Международные реки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:11, реферат

Описание

Международные реки - реки, протекающие по территории нескольких государств или разделяющие их территории.
Соответствующие участки рек входят в состав территории прибрежных государств, но вместе с тем являются частями единой водной системы, чем и определяется специфика их правового статуса. Принято различать собственно международные реки - судоходные реки, имеющие выход в море

Работа состоит из  1 файл

МП.docx

— 100.64 Кб (Скачать документ)

§ 4. Международные реки

Международные реки - реки, протекающие  по территории нескольких государств или разделяющие их территории. 
Соответствующие участки рек входят в состав территории прибрежных государств, но вместе с тем являются частями единой водной системы, чем и определяется специфика их правового статуса. Принято различать собственно международные реки - судоходные реки, имеющие выход в море. Река, протекающая по территории нескольких государств и не имеющая выхода в море, может быть определена как трансграничная. В литературе она иногда именуется многонациональной. Такие реки либо несудоходны, либо судоходство носит местный характер. 
Реки, разделяющие территории государств, называются пограничными. Существует общее понятие пограничных вод. Под ними понимаются участки рек и других водоемов, по которым проходит граница, а также воды в местах, где их пересекает граница. 
Наиболее значительна роль международного права в определении статуса собственно международных рек. Первым прецедентом в этом плане явился Заключительный акт Венского конгресса 1815 г., содержавший принцип свободы судоходства по международным рекам Европы. Одновременно была признана юрисдикция прибрежных государств над соответствующими участками рек. Решающая роль в определении режима международных рек принадлежала крупным державам, в том числе и неприбрежным. 
Крупные державы в 1885 г. установили свободу торгового судоходства по рекам Конго и Нигер. После Первой мировой войны мирные договоры установили свободу судоходства по таким европейским рекам, как Одер (Одра), Неман, Висла и др. В 1921 г. Конвенцию о режиме Дуная разработали и подписали помимо придунайских государств Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, Греция. Непридунайские державы вошли и в состав международных дунайских комиссий. 
Основы современного режима международных рек были заложены на Белградской конференции по Дунаю 1948 г. Решающую роль в этом сыграл СССР. Кроме придунайских государств в конференции приняли участие Великобритания, Франция и США, которые, однако, отказались подписать разработанную Конвенцию. Конвенция установила свободу невоенного судоходства для всех стран, включая свободу захода в порты. В органы управления Дунаем вошли представители лишь придунайских государств. 
Подписанный в штаб-квартире Дунайской комиссии (Будапешт) в 1998 г. Протокол подтвердил полноправное участие в Конвенции 1948 г. всех ее сторон, включая Россию (несмотря на произошедшие территориальные перемены). 
Режим трансграничных и пограничных рек определяется по взаимному соглашению прибрежных государств. 
Если в прошлом режим международных рек касался только судоходства, то сегодня растущее значение приобретает регулирование использования рек в хозяйственных целях: для получения электроэнергии, для обеспечения нужд промышленности и сельского хозяйства. Здесь действует общий принцип: любые способы использования не должны наносить ущерба законным интересам других прибрежных государств. Более того, прибрежные государства совместно и каждое в отдельности должны принимать меры, необходимые для сохранения реки. 
Конкретно эти вопросы решаются в двусторонних соглашениях граничащих государств. Такого рода соглашения были заключены СССР и в порядке правопреемств перешли к образовавшимся на его территории государствам. 
В качестве примера можно привести Соглашение с Румынией о сотрудничестве в области водного хозяйства на пограничных реках 1986 г. Соглашение подтверждает право каждой из сторон самостоятельно осуществлять хозяйственные мероприятия на пограничных водах на территории своего государства. Вместе с тем стороны обязались не предпринимать односторонних действий на пограничных водах и их притоках по возведению гидротехнических сооружений или иных действий, способных причинить ущерб другой стороне. Каждая сторона будет использовать не более половины согласованной величины водных ресурсов. Стороны обязаны предпринимать меры по предотвращению загрязнения пограничных вод, а также по предотвращению изменения русла пограничных вод <*>. 
-------------------------------- 
<*> СДД. Вып. XLII. С. 54 - 58. 
В наше время серьезное значение приобрела проблема несудоходных видов использования международных водотоков. Ей посвящена Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1997 г. 
Водоток понимается как система не только поверхностных, но и грунтовых вод, составляющих единое целое и обычно имеющих общее окончание. Международным водоток является в том случае, если его части находятся в различных государствах. 
Конвенция обязывает государства использовать международный водоток "справедливым и разумным образом". Формулировка весьма широкая и неопределенная, но установить более конкретные правила оказалось невозможным. Это означает, что водоток используется и осваивается государствами с целью достижения его оптимального и устойчивого использования при надлежащей защите. При этом должны приниматься во внимание интересы других государств водотока (ст. 5). Государства обязаны сотрудничать в целях защиты и освоения водотока. Каждое из них принимает меры для предотвращения нанесения ущерба другим государствам.

Литература 
Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. М., 1997. 
Волова Л.И. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности в современном международном праве. Ростов н/Д, 1981. 
Клименко Б.М. Государственная территория. М., 1974. 
Клименко Б.М. Международные реки. М., 1969. 
Клименко Б.М., Ушаков Н.А. Нерушимость границ - условие международного мира. М., 1975.

 

 

§ 4. Международные  реки

 

 

Международные реки — это реки, протекающие  по территории двух (или более) государств и используемые в согласованных целях. Особое значение имеют реки, имеющие судоходное сообщение с морем и используемые для мореплавания различными, в том числе и неприбрежными, государствами. Эти географические и хозяйственные факторы предопределяют международно-правовой режим таких рек.

Каждое  государство осуществляет суверенитет  над частью реки, находящейся в  пределах его границ. Оно, вместе с  тем, обязано использовать свой участок  реки таким образом, чтобы не причинять  ущерб другим прибрежным государствам. Государство не вправе в одностороннем порядке изменять течение реки, поскольку это может ограничить возможности других прибрежных государств либо повредить их природной среде.

Взаимная  заинтересованность государств в рациональном и контролируемом использовании  международной реки обусловливает заключение двусторонних и многосторонних договоров. В них определяются правила использования реки как воднотранспортного пути, а также для строительства плотин, гидроэлектростанций, орошения, лесосплава, в иных хозяйственных целях.

Свобода судоходства по основным рекам Западной Европы была признана Венским конгрессом в 1815 г., который одновременно оговорил право прибрежных государств согласованно устанавливать правила такого судоходства.

Специальное регулирование было предусмотрено  для Дуная, свобода судоходства по которому вначале (Парижский мирный договор 1856 г.) контролировалась преимущественно неприбрежными государствами. Современный режим этой реки определяется Конвенцией о режиме судоходства на Дунае, подписанной в 1948 г.

В этой Конвенции воплощены типичные черты правового режима международной  реки, навигация на которой объявляется "свободной для граждан, торговых судов и товаров на основе равенства в отношении торговых и навигационных сборов и условий судоходства".

Прибрежные  государства вправе ограничить или  запретить проход военных судов  неприбрежных государств или иных судов, преследующих военные цели. В ст. 30 Конвенции о режиме судоходства на Дунае говорится: "Плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран воспрещается. Плавание по Дунаю военных кораблей придунайских стран за пределами страны, флаг которой несет корабль, может осуществляться только по договоренности между заинтересованными придунайскими государствами".

Свобода судоходства  предполагает не только плавание по реке, но и заход в порты, производство в них торговых, погрузочных и  разгрузочных работ, посадку и высадку  пассажиров. Предполагается непременное  соблюдение при этом действующих в прибрежных государствах законов и правил. Прибрежные государства должны поддерживать свои речные участки в судоходном состоянии для речных, а на соответствующих участках и морских судов, производить необходимые работы для обеспечения наилучших условий судоходства.

Международными  договорами предусматривается создание специальных органов — международных  речных комиссий, которые обязаны содействовать решению различных вопросов совместного использования международных рек. Так, согласно Конвенции о режиме судоходства на Дунае, из представителей Придунайских государств была создана Дунайская комиссия, в компетенцию которой входят наблюдение за исполнением положений Конвенции, составление общего плана основных работ в интересах судоходства, а в некоторых случаях производство таких работ, унификация правил речного надзора, издание справочников, лоций, навигационных карт.

 

 

 

 

 

 

 

Министерство транспорта РФ

Московская Государственная  Академия Водного Транспорта

Юридический институт

Кафедра «Международного, морского и речного права»

Курсовая работа по речному  праву на тему:

Правовой режим международных  рек

Выполнила: студентка гр. Юр-05

Яковлева М.С.

Проверила: к.ю.н., доцент

Михина И.Н.

Москва

2010

 

Содержание

Введение

I. Понятие международных  рек

1.1 Понятие международных  рек

1.2 Судоходство по международным  рекам

1.3 Несудоходное использование  международных рек

II. Правовой режим судоходства  на Дунае

2.1 Разработка Конвенции  1948 г. и ее основные положения

2.2 Проблемы судоходства на Дунае и их решения

Заключение

Источники

Использованная литература

 

Введение

Реки издавна привлекали к себе внимание населения Земли. Не случайно, что древнейшие цивилизации  и государства возникли именно на великих реках. Человечество использовало международные реки как важные пути сообщения для обмена товарами и  в целях выхода к морю.

На современном этапе  международное сотрудничество и  соответствующее международно-правовое регулирование взаимоотношений  государств в данной области являются единственно возможным средством сохранения и рационального использования водных ресурсов.

Цель работы – раскрыть понятие международных рек и  обозначить некоторые проблемы, связанные  с их использованием.

Актуальность данной работы обуславливается тем, что несмотря на довольно долгую историю развития и законодательное закрепление  данного института международного права – проблемы, связанные с  осуществлением судоходства и несудоходного  использования международных рек  возникают и на сегодняшний день.

 

Глава I. Понятие международных рек

1.1  Понятие международных рек 

 

По территории многих государств могут протекать реки, именуемые  международными. Это, помимо пограничных  водотоков, реки, пересекающие территорию двух или нескольких государств[1]. В числе таких рек следует различать собственно международные реки, т.е. реки судоходные и имеющие непосредственно выход к морю, в использовании которых так или иначе заинтересованы все государства или, помимо прибрежных, многие неприбрежные государства, и реки многонациональные, в использовании которых заинтересованы исключительно прибрежные государства.

В принципе каждое прибрежное к международной реке государство  может по своему усмотрению устанавливать  правовой режим той части реки, которая находится в пределах его территории. В то же время  в соответствии с общепризнанным постулатом международного права государство  не может изменять естественные условия  своей территории, если это наносит  ущерб естественным условиям территории другого государства. Иначе говоря, права и законные интересы прибрежных государств в этом случае взаимосвязаны, что порождает необходимость  международно-правового регулирования  использования таких рек по соглашению между заинтересованными государствами.

К тому же не поддается определению  и само понятие международной  реки, ибо нет в мире хотя бы двух соответствующих идентичных рек.[2] Кроме того, можно рассматривать в качестве международной данную реку как водоток от ее истоков до устья, можно включать в это понятие бассейн реки, охватывающий все ее притоки, можно, наконец, исходить из системы реки, включающей сверх того питающие ее подземные и надземные воды, и т.д. Все зависит от конкретных условий и договоренности о том заинтересованных государств. Существенно разнятся также интересы государств (в частности, расположенных выше или ниже по течению реки), по территории которых протекает международная река.

Международными реками следует  считать те, что протекают по территории двух или более государств и неизбежно  являются предметом международно-правовых отношений прибрежных государств. В  отличие от международных, национальные реки расположены целиком в пределах одного государства и непосредственно  не затрагивают интересы других стран. судоходный международный река дунай

Международное судоходство  не является в настоящее время  единственным критерием международной  реки, поскольку развилось использование  вод этих рек в промышленных и  сельскохозяйственных целях. Пересечение  или разделение международной рекой  территории нескольких государств создает  взаимосвязь интересов прибрежных государств, что и обусловливает  их взаимные права и обязанности  относительно данной реки. Основным здесь  является правило о том, что любое  прибрежное государство должно использовать воды международной реки таким образом, чтобы при этом не наносить существенного  ущерба правам какого-либо другого  прибрежного государства на использование  вод этой же реки. Все прибрежные государства в принципе имеют  равные права на использование вод  международной реки. Использование  международной реки в вышеперечисленных  целях приводит к необходимости  заключения соответствующего договора между всеми прибрежными государствами.

Международные реки могут  подразделяться на открытые для международного судоходства, которые, как правило, пересекают территории нескольких государств, и пограничные реки, которые, как  правило, разделяют территории нескольких государств. Однако эта классификация  условна, так как одна и та же река может на одном участке пересекать территории нескольких государств, а  на другом - разделять. Также и режим  международного судоходства может  существовать на пограничной реке и  отсутствовать на реке, пересекающей территории нескольких государств. Но во всех случаях это будут международные  реки, ибо даже при отсутствии международного договора прибрежные государства связаны  определенными правами и обязанностями  в отношении любого использования  этих рек. 

 

1.2 Судоходство  по международным рекам 

 

Режим судоходства по международной  реке должен устанавливаться самими прибрежными государствами. Только прибрежное государство имеет право  на проход своих судов через речные воды, входящие в состав территории другого государства, и то на основании  соглашения, заключенного между прибрежными  странами, и в соответствии с его  условиями. В то же время в интересах  своей торговли прибрежные государства  часто предоставляют свободу  судоходства для торговых судов  всех стран. Однако это их право, но не обязанность. Поэтому суда неприбрежных стран не имеют права прохода  по международным рекам, если иное не установлено в международном  договоре. Ряд положений относительно судоходства по международным рекам  содержат Барселонская конвенция и  Статут о режиме навигационных водных путей международного значения 1921 года, которые, однако, не получили большого распространения. Вопрос об их пересмотре возник в Ассоциации международного права, которая разработала и  приняла на своей Хельсинкской конференции  в 1966 году проект статей относительно различных видов использования  вод международных рек. Согласно этому документу, каждому прибрежному  государству принадлежит право  свободного судоходства на всем протяжении международной реки. Прибрежные государства  могут предоставлять такое право  и неприбрежным государствам. Хельсинкские правила не являются официальной  конвенцией, обязательной для государств, но многие их положения отражают тенденции  развития международного права[3].

Интеграционные процессы в Европе и создание общеевропейской  системы внутренних водных путей, требуют  утверждения на общеевропейском  уровне принципа свободы судоходства  и обеспечения свободного и равного  доступа к рынкам внутреннего  судоходства. Одним из решающих условий  достижения этой цели, как представляется, является сближение правил судоходства  по Рейну и по Дунаю и устранение односторонних ограничений свободы  судоходства, установленных 2-м Дополнительным протоколом к Мангеймской Конвенции 1968 г. Для этого Дунайской Комиссии и Центральной Комиссии судоходства  по Рейну необходимо выработать единые стандарты в области технических  требований к судам, квалификационным требованиям к экипажам, требованиям  навигационных правил, правил перевозки  грузов и др., а также взаимно  признать судовые удостоверения  и удостоверения судоводителей. Представляется также целесообразным создание общих органов управления судоходством по внутренним европейским  водным путям.

Информация о работе Международные реки