Арест имущества должника как мера принудительного исполнения судебного решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:12, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение ареста имущества должника.
Задачами данной работы выступают:
- порядок выявления имущества должника;
- порядок ареста имущества должника;
- порядок хранения имущества должника.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Принудительное исполнение исполнительных документов……….5
Глава 2.Арест имущества должника…………………………….. …..………10
2.1. Оценка имущества………………………………………………………...10
2.2. Реализация имущества…………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

арест имущества должника.doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)

 Если судебный пристав-исполнитель  решает удовлетворить просьбу  о наложении ареста на имущество  должника, иначе он обязан мотивировать  свой отказ, то совершается  ряд процессуальных действий:

а) объявляется запрет распоряжаться имуществом;

б) ограничивается право пользования им;

в) имущество изымается.

 Некоторые из перечисленных  действий можно отнести к факультативным, поскольку буквально сказано,  что "при необходимости..." ограничивается  право пользования имуществом  или оно изымается.

Если денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц находятся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, то арест должен производиться с учетом ст. 27 Закона "О банках и банковской деятельности" (арест налагается не иначе как судом общей или арбитражной юрисдикции), в связи с чем судебный пристав-исполнитель делает предварительный запрос в банк (кредитную организацию) о наличии у должника денежных средств либо ценностей.

Между тем, следует помнить  разъяснение, которое по этому поводу дал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14 мая 2003 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности п. 2 ст. 14 Федерального закона "О судебных приставах" в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа". В нем подчеркивается, что судебный пристав-исполнитель, исполняя решение суда, вправе запрашивать и получать в банках и прочих кредитных организациях необходимые сведения о вкладах только в том размере, который требуется для исполнения исполнительного документа и в пределах, определяемых судебным актом.

Арест, будучи отдельным  процессуальным действием, оформляется  посредством составления постановлений. Форма различных постановления  официально утверждена Приказом Минюста  России от 28 февраля 2006 г. N 22 "Об утверждении методических рекомендаций о порядке использования примерных форм процессуальных документов, необходимых для реализации инструкции по документационному обеспечению (делопроизводству) исполнительных производств в структурных подразделениях территориальных органов федеральной службы судебных приставов".

Согласно положениям Приказа при наличии оснований  применения мер принудительного  исполнения судебный пристав-исполнитель  выносит постановление о наложении  ареста на имущество должника, а  при производстве описи имущества должника составляется акт ареста имущества должника.1

В силу ст. ст. 59 и 60 Закона"Об исполнительном производстве" при производстве ареста необходимо присутствие понятых, которые обязаны засвидетельствовать подписью те или иные действия судебного пристава-исполнителя, связанные с арестом. Должник не только вправе присутствовать при наложении ареста, но и указывать те виды имущества или предметы, на которые следует обратить арест в первую очередь, хотя окончательно очередность обращения взыскания на денежные средства и иное имущество определяется судебным приставом-исполнителем.

Акт ареста имущества  должника с точки зрения содержания достаточно подробный. В нем приводятся следующие данные: кто присутствовал  при описи; наименование и описание предметов с указанием отличительных признаков (цвет, размер, год выпуска, марка и т.д.); количество, размер, вес и предварительная оценка каждого предмета; кому передано имущество на хранение или под охрану; отметка об изъятии имущества; отметка о разъяснении лицу, которому судебным приставом-исполнителем передано на хранение или под охрану арестованное имущество, его обязанностей и предупреждении об ответственности за растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу данного имущества; замечания и заявления лиц, присутствовавших при аресте имущества.

Акт подписывается не только судебным приставом-исполнителем, но и понятыми, хранителем, должником, взыскателем (их представителями), а  также прочими присутствовавшими  заинтересованными лицами. Кроме того, делается отметка о разъяснении порядка и сроков обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя. В случае отказа кого-либо из указанных лиц подписать акт (опись) делается соответствующая отметка.2

Иным лицам, считающим, что их имущественные права были нарушены в ходе осуществления ареста, поясняется право обращения с иском в суд об освобождении имущества от ареста (исключении из описи). Суды в ходе разрешения подобных исков опираются в том числе и на пояснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 1985 г. N 5 "О практике рассмотрения судами РФ дел об освобождении имущества от ареста (исключении из описи)".

Поскольку лица, распоряжаясь или пользуясь имуществом, могут  его лишиться либо повредить, вследствие чего утрачивается предназначение такового, то судебный пристав-исполнитель при запрете распоряжаться или ограничении права пользования имуществом обязан предупредить их об ответственности, возникающей при нарушении данных запретов. В первую очередь используются административно-правовые меры воздействия в виде возложения за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя штрафа (ст. 113 Закона "Об исполнительном производстве").

В то же время согласно ст. 312 УК РФ растрата, отчуждение, сокрытие или незаконная передача имущества, подвергнутого описи или аресту, совершенные лицом, которому это имущество вверено, а равно осуществление служащим кредитной организации банковских операций с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест, наказываются штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Арестованное имущество  должника оценивается судебным приставом-исполнителем самостоятельно по тем рыночным ценам, которые действуют на день исполнения исполнительного документа. Хотя Закон  в данном случае употребляет фразеологический оборот "рыночная цена", то есть речь идет о денежном выражении стоимости имущества, все же более правильно в связи с понятийным аппаратом Закона "Об оценочной деятельности в РФ" говорить о рыночной стоимости объекта оценки. Под ней ст. 3 данного нормативного акта подразумевает наиболее вероятную цену, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Приведенное правило  не распространяется на случаи, когда  оценка имущества должника осуществляется по так называемым регулируемым ценам.3

В целом же перечень продукции, товаров и услуг, в отношении  которых воплощается в жизнь государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке России, закреплен Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".

Ст. 85 ФЗ "Об исполнительном производстве" называет случаи, когда судебный пристав-исполнитель обязан назначить для определения стоимости имущества оценщика. Что касается ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов), то их стоимость устанавливается судебным приставом-исполнителем путем запроса цены на ценные бумаги у организатора торговли на рынке ценных бумаг, у которого ценные бумаги включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам; а стоимость инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов - путем запроса цены на инвестиционные паи у управляющей компании инвестиционного фонда.

Если хотя бы одна из сторон исполнительного производства возражает против произведенной судебным приставом-исполнителем оценки имущества (тогда сторона, оспаривающая оценку, несет все расходы по назначению оценщика).

В обоих случаях в соответствии с Приказом Минюста России от 28 февраля 2006 г. N 22 выносится постановление об участии специалиста в исполнительном производстве, что отвечает требованиям ч. 4 комментируемой статьи.

В постановлении наряду с общими данными указываются: ФИО специалиста; номер и серия паспорта, когда  и кем выдан; место регистрации; номер лицензии на право занятия определенным видом деятельности. Кроме того, специалист предупреждается об ответственности, установленной законодательством за отказ или уклонение от дачи заключения или дачу заведомо ложного заключения.

Как видим, специалистом может быть не любое лицо, а только то, которое обладает надлежащей лицензией, что связано с Законом от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 395 "О лицензировании оценочной деятельности". Руководствуясь этими нормативными актами, лицензированием оценочной деятельности, осуществляемой юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, занимается Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Однако 27 июля 2006 г. были внесены значительные изменения в Закон "Об оценочной деятельности в РФ", который в качестве субъектов названной деятельности теперь указывает физических лиц, являющихся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавших свою ответственность. Одновременно с 1 июля 2006 г. было прекращено и лицензирование оценочной деятельности.

Вместе с тем это не означает, что названные выше субъекты бесконтрольны  и не должны использовать объективные  критерии оценки имущества, на которые  можно опереться в исполнительном производстве. В этом плане определенный интерес для лиц, участвующих в исполнительном производстве, должны представлять "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденные Министерством экономического развития и торговли РФ 20 июля 2007 г. N 256.

В документе подробно разъясняются основные дефиниции, требования к проведению оценки и ее этапы. Кроме того, дополнительно  к общим стандартам оценки разработаны  и действуют отдельные методические рекомендации, среди которых можно назвать Методические рекомендации по определению рыночной стоимости права аренды земельных участков, изданные еще Министерством имущественных отношений 10 апреля 2003 г. N 1102-р.

В то же время законодатель уточнил  и дополнил некоторые процессуальные действия. Так, кроме назначения специалиста судебный пристав-исполнитель обязан в акте описи имущества указать примерную стоимость вещи или имущественного права и сделать отметку о предварительном характере оценки; а равно вынести постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика.

Как уже отмечалось, по итогам оценки оценщик в соответствии со ст. 11 Закона "Об оценочной деятельности в  РФ" составляет отчет (заключение) об оценке объекта, который не должен допускать того или иного неоднозначного толкования или вводить в заблуждение заинтересованных лиц. Согласно Закону, а также Приказу Министерства экономического развития и торговли РФ "Об утверждении федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)" от 20 июля 2007 г. N 254, в отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта; используемые стандарты оценки; цели и задачи проведения оценки объекта, а также приводятся иные сведения. В случае если при проведении оценки определялась не рыночная стоимость, а другие виды стоимости, то в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости. Отчет нумеруется постранично, прошивается, подписывается оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скрепляется личной печатью оценщика или печатью юридического лица.

Организатор торговли ценными бумагами и управляющая компания обязаны  ответить на запрос судебного пристава-исполнителя о цене ценной бумаги (инвестиционных паев) на день получения запроса.

В свою очередь, судебный пристав-исполнитель  обязан принять итоги работы оценщика, составив согласно Приказу Минюста  России от 28 февраля 2006 г. N 22 постановление о принятии результатов оценки имущества должника, установив при этом пятидневный срок, в течение которого стороны вправе направить собственные возражения по поводу произведенной оценки имущества. Если в установленный срок возражения не поступят, оценка будет считаться согласованной, а имущество передается для последующей реализации. В этом контексте ведомственный приказ в известной степени противоречит действующему Закону, где указано, что судебный пристав-исполнитель, как уже выше отмечалось, выносит постановление об оценке вещи или имущественного права. Причем стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

 Порядок обжалования оценки  имущества, реализованного судебным  приставом-исполнителем без привлечения  оценщика, установлен главой 18 ФЗ "Об исполнительном производстве".

 

2.2. Реализация имущества

ФЗ "Об исполнительном производстве"различает два самостоятельных понятия: передача арестованного имущества должника под охрану или на хранение. Под охрану может быть отдано только недвижимое имущество должника, на которое наложен арест. Субъектами охраны выступают должник или члены его семьи, назначенные судебным приставом-исполнителем, либо лица, с которыми территориальным органом ФССП был заключен надлежащий договор. Эти лица называются хранителями.

Аналогичная ситуация имеет место  с движимым имуществом, которое, однако, передается на хранение, но тем же субъектам, если только оно не подлежит немедленному изъятию. В связи с этим в акте о наложении ареста на имущество должника обязательно указываются: ФИО; должность; адрес; документ, удостоверяющий личность лица, принявшего под роспись имущество на хранение.

В случае наложения ареста на имущество должника-организации и передачи его на хранение одному из работников организации судебный пристав-исполнитель уведомляет руководителя должника-организации о произведенном аресте имущества и предупреждает хранителя об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ.

В целях осуществления  описанной процедуры судебному  приставу-исполнителю необходимо пользоваться не только теми положениями, которые воспроизведены в комментируемой норме, но и гражданско-правовыми нормами. В частности, гл. 47 ГК РФ, регулирующей вопросы хранения.

Информация о работе Арест имущества должника как мера принудительного исполнения судебного решения