Земельные правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 05:50, контрольная работа

Описание

Земельные правоотношения – это отношения между органами власти, организациями и частными лицами, урегулированные нормами земельного права.
Виды земельных правоотношений:
1) Регулятивные правоотношения – это совершение участниками отношений позитивных действий. Возникают на практике земельных правоотношений.
2) Правоохранительные отношения – это отклонение участника земельных отношений от нормы закона. Возникают по поводу правонарушений, когда возникает необходимость юридического воздействия на нарушение земельного законодательства или есть угроза наступления правонарушения.

Содержание

1. Земельные правоотношения: понятие, классификация, субъекты, основания………………………………………………………………………….3
1.1. Сложный юридический состав как основание земельных правоотношений…………………………………………………………………5
2. Возникновение прав на земельные участки……………………………..…..7
2.1. Приобретение прав на земельный участок для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов…………………7
2.2. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства……………………………………………………………..………9
2.3. Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства…………………………………..9
3. Правовой режим земель специального назначения – земель транспорта..12
4. Задача №10……………………………………………………………………18
5. Задача №29………………………………………………………………..…25
6. Задача №40…………………………………………………………………...26
7. Задача №58……………………………………………………………………28
8. Задача №68…………………………………………………………………….30
9. Список литературы……………………………………………………………34

Работа состоит из  1 файл

земельное право.docx

— 54.34 Кб (Скачать документ)

- принцип «национального  режима»,

- существующие безземельном  законодательстве РФ ограничения правосубъектности иностранных лиц. Согласны ли Вы с доводами Думы либо с выводами суда? В случае несогласия с выводами суда, подготовьте проект особого мнения члена Конституционного Суда РФ.

 

Решение

Согласно Конституции  Российской Федерации носителем  суверенитета в Российской Федерации  является ее многонациональный народ (статья 3, часть 1); суверенитет Российской Федерации распространяется на всю  ее территорию, Российская Федерация  обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (статья 4, части 1 и 3); в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и  иные формы собственности (статья 8, часть 2); земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36). В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации обязанностью государства являются признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе, следовательно, права граждан и их объединений иметь землю в частной собственности.

Право частной собственности, как указал Конституционный Суд  Российской Федерации в Постановлении  от 17 декабря 1996 года по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части  первой статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой  полиции", не принадлежит к таким  правам, которые в силу статьи 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации  не подлежат ограничению ни при каких  условиях, однако как сама возможность введения федеральным законом ограничений данного права, так и их характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации, согласно статье 55 (часть 3) которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

По смыслу статьи 55 (часть 3) во взаимосвязи со статьями 8, 17, 34 и 35 Конституции Российской Федерации, возможные ограничения федеральным  законом права владения, пользования  и распоряжения имуществом, исходя из общих принципов права, должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и законных интересов других лиц.

Исходя из предписаний  статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации, федеральное законодательство в области регулирования земельных  отношений определяет, что земля  и другие природные ресурсы, не находящиеся  в собственности граждан, юридических  лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью и что земля и другие природные  ресурсы могут отчуждаться или  переходить от одного лица к другому  иными способами в той мере, в какой их оборот допускается соответствующими законами.

При этом, по смыслу конкретизирующих указанные конституционные предписания статей 260 и 261 ГК Российской Федерации и статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, объектом права собственности на землю являются земельные участки, представляющие собой часть поверхности земли в границах территории Российской Федерации. При предоставлении земли в частную собственность приобретателю передается не часть государственной территории, а лишь земельный участок как объект гражданских прав, что не затрагивает суверенитет Российской Федерации и ее территориальную целостность.

Что касается использования  природных ресурсов, находящихся  в границах земельного участка, то собственник  в соответствии со статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации получает на них определенные права, перечисленные  также в статье 40 Водного кодекса  Российской Федерации и в статье 20 Лесного кодекса Российской Федерации. Участки недр в границах земельного участка являются государственной  собственностью и не могут быть предметом  купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в  иной форме (статья 1.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года "О  недрах" в редакции от 3 марта 1995 года).

Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации  иностранные граждане и лица без  гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает "национальный режим" для иностранных лиц и лиц без гражданства, т.е. в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.

Исходя из того, что в  силу Гражданского кодекса Российской Федерации, конкретизирующего конституционный  принцип национального режима, правила  гражданского законодательства применяются  к отношениям с участием иностранных  граждан, лиц без гражданства  и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным  законом (абзац четвертый пункта 1 статьи 2), и в соответствии со статьей 36 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.

Сама по себе возможность  предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным  юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность  и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие  земли на основании закона не исключены  из оборота или не ограничены в  обороте (пункт 1 статьи 260 ГК Российской Федерации), - не противоречит конституционно-правовому  статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из статей 9 (часть 2) и 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 62 (часть 3).

Реализуя свою конституционную  обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для  иностранных граждан, лиц без  гражданства и иностранных юридических  лиц в осуществлении права  землепользования, тем самым установив  изъятия из национального режима регулирования права частной  собственности на землю. Кроме того, действующим законодательством  для иностранных граждан, лиц  без гражданства и иностранных  юридических лиц предусмотрены  определенные ограничения в отношении  права собственности на земельные  участки некоторых категорий.

Указанное правовое регулирование  имеет целью обеспечить суверенные права Российской Федерации на все  ее природные богатства и ресурсы, защитить интересы российской экономики  в переходный период, гарантировать  российским гражданам и юридическим  лицам относительно равные условия  конкуренции с иностранным капиталом  и тем самым - реализацию ими конституционного права на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической  деятельности.

Таким образом, оспариваемые положения Земельного кодекса Российской Федерации, которыми регулируются вопросы, касающиеся предоставления в собственность  иностранным гражданам, лицам без  гражданства и иностранным юридическим  лицам земельных участков, расположенных  на определенных территориях, не противоречат Конституции Российской Федерации, как направленные на конкретизацию  ее положений о предназначении и  конституционно-правовом статусе земли.

Конституция Российской Федерации, осуществляя разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, определяет предметы ведения Российской Федерации (статья 71) и предметы совместного  ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72). При этом ее статьей 76 (часть 2) установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, к которым относятся, в частности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности, природопользование, лесное законодательство (статья 72, пункты "в", "г", "д", "к" части 1), издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Само же принятие и изменение всех федеральных законов, как следует из статьи 71 (пункт "а") Конституции Российской Федерации, находится непосредственно в ведении Российской Федерации.

Тем самым не предполагается, что при принятии федеральных  законов по предметам совместного ведения требуется обязательное направление соответствующих законопроектов субъектам Российской Федерации и специальное рассмотрение их предложений Федеральным Собранием. От субъектов Российской Федерации, в свою очередь, не требуется направление в Федеральное Собрание проектов законов, принимаемых ими в сфере совместного ведения. Вместе с тем, поскольку согласно Конституции Российской Федерации проекты федеральных законов вносятся именно в Государственную Думу (статья 104, часть 2) и федеральные законы принимаются Государственной Думой (статья 105, часть 1), сама Государственная Дума была вправе предусмотреть в своем Регламенте положение о направлении законопроектов по предметам совместного ведения субъектам Российской Федерации для дачи предложений и замечаний (статья 109 Регламента Государственной Думы).

Следовательно, соблюдение тех процедурных правил, которые  непосредственно вытекают из предписаний  статей 104 - 108 Конституции Российской Федерации, - безусловная обязанность  Государственной Думы. Вопрос о том, являются ли таковыми по своему характеру  процедуры, посредством которых  Государственной Думой принят тот  или иной федеральный закон, и  адекватен ли данный федеральный  закон реальному волеизъявлению этого представительного органа, а значит, соответствует ли он Конституции Российской Федерации по порядку принятия, разрешается Конституционным Судом Российской Федерации.

В Российской Федерации как  государстве, имеющем федеративное устройство, предоставление ее субъектам  возможности изложить Государственной  Думе для обсуждения свою позицию  относительно законопроекта по предмету совместного ведения способствует эффективному осуществлению Федеральным  Собранием законотворческой деятельности в данной сфере. Поэтому установление процедуры, предусматривающей направление Государственной Думой законопроектов в субъекты Российской Федерации, рассмотрение внесенных ими предложений и замечаний в комитетах Государственной Думы и создание согласительных комиссий, состоящих из депутатов Государственной Думы и представителей заинтересованных субъектов Российской Федерации, в случаях, когда значительное число субъектов Российской Федерации высказывается против законопроекта в целом либо в значимой его части, призвано обеспечить принятие федерального закона, отражающего интересы как Российской Федерации, так и ее субъектов. Вместе с тем такого рода процедуры не должны препятствовать реализации вытекающего из статей 71 (пункт "а"), 94 и 105 Конституции Российской Федерации полномочия Федерального Собрания самостоятельно принимать федеральные законы, в том числе по предметам совместного ведения.

Процедура согласования имеет  целью достижение взаимоприемлемого  решения путем координации интересов  всех ее участников. Из этого, однако, не вытекает безусловная обязанность  Государственной Думы удовлетворить  требования, заявленные субъектами Российской Федерации. Проведение данной процедуры  предполагает выяснение и обсуждение мнений субъектов Российской Федерации  для выработки возможно более  согласованного проекта федерального закона, но не получение со стороны субъектов Российской Федерации одобрения законопроекта в целом либо отдельных его положений. Согласительные процедуры не являются необходимым элементом конституционного процесса принятия федеральных законов, а отступление от них само по себе не может служить основанием для признания федерального закона не соответствующим Конституции Российской Федерации по порядку принятия. Исходя из изложенного, следует, что ЗК соответствует Конституции РФ.

 

Задача №29

06.06.06. умерла бабка, которой  на праве собственности принадлежал  жилой дом и на праве пожизненного  наследуемого владения земельный  участок, на котором расположен  указанный жилой дом. При жизни  бабка составила завещание, согласно  которому завещала дом в равных  долях - по 1/3 - двум дочерям и  внуку. Относительно иного имущества  наследодатель никак не распорядился. После смерти наследодателя все наследники вступили в права наследования.

Информация о работе Земельные правоотношения