Международные реки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:11, реферат

Описание

Международные реки - реки, протекающие по территории нескольких государств или разделяющие их территории.
Соответствующие участки рек входят в состав территории прибрежных государств, но вместе с тем являются частями единой водной системы, чем и определяется специфика их правового статуса. Принято различать собственно международные реки - судоходные реки, имеющие выход в море

Работа состоит из  1 файл

МП.docx

— 100.64 Кб (Скачать документ)

В настоящее время упомянутым комитетом проводится дальнейшая работа по обновлению Конвенции в целях  ее адаптации к новым политическим и экономическим реалиям, гармонизации режима судоходства на Дунае с  режимом на Рейне с учетом соответствующих  правил ЕС, расширения компетенции  Дунайской комиссии. Рассматривается  и возможность присоединения  к Конвенции других связанных  с Дунаем внутренними водными  путями государств, а также ЕС. Особое внимание комитет уделяет уточнению  условий участия судов прибрежных и неприбрежных государств в перевозках по Дунаю.

Менее известна недавняя тяжба  за выход к морю между Молдовой и приморской (дунайской) Украиной. Молдова вцепилась в свой единственный, так сказать, выход к морю —  мизерный участок берега (длиной около 500 м) в устье Дуная, у селения  Джурджулешты[12]. В конце 1996 г. она приступила к строительству там торгового порта, способного обслуживать ее экспортно-импортные операции. Однако для порта необходимо как минимум еще 4500—5000 м береговой линии на Дунае. Молдова более 6 лет безуспешно просила Украину уступить ей (на приемлемых условиях) такой участок берега. Под разными предлогами Украина отклоняла эти просьбы и лишь в начале нового века согласилась выделить Молдове (небескорыстно, судя по всему) 600 м своей береговой линии на Дунае.

В рамках СЭВ в 1977 г. между  Венгрией и Чехословакией был  заключен договор о строительстве  на Дунае и затем совместной эксплуатации комплекса из двух взаимосвязанных  ГЭС в чехословацком городке  Габчиково (в Словакии) и венгерском — Надьмароше. Однако во второй половине 80-х годов и особенно в начале 90-х годов, сначала при членстве той и другой страны в СЭВ, затем, после самороспуска этой организации, создалась острая конфликтная ситуация. В первую очередь Венгрия, потом  и Чехословакия стали выдвигать  различные претензии друг к другу: экологического характера, экономические, политические, вплоть до требования изменения  пограничной линии (в пользу Чехословакии при... отводе воды из Дуная от Надьмароша). После распада как СЭВ, так  и ЧССР Словакия все же перекрыла  Дунай и построила частично ГЭС  в Габчиково[13]. Венгрия же по-прежнему конфликтует, превратив двусторонний спор в затяжной международный: еще в 1992 г. она обратилась с жалобами на Словакию в Международный суд в Гааге, в Совет безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ), в Совет Безопасности ООН. Однако решение этого сложного вопроса пока не найдено.

Россия не имеет больше флота на Дунае: весь Дунайский флот СССР, первый по числу судов и  тоннажу, будучи приписанным к порту  Измаил, присвоен Украиной. Резко уменьшился флот Югославии, второй по величине на реке, а также и других стран. Пострадали порты, энергетическое хозяйство, нефтепереработка; в несколько раз сократилось  судоходство по реке — и грузовые, и пассажирские перевозки. Фактически больше нет «сквозного» пути —  действуют лишь участки в недавнем прошлом единого дунайского пути. Западногерманский канал Рейн—Майн—Дунай[14], открытый для судоходства в 1992 г., после 70 лет строительства с большими расходами, не может быть теперь реализован с очевидной пользой. Дунайская комиссия существует по-прежнему в Будапеште, но ничего не слышно о ее деятельности. Не ведутся работы по расчистке русла реки, по поддержанию условий для нормального судоходства — одна из главных обязанностей Дунайской комиссии.

 

Заключение 

 

Рассмотрев в данной работе понятие международных рек и  основные принципы их использования, а  также правовой режим судоходства  на Дунае и современные проблемы, связанные с ним, я сделала  вывод о том, что международное  речное право – это динамичная и актуальная отрасль права. Поскольку  в мире постоянно меняется политическая и экономическая обстановка, а  также другие факторы, влияющие на мировое  сообщество, соответственно появляются новые проблемы, требующие нового урегулирования на мировом уровне.

Проблемы использования  международных рек, по моему мнению, всегда будут всплывать на поверхность, так как всё, что затрагивает  интересы одновременно нескольких государств – вызывает некие разногласия  и требует дальнейшего нормативного урегулирования.

Таким образом, я считаю, что  необходимо уделять большое внимание соблюдению существующих принципов  и норм в области международного речного права, а также адаптировать их к современным условиям, с помощью  принятия соответствующих изменений  или разработки новых правил добросовестного  и справедливого использования  международных рек.

 

Источники 

 

1.  Барселонская конвенция 1921 г.

2.  Женевская конвенция о гидроэнергии водных потоков 1923 г.

3.  Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 года с Дополнительными протоколами 1948 года и Дополнительным протоколом 1998 года.

4.  Статут о режиме навигационных водных путей международного значения 1921 г.

5.  Хельсинские правила 1966 г.

Использованная  литература

6.  Некотенева М.В. «Правовые проблемы использования международных водотоков», диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Москва , 2008 г.

7.  Международное речное право - С.А. Гуреев, И.Н. Тарасова, «Юридическая литература», Москва, 2004 г.

8.  Раковский С.Н. «Международные реки» //газета «География» N40/2001 г.

 

 

[1] Международное право - Н.А.Ушаков, Москва,Юристъ,2000 г.

[2] Некотенева М.В. К вопросу о понятии “международная река” и иным понятиям, используемым в отношении водных объектов, разделяемых несколькими     государствами. // Актуальные    проблемы  российского  права . 2006.  № 1(3). С. 429-439. 0,5 п.л.

[3] Реферат по теме «Территории в международном праве

http://revolution./international/00031749_0.html

[4] Некотенева М.В. «Правовые проблемы использования международных водотоков», диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Москва , 2008

[5]  Гуреев С.А., Тарасова И.Н. «международное речное право» учебное пособие, Москва, издательство «юридическая литература», 2004 г.

[6]  Параграф 3 Гуреев С.А., Тарасова И.Н. «международное речное право» учебное пособие, Москва, издательство «юридическая литература», 2004 г..

[7] Вступила в силу, в том числе для СССР, 11мая 1949 г.

[8] Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 года

http://infopravo.by.ru/fed1991/ch04/akt17672.shtm

[9]« Бассейн реки Дунай»

http://www.cawater-info.net/bk/water_law/4_2.htm

[10] Гуреев С.А., Тарасова И.Н. «международное речное право» учебное пособие, Москва, издательство «юридическая литература», 2004 г.

[11] Некотенева М.В. Механизм разрешения споров, связанных с использованием вод международных рек. // Тезисы докладов участников научной конференции “Актуальные проблемы развития международного права”. МГЮА. 21 апреля 2006

[12] О формирующемся портовом треугольнике (с планами создания международной свободной экономической зоны) Рени (Украина) — Галац (Румыния) — Джурджулешты (Молдавия) см.: Рени — украинский порт перед Дельтой // География, 2/2000 (спецвыпуск: Дунай), с. 30.

[13] Подробнее см. об этом: С.В. Рогачев. Габчиково //География, № 4/2000 (спецвыпуск: Дунай), с. 14—17.

[14] С.В. Рогачев. Северная точка на южной реке. Регенсбург. Между Венецией и Любеком//География, № 4/2000 (спецвыпуск: Дунай), с. 10.

 

§ 2. Правовой статус и режим морских пространств

 

 

Остановимся лишь на некоторых принципиальных положениях Конвенции, касающихся юридического статуса и режима морских пространств, которые тщательно и детально регулируют порядок их установления, исследования и использования в мирных целях и на благо человечества.

Внутренние  воды. Конвенция ООН по морскому праву, как прежде и Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., предусматривает наличие у прибрежных государств морских пространств, имеющих статус внутренних вод, составляющих интегральную часть территории государства, включая воздушное пространство над ними, на которые распространяется суверенитет прибрежного государства со всеми вытекающими из этого последствиями. При этом Конвенция устанавливает, что исходной линией, от которой измеряется ширина территориального моря, является, в частности, внешняя граница внутренних вод. Конвенция также гласит, что, за исключением случаев, предусмотренных в ее части о государствах-архипелагах, воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства.

Для установления внешней границы внутренних вод приходится поэтому прибегать  к долговременной практике государств и их законодательству, ее отражающему.

Согласно  законодательству СССР, а ныне России, внутренними водами являются воды заливов, губ и лиманов, берега которых  принадлежат государству до линии естественного входа в них, не превышающего 24 морских миль; воды морских портов; воды заливов, губ и лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащие государству, независимо от ширины входа в них. Последние именуются в доктрине «исторически внутренними водами», поскольку их статус как таковых сложился в силу стародавней практики государства, прямо или молчаливо признанной подавляющим большинством других государств.

К внутренним водам России относится, например, на Дальнем Востоке залив Петра Великого с шириной входа в 102 морские мили, Чешская губа в Баренцевом море.

Некоторые другие государства также рассматривают  в качестве своих внутренних вод  морские пространства с шириной  входа в них более 24 морских  миль. Например, такие исторические внутренние воды имеют Канада (Гудзонов залив), Норвегия и Тунис. Однако международное морское право вообще и Конвенция ООН 1982 г. в частности не содержат положений об условиях отнесения соответствующих морских пространств к историческим внутренним водам.

К внутренним водам, согласно Конвенции, ныне относятся также воды между  исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря, и побережьем.

Правовой режим внутренних вод  устанавливается законодательством прибрежного государства. Как правило, любые иностранные суда могут заходить во внутренние воды государства лишь с его разрешения — общего в соответствии с правилами, изложенными в «Извещениях мореплавателям», или специального, касающегося иностранных военных кораблей.

Прибрежное  государство определяет также порядок  доступа в свои порты иностранных  судов и устанавливает правила, которым они должны следовать  во время пребывания там. В частности, государство устанавливает, какие  именно порты открыты для захода иностранных судов. Оно вправе в  необходимых случаях отменить соответствующее  разрешение или ограничить доступ в  тот или иной порт определенным категориям судов, в частности по причине  обеспечения экономической безопасности или безопасности мореплавания.

В итоге для захода во внутренние воды и порты иностранные суда и  их судоводители должны иметь исчерпывающие  данные о соответствующем законодательстве прибрежного государства и строго ему следовать.

Территориальное море. Конвенция ООН по морскому праву (ст. 2) предусматривает, что суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага — его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем (равнозначный термин — «территориальные воды»). Он распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра, и осуществляется с соблюдением Конвенции и других норм международного права.

В своей основе аналогичное определение, но без указания архипелажных вод, содержится в Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. Но как уже отмечалось, на Конференциях по морскому праву 1958 и 1960 гг. не было достигнуто согласия о ширине территориального моря. Поэтому важным достижением конференции, принявшей Конвенцию ООН 1982 г., явилось достижение консенсуса по этому вопросу.

В соответствии с Конвенцией ООН 1982 г. каждое государство имеет право  устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских  миль, отмеряемых от исходных линий, определенных на основе этой Конвенции.

Таким образом, был установлен юридический  статус территориального моря как интегральной части территории прибрежного государства, находящейся под его суверенитетом, в отношении которой государство осуществляет свою юрисдикцию с учетом обязательств по настоящей Конвенции и других норм международного морского права.

Однако  установление юридического статуса  того или иного пространства предполагает определение его границ, о чем специально говорилось в гл. XV.

В общем виде границы территориального моря обозначены в ст. 2 Конвенции 1982 г., озаглавленной «Правовой статус территориального моря, воздушного пространства над территориальным морем, а  также его дна и недр». Оно  простирается за пределы сухопутной территории прибрежного государства  и его внутренних вод на расстояние, не превышающее 12 морских миль, а для государств-архипелагов на то же расстояние, отсчитываемое от их архипелажных вод. В недра дна граница территориального моря теоретически продолжается до центра Земли, практически — на технически доступную глубину. Воздушное пространство над территориальным морем простирается до границы воздушного пространства с космическим.

Следовательно, когда ширина территориального моря отмеряется от его внутренних вод, действительно  вышесказанное применительно к  таким водам, а также то, что  установлено в соответствующей  части Конвенции применительно  к архипелажным водам.

Иначе обстоит дело с сухопутной территорией  прибрежных государств. В этом случае ширина территориального моря отмеряется от «исходных линий», определенных в соответствии с Конвенцией. И проведение таких исходных линий весьма подробно регламентируется Конвенцией.

Прежде  всего ее ст. 5 гласит, что такой  «нормальной исходной линией» является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба.

Однако  при определенных природных и  иных условиях прибрежное государство для проведения исходной линии может использовать метод «прямых исходных линий», соединяющих соответствующие точки, чему посвящена специальная ст. 7. Это, в частности, касается мест, где береговая линия глубоко врезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости от него цепь островов, а также где из-за наличия дельты или других природных условий линия является крайне непостоянной. Наиболее выдающиеся в море портовые сооружения при предусмотренных условиях рассматриваются как часть берега.

Информация о работе Международные реки