению правомочий на имущественные  и личные неимущественные, и применима  лишь в отношении авторских прав.

 

 

  1. Общая характеристика защиты авторских прав

В соответствии со сложившейся  в российской юридической науке  традицией понятием "защита авторских и смежных прав" охватывается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании. В общем виде право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права. Действующее законодательство содержит достаточную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав, основы которого изложены в ст. 1252 ГК РФ.

Базой защиты исключительных прав как прав гражданских являются методы частного права. Использование  методов публичного права - уголовного или административного – является дополнительным. Попытка их конструирования  как самостоятельных обусловлена  специальными интересами. Зашита методами гражданского права направлена прежде всего на восстановление нарушенного права или на компенсацию, позволяющую произвести такое восстановление, в то время как борьба с нарушениями методами публичного права в основном направлен на профилактику и предотвращение нарушений в будущем.

Вместе с тем широкое  использование результатов творческой деятельности сопровождается негативными  последствиями, которые в настоящее  время являются острой проблемой  в связи с высоким уровнем  незаконного использования этих результатов. Одним из самых распространенных правонарушений в сфере авторского права и смежных прав является воспроизведение контрафактных  экземпляров произведений, а также  фонограмм и их незаконная реализация. Все большую угрозу правообладателям представляет незаконное размещение произведений и фонограмм в телекоммуникационных сетях, в частности, в сети Интернет и сети сотовой связи.

В отношении имущественных  прав об их охране заботится, как правило, правообладатель. Особый случай – охрана неимущественных прав. Автор произведения вправе в том же порядке, в котором  назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает  охрану права авторства, право на имя и право на защиту своей  репутации после своей смерти. Это лицо будет осуществлять свои полномочия пожизненно. Здесь можно  заметить, что речь идёт именно об охране права, а не о правопреемстве, так  как продолжительность права  на охрану связывается с продолжительностью жизни назначенного лица, а не сроком действия авторского права. Если автор  не воспользуется такой возможностью, то права на имя и на защиту его  репутации после его смерти будут  осуществляться его наследниками или  специально уполномоченным органом  РФ, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское  право прекратилось.

Однако, к сожалению, не все  возможности, заложенные в нормах права, реализуются на практике. Многолетний  опыт показывает, что авторские дела в судах составляют весьма незначительный процент среди других гражданских  дел, хотя в последние годы он неуклонно  растёт. Конечно, многие дела так и  не доходят до суда, а разрешаются  ещё в процессе досудебного регулирования. Причинами этого являются и низкий уровень правопорядка, и неосведомлённость  авторов о своих правах, и фактическое  отсутствие квалифицированных специалистов и т.д.

Установленные законом авторские  и смежные нарушаются и нуждаются  в защите. В целях активации  борьбы с интеллектуальным пиратством Правительством РФ создана Комиссия по защите интеллектуальной собственности.

Обычно нарушители, в качестве которых выступают как физические, так и юридические лица, незаконно  изготавливают и распространяют экземпляры, т.е. копии произведений и фонограмм на различных материальных носителях. Указанные копии именуются контрафактными экземплярами. К их числу относятся не только копии, сделанные в Российской Федерации, но и экземпляры охраняемых в Российской Федерации произведений и фонограмм, незаконно, т.е. без согласия правообладателей, импортируемые в Россию из страны, в которой они либо никогда не охранялись, либо уже перестали охраняться.

Итак, ст. 1228 ГК РФ разъясняет, что на произведения науки, литературы, искусства авторское право возникает в силу факта его создания. Поэтому для возникновения и осуществления такого права не требуется его регистрации или другого специального оформления произведения. Автор или иное лицо, являющееся владельцем авторских прав, имеет право обратиться в суд за защитой авторских прав вне зависимости от того, связано ли нарушение с неисполнением обязательств по авторскому договору или является незаконным использованием авторских прав. Правом на обращение в суд обладают граждане, достигшее 18 лет, и юридические лица, которым авторские права принадлежат на законном основании. Гражданин имеет право представительства в суде. Для обращения в суд необходимо соблюсти надлежащую форму искового заявление, которое обязательно должно быть составлено в письменном виде и содержать все особенности спора, о котором будет идти речь в судебном заседании. Важное значение имеет указание требования истца к ответчику, а также показания свидетелей, если это необходимо, и просьба их вызова в суд с точным указанием этих лиц и их адресов. При подаче искового заявления истцу также необходимо представить копии искового заявления по числу ответчиков.

Право на защиту нарушенных прав утрачивается, если обладатели авторских  или смежных прав приобрели их с нарушением установленного законом  порядка либо осуществляют их исключительно  с намерением причинить вред другому  лицу или допускают злоупотребление  ими в иной форме. Так, например, суд  может отказать в защите авторских  прав тем из соавторов или наследников, которые не дают своего согласия на переиздание произведения, руководствуясь при этом исключительно желанием причинить вред другим соавторам или наследникам.

Для защиты исключительных прав используются различные методы и способы, которые могут рассматриваться  в рамках двух форм защиты – юрисдикционной и неюрисдикционной10.

В первом случае процедура  защиты жёстко определена законом. Ограничиваются здесь и возможности действия лица, обратившегося за защитой, поскольку  применение мер осуществляется государственным  органом. К юрисдикционной форме защиты относятся все гражданско-правовые, а также административно- и уголовно-правовые способы защиты.

Во втором случае свобода  действий правообладателя намного  шире, но и здесь существуют установленные  законом рамки поведения.

К такой форме защиты можно  отнести самозащиту, например, заключение авторского договора, и применение мер оперативного воздействия.

В зависимости от вида исключительных прав те или иные способы защиты будут иметь большее значение.

 

 

 

  1. Особенности защиты авторских прав

Прежде всего необходимо отметить, что в авторском праве, охраноспособностью, обладают, лишь объекты авторского права – произведения, определения которых мы привели выше, основными критериями которых является, их:

- творческий характер;

- объективная форма выражения.

Учитывая два критерия охраноспособности, необходимо учитывать, что произведение охраняется независимо от его назначения и достоинства. В целях соблюдения справедливости, не имеет значения в какой области человеческой деятельности создано и может быть применено произведение: будет ли это художественный альбом фигурок оригами или учебник по изготовлению или применению водородной бомбы. С целью достижения указанной справедливости действующее законодательство устанавливает совокупность юридических норм направленных на недопущение потенциального нарушения авторского права.

Говоря  другими словами данные нормы призваны восстанавливать или признавать авторские права и защищать интересы их обладателей при их нарушении или оспаривании. Защищенность права предполагает адекватную ответственность нарушителя. Иначе говоря авторские права защищены не тем, как это указано в Законе, а тем, что Закон предусматривает ответственность за их нарушение. Таким образом, любое лицо, нарушающее права авторов, должно быть привлечено к гражданской, административной, а в некоторых случаях и к уголовной ответственности. Среди наиболее часто встречающихся на сегодняшний день нарушений авторского права можно назвать: ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода (пиратство); присвоение авторства (плагиат)11.

Самым распространенным способом защиты авторских прав, безусловно, являются гражданско-правовые способы:

- признание права;

- восстановление положения,  существовавшего до нарушения  права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих  угрозу его нарушения;

- признание сделки недействительной  и применения последствий ее  недействительности, применения последствий  недействительности ничтожной сделки;

- признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

- самозащиты права;

- присуждение к исполнению  обязанности в натуре;

- возмещение убытков;

- взыскание неустойки;

- компенсации морального  вреда;

- прекращение или изменение  правоотношения;

- неприменение судом акта  государственного органа или  органа местного самоуправления, противоречащего закону;

- иными способами, предусмотренными  законом.

Авторы свободны в выборе конкретного способа защиты своих  субъективных прав и выбор одного из них не лишает его возможности  прибегнуть в дальнейшем к другому способу, либо вовсе применить комбинированный способ защиты.

Таким образом, защите авторских  прав, присущ двух уровневый вид  защиты: первый уровень состоит в определении таких способов защиты, которые носят универсальный характер и могут быть применены для защиты любого субъективного гражданского права. Данные способы защиты установлены в ст.12 ГК РФ; второй уровень регулирования заключается в установлении способов защиты, применяемых только для защиты конкретных видов авторских прав или защиты от конкретных правонарушений.

 

 

Заключение

Институт авторского права является сложным правовым институтом, который зародившись с развитием печатного дела, неизменно следовал за развитием технического и научного прогресса, в связи с чем это пожалуй наиболее активно и постоянно развивающаяся категория права, чем вызвана основная сложность его правовой регламентации. Но при этом, пройдя сложный путь развития он не только достойно занял свое место в современном гражданском праве большинства государств мира, но и выработал основные начала и принципы регулирования общественных отношений в области авторских прав.

В современных условиях авторские  права занимают особое место в  экономическом и общественном обороте  страны.

В связи с чем особое место занимает вопрос о защите авторских  прав, и с сожалением приходится заметить, что в общем, картина с защитой авторских прав в нашей стране выглядит удручающе. Нет чёткого регулирования авторских прав в сети Интернет, нет специалистов в органах МВД и прокуратуры, профессионально расследующих преступления в области компьютерной безопасности организации, физического лица и населения в целом. Нет устоявшейся и понятной самим судьям практики с ясными и объективными критериями оценки по доказыванию авторства на произведение. Стоит также учесть, что эта проблема назрела давно, законодательные и правоприменительные шаги в данном направлении неэффективны, хаос и абсурдность в вынесении некоторых судебных решений приводят в отчаяние.

В целях усиления защиты авторских и смежных прав необходимо выработать единую государственную  и правовую политику, которая бы обеспечила надлежащие условия реализации о охраны прав и законных интересов как самих авторов, так и рядовых пользователей. Ключевым направлением в этой сфере должно стать совершенствование законодательства о защите авторских прав и практики его применения. Важно отметить, что Российская Федерация уже сделала некоторые положительные шаги в этом направлении. Но в то же время существуют вопросы, которые необходимо решить уже в ближайшем будущем. Например, не разработан понятийный аппарат, отсутствует законодательное закрепление многих важных терминов, критериев. К тому же, законодательство не содержит специальных норм, обеспечивающих надлежащую защиту авторских прав несовершеннолетних авторов, авторов, признанных законом недееспособными и т.д.

И всё же в защите интеллектуальной собственности существует вполне чёткая тенденция к её усилению. Об этом можно с уверенностью говорить, если вспомнить хотя бы то, что относительно недавно была принята четвёртая  часть Гражданского кодекса, полностью  посвящённая интеллектуальной собственности, что, несомненно говорит об огромном значении и актуальности данной проблемы.

Важное значение имеет  то, что в целом законодательство РФ представляет авторам и иным правообладателям достаточно мощный набор правовых средств для реализации прав в современных условиях, а также для их эффективной защиты или оспаривания, а правильное распоряжение этими правовыми возможностями во многом является задачей самих правообладателей.

 

 

Список  используемых источников литературы

I. Нормативно – правовые акты и материалы судебной практики

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 10.02.2012) // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
  3. О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации Федеральный закон от 18 декабря 2006 года N 231-ФЗ Принят Государственной Думой 24 ноября 2006 года Одобрен Советом Федерации 8 декабря 2006 года (в ред. ФЗ от 01.02.2012 N 202-ФЗ).
  4. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О рекламе" (принят ГД ФС РФ 22.02.2006) (с изм. и доп., вступающими в силу с 22.01.2010) // Собрание законодательства РФ, 20.03.2006, N 12, ст. 1232.
  5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ 2Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448.
  6. Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. N 1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения".
  7. Всемирная конвенция об авторском праве (подписанная в Женеве 6 сентября 1952 г.) // Собрание Постановлений Правительства СССР. 1973. N 24. Ст. 139
  8. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 февраля 2009 г. N А05-8668/2008
  9. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 марта 2008 г. N 3034/08
  10. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 февраля 2006 г. N А65-7690/05-СГ3-28
  11. Приговор Нижегородского районного суда Нижнего Новгорода по делу Кузнецова И.Н., Покровского А.В. от 9 марта 1999 г.
  12. Приговор Тушинского межмуниципального районного народного суда г. Москвы по делу Тимонина В.А. от 24 марта 2000.
  13. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. N 47.

Информация о работе Авторские права на произведение