Земельные участки для садоводства, огородничества, животноводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 21:23, доклад

Описание

Существует два принципиальных отличия в правовом положении садовых и огородных земельных участков. Во-первых, в качестве вида разрешенного использования садового участка указан "отдых"; для огородных участков "отдых" не предусмотрен. Кроме того, на садовых земельных участках можно выращивать "плодовые, ягодные, овощные, бахчевые или иные сельскохозяйственные культуры и картофель" (причем остается загадкой, почему законодатель не отнес картофель к числу овощных культур, а определил ему особое место в этом перечне), а на огородных участках из этого перечня изъяты плодовые культуры. Последнее обычно объясняется тем, что для ведения огородничества земельные участки предоставляются в краткосрочную аренду, и потому выращивание многолетних растений там не предусмотрено.

Работа состоит из  1 файл

садоводство и огородничество.doc

— 43.50 Кб (Скачать документ)

Акимовой  Виталии 42 группа 

Земельные участки для садоводства, огородничества, животноводства 

      В соответствии со ст.81 ЗК порядок предоставления земельных участков гражданам и  их объединениям для ведения садоводства, огородничества устанавливается ЗК, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

      Согласно  этому закону садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений); огородный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).

          Существует два  принципиальных отличия в правовом положении садовых и огородных  земельных участков. Во-первых, в  качестве вида разрешенного использования  садового участка указан "отдых"; для огородных участков "отдых" не предусмотрен. Кроме того, на садовых земельных участках можно выращивать "плодовые, ягодные, овощные, бахчевые или иные сельскохозяйственные культуры и картофель" (причем остается загадкой, почему законодатель не отнес картофель к числу овощных культур, а определил ему особое место в этом перечне), а на огородных участках из этого перечня изъяты плодовые культуры. Последнее обычно объясняется тем, что для ведения огородничества земельные участки предоставляются в краткосрочную аренду, и потому выращивание многолетних растений там не предусмотрено. Во-вторых, садовые дома можно зарегистрировать в качестве жилых домов с правом проживания в них, а огородные домики нельзя. Согласно ч. 17 ст. 51 ГрадК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства. По заявлению двух семей из Краснодарского края Конституционный Суд Российской Федерации устранил ограничения права на регистрацию в садовом жилом доме (Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 года N 7-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан"). Для того чтобы зарегистрироваться в своем собственном доме на садовом участке, можно обратиться в суд общей юрисдикции по месту нахождения жилого дома с заявлением об установлении юридического факта о признании жилого строения пригодным для постоянного проживания. Для установления этого факта гражданин вправе ходатайствовать в суде о назначении строительной экспертизы, которая позволит установить технически, что дом пригоден для круглогодичного проживания. При этом следует учитывать, что регистрация возможна только в дачных или садовых домах, расположенных в пределах населенного пункта.

          Закон четко различает  два вида имущества: во-первых, это  имущество, принадлежащее собственно гражданам-садоводам, огородникам и  дачникам (приватизированные земельные  участки, дачные (садовые) домики, посевы, посадки, иные объекты движимого и недвижимого имущества), и, во-вторых, имущество общего пользования. Последнее также может быть движимым и недвижимым и включать в том числе земельные участки, предназначенные для обеспечения потребностей членов некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей. Следует заметить, что земельные участки общего пользования, по замыслу законодателя, должны принадлежать дачному, садовому или огородническому некоммерческому объединению на праве собственности как юридическому лицу. Однако такая принадлежность не возникает автоматически. В земельном законодательстве существует специальная процедура переоформления юридическими лицами своих прав постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, в результате чего они становятся их собственниками. Совершить все необходимые юридические процедуры и выкупить свои земельные участки юридические лица должны в срок до 1 января 2010 г. Однако в силу п. 2.1 ст. 3 закона о введении в действие ЗК эти правила не распространяются на случаи, если земельные участки предоставлены садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан. Переоформление ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке ст. 28 Закона и сроком не ограничивается. Ст. 25.2 ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество устанавливает, что основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок является следующий документ:

    -акт  о предоставлении гражданину  данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

    -акт  (свидетельство) о праве такого  гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

    -иной  документ, устанавливающий или удостоверяющий  право такого гражданина на данный земельный участок.

          В садоводческом, огородническом, дачном некоммерческом объединении  любого типа имеются земли общего пользования, принадлежащие непосредственно  объединению (после осуществления  предусмотренных законом процедур по их приватизации), и остальные участки, принадлежащие на праве собственности или ином вещном праве гражданам - членам некоммерческого объединения, а также лицам, ведущим хозяйство индивидуально. Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования этого некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного товарищества, партнерства, кооператива.

          При зонировании  территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. Определение будущих мест размещения дачных, садовых и огородных некоммерческих объединений сейчас определяется в документах территориального планирования муниципального уровня (схемах территориального планирования муниципального района и генеральных планах городских округов и поселений). Обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.

          П.4 ст.14 устанавливает, что после государственной регистрации  садоводческого, огороднического или  дачного некоммерческого объединения  такому объединению земельный участок  предоставляется бесплатно, но не раскрывает, на каком именно праве  он должен предоставляться. Таким вариантом может быть только краткосрочная аренда, а упоминание о бесплатности предоставления участка означает, что в отличие от других случаев предоставления земельных участков в аренду для строительства (ст. ст. 30.1 и 30.2 ЗК РФ) торги не проводятся и никакой платы за предоставление участка некоммерческому объединению с него не взимается. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

          Земельное законодательство различает две процедуры приобретения гражданами в собственность земельных  участков. Во-первых, гражданам может быть предоставлен земельный участок для садоводства, огородничества и дачного хозяйства впервые. Во-вторых, если гражданин уже имеет дачный, садовый, огородный земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (или, что еще чаще - не имеет вообще никаких документов на земельный участок), то он имеет право переоформить права на свой земельный участок, став его собственником. Упоминание же о платности и бесплатности такой приватизации на практике трактуется органами государственной власти и местного самоуправления следующим образом. Если гражданину лично земельный участок был предоставлен до вступления в силу ЗК РФ в октябре 2001 г., то такой гражданин имеет право на бесплатную приватизацию своего земельного участка. Если гражданин вступил в садоводческое (дачное, огородное) некоммерческое объединение после 30 октября 2001 г. либо если он является членом нескольких садовых (дачных, огородных) объединений и пользуется несколькими участками, то он не имеет право на бесплатную приватизацию своего земельного участка (или второго и последующих) и должен его выкупать.

          Граждане - члены  садоводческого, огороднического, дачного  некоммерческого объединения вправе распоряжаться своими земельными участками в случаях, если они на основании закона не изъяты из оборота и не ограничены в обороте. Правом совершения различных сделок наделены только граждане - собственники садовых, огородных или дачных земельных участков. Если же участки принадлежат им на ином праве, то распоряжаться таким участком они не вправе. Исключение предусмотрено только для граждан, которым участок принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения. Они могут передать его по наследству. 
 

Информация о работе Земельные участки для садоводства, огородничества, животноводства