Автономные учреждение высшего профессионального образования (Особенности гражданско-правового статуса)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:28, реферат

Описание

Целью исследования стало изучение автономных учреждений высшего профессионального образования, порядок их создания, реорганизации и ликвидации.
Задачи, вытекающие из цели исследования таковы:
- изучение общих положений об автономном учреждении высшего профессионального образования;
- изучение способов создания автономном учреждении высшего профессионального образования;
- анализ процедуры реорганизации и ликвидации автономного учреждения высшего профессионального образования.

Содержание

Введение……………………………………………………………...…….3
Понятие автономного учреждения высшего профессионального образования…………………………………………….………………5
Ответственность автономного учреждения высшего профессионального образования…………………………...….…….9
Заключение………………………………………………………….…….12
Список используемой литературы………………………….....………..13

Работа состоит из  1 файл

рефераь.doc

— 87.00 Кб (Скачать документ)

Северо-Восточный  Федеральный Университет

Им. М.К. Аммосова

Юридический факультет

Кафедра Гражданского права 
 
 
 
 
 

Автономные  учреждение высшего  профессионального  образования

(Особенности  гражданско-правового статуса) 
 
 
 
 

Подготовил: студент ЮФ-08-03

Корякин В.А.

Проверил: Ушницкий Р.Р.

г. Якутск 2011г.

Содержание

    1. Введение……………………………………………………………...…….3
    2. Понятие автономного учреждения высшего профессионального образования…………………………………………….………………5
    3. Ответственность автономного учреждения высшего профессионального образования…………………………...….…….9
    4. Заключение………………………………………………………….…….12
    5. Список используемой литературы………………………….....………..13

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

     Введение

     Сложившаяся в России сеть бюджетных образовательных  учреждений насчитывает в настоящее  время более 135 тысяч учреждений, финансирование которых осуществляется из средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Объемы расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на образование в 2008  году составили 1 410  млрд.  рублей,  что превышает аналогичный показатель 2000 года в 6,6 раза и составляет 12,2%  от общего объема расходов консолидированного бюджета страны.  Это противоречит реализуемым направлениям реформирования бюджетной сферы,  предусматривающим серьезные ограничения на использование бюджетными учреждениями полученных ими доходов. Введение подобных ограничений,  предусмотренное Бюджетным кодексом РФ,  не только отрицательно скажется на эффективности расходования средств, но и приведет к снижению стимулов у образовательных учреждений к получению внебюджетных доходов.  Выходом из сложившегося положением стало создание и развитие автономных учреждений в системе федеральных образовательных учреждений. Правовое регулирование деятельности автономных учреждений осуществляется пакетом законов, вступивших   в действие с января 2007 года: Федеральный закон «Об автономных учреждениях» (№174 от 3 ноября 2006 г.); Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона  «Об автономных учреждениях»,  а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных (бюджетных) учреждений» (№175 от 3 ноября 2006 г.).

     Актуальность заявленной темы состоит в том, чтобы тщательнее, глубже изучить правовое положение автономных учреждений высшего профессионального образования, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления, ответственность по их обязательствам.  
         Целью исследования стало изучение автономных учреждений высшего профессионального образования, порядок их создания, реорганизации и ликвидации. 
         Задачи, вытекающие из цели исследования таковы: 
- изучение общих положений об автономном учреждении высшего профессионального образования; 
- изучение способов создания автономном учреждении высшего профессионального образования; 
- анализ процедуры реорганизации и ликвидации автономного учреждения высшего профессионального образования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Понятие автономного учреждения высшего профессионального образования

     Государственные и социальные функции бюджетной  сферы определяют ее центральное  место в системе управления бюджетными расходами, соответственно реструктуризация бюджетной сферы – основное направление  повышения эффективности расходов региональных и местных бюджетов. Федеральный Закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", принятый в рамках исполнения Плана мероприятий по обеспечению реструктуризации бюджетного сектора, ввел в систему юридических лиц новую некоммерческую организацию - автономное учреждение1.

     Автономное  учреждение – некоммерческая организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления  предусмотренных законодательством  Российской Федерации полномочий органов  государственной власти, местного самоуправления в социальной сфере, в том числе в области образования. Автономное учреждение представляет собой организацию с более широким кругом полномочий, чем бюджетное учреждение, но в то же время с большей ответственностью за результаты хозяйственной деятельности.

     Основные  цели преобразования образовательных  бюджетных учреждений в автономные организации:

  • Создание условий для финансово - хозяйственной самостоятельности и экономической мобильности;
  • Повышение эффективности использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов;
  • Привлечение инвестиций и расширение источников финансирования текущей деятельности образовательных учреждений;
  • Формирование системы четкого разграничения функций и полномочий между заказчиком, производителем и потребителями образовательных услуг;
  • Усиление ответственности за конечные результаты деятельности АУ,  повышение результативности и прозрачности финансирования сферы образования;

     Для АУ предусматривается более гибкие формы бюджетного финансирования по результату,  финансовая прозрачность,  более свободный режим экономической деятельности за пределами бюджетных обязательств, ограничение субсидиарной ответственности собственника,  изменение режима управления имуществом,  приобретенным за счет собственных средств, соответственно, расширенные имущественные права в отношении такого имущества,  а также коллегиальные общественно-государственные органы управления. По сути,  дополнение бюджетных учреждений новым типом автономного учреждения обеспечивает переход от управления затратами к управлению результатами и,  тем самым,  повышению эффективности бюджетных расходов2

Финансирование  из бюджета автономных учреждений заменено государственным (муниципальным) заданием на предоставление государственных (муниципальных) услуг. Средства же, полученные от дополнительной деятельности, переходят в полное распоряжение автономных учреждений. Автономные учреждения открывают собственные счета, могут брать банковские кредиты, а их руководители имеют возможность самостоятельно формировать штатное расписание и план хозяйственной деятельности3.

Президентом РФ 3 ноября 2006 г. был подписан ФЗ № 174ФЗ "Об автономных учреждениях". Он предусматривает возможность создания нового типа учреждений – автономных учреждений, которые по своему статусу весьма существенно отличаются от классического учреждения, которое ранее было предусмотрено законодательством. Одновременно с законом "Об автономных учреждениях" был принят Федеральный закон от 03.11.06 № 175ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях".

     ФЗ РФ от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» Ст. 2 ч. 1. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

     В принципе данное определение само по себе не столь сильно отличается от того, которое дано в Гражданском кодексе РФ для классического учреждения. Автономное учреждение является юридическим лицом, как и любое юридическое лицо, от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Однако отличия между автономным и иными учреждениями действительно серьезны.

     Автономное  же учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться только:

  • недвижимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества;
  • особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

     Остальным имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

     Итак, к “остальному” относится:

  • любое имущество, в т. ч. и недвижимое, которое было приобретено за счет доходов от разрешенной предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • имущество, закрепленное за ним учредителем или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

     Таким образом, для автономного учреждения важнейшим понятием становится "особо ценное движимое имущество".

     В настоящий момент Закон дает лишь примерное определение: под особо  ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление  автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

     Автономное учреждение должно обособленно учитывать недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество. 

     Ответственность автономного учреждения высшего профессионального образования

     Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом.

     Это означает, что, на первый взгляд, кредиторы  смогут обратить взыскание на больший  объем активов учреждения. Однако потеря определенных видов имущества  по долгам может сказаться на самой  возможности существования учреждения – например, невозможна деятельность университета без помещений, учебного оборудования, без мебели. Поэтому законодатель оградил автономные учреждения от подобных ситуаций, оговорив, что по долгам автономного учреждения взыскание не может быть обращено на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленные за ним учредителем или приобретенные автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

     Таким образом, автономное учреждение отвечает по своим долгам своим имуществом, однако недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним учредителем или приобретенное за счет средств учредителя, защищено от ареста по долгам и взыскания. Такая схема выглядит достаточно привлекательной для учреждения4.

     Однако  следует помнить, что при этом собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Таким образом, если у учреждения нет иного имущества, кроме описанного выше, долг “повисает”: за него не отвечает никто, и при этом должник продолжает работать и владеть необходимым для работы имуществом, а процедура банкротства не проводится (Процедура банкротства фактически запрещена законом в отношении любых учреждений – см. п. 1 ст. 65 ГК РФ в ред. от 03.11.06.).

     Субсидиарная ответственность в определенной мере является защитой не только кредиторов, но и самого учреждения. Представим себе ситуацию, когда к учреждению будет предъявлен иск на значительную сумму. При этом спровоцировать такой иск может не только хозяйственная или дополнительная приносящая доход деятельность (например, учреждение нарушением договора причинило значительные убытки контрагенту), но и основная деятельность (например, в учреждении во время уроков произошел несчастный случай и был причинен существенный вред здоровью обучающихся и работников).

     Итак, если автономное учреждение задолжало крупную по масштабам своей деятельности сумму, развитие событий будет таким.

     Во-первых, на счетах вполне может оказаться значительная сумма денег. Финансироваться учреждения будут через субсидии и субвенции, и вполне вероятно, что учреждению будут перечислены денежные средства на счет под выполнение определенного задания заранее. В этом случае указанные суммы будут списаны со счетов, и покрывать расходы на выполнение задания (платить зарплату учителям, оплачивать коммунальные услуги и т. п.) будет просто нечем5.

     Во-вторых, даже если существенной суммы на счетах не оказалось, субсидиарного ответчика нет. Невыплаченный долг будет “висеть” на автономном учреждении до его погашения, а погашаться он будет за счет всех денежных средств, поступающих на счета, т. е. за счет всех бюджетных и внебюджетных поступлений. При этом имущество, не относящееся к закрепленному учредителем недвижимому и особо ценному имуществу, будет арестовано и продано с торгов. В такой ситуации осуществление и основной, и хозяйственной деятельности будет невозможно; может стать невозможным и исполнение обязательств учреждения в рамках разрешенной предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, что приведет к новым убыткам.

Информация о работе Автономные учреждение высшего профессионального образования (Особенности гражданско-правового статуса)