Субъекты права собственности на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:08, контрольная работа

Описание

Современная правовая ситуация в России характерна тем, что земельные проблемы, и в особенности проблемы права собственности на землю, вызывают повышенный интерес. Право собственности на землю, дорогу которому положил Закон РСФСР "О земельной реформе" от 23 ноября 1990 г. и которое было закреплено Конституцией РФ, оказалось одной из наиболее сложных правовых конструкций для внедрения в российскую правовую деятельность.

Содержание

Введение
1. Субъекты права собственности на землю
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

готово.docx

— 33.20 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

Введение

1. Субъекты права собственности на землю

Заключение

Список используемой литературы 

 

     Введение 

     Современная правовая ситуация в России характерна тем, что земельные проблемы, и  в особенности проблемы права  собственности на землю, вызывают повышенный интерес. Право собственности на землю, дорогу которому положил Закон  РСФСР "О земельной реформе" от 23 ноября 1990 г. и которое было закреплено Конституцией РФ, оказалось одной  из наиболее сложных правовых конструкций  для внедрения в российскую правовую деятельность.

     Единственным  более или менее бесспорным и  ощутимым результатом современных  земельных преобразований является утверждение кроме государственной  также муниципальной и частной  собственности на землю. С этими  изменениями российское общество оказалось  перед необходимостью пересмотра содержания правовых институтов и отношений.

     В этой связи в современном земельном  праве становится актуальной проблема определения круга субъектов, имеющих  возможность стать собственниками земельных участков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     1. Субъекты права собственности на землю 

     В соответствии со ст. 5 ЗК РФ участниками земельных отношений  являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. При этом указанные субъекты права  являются также участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством (см. п. 1 ст. 2, ст. 124, 125 ГК РФ, п. 3 ст. 3 Кодекса). Таким образом, вещные и иные права  на земельные участки в России могут принадлежать гражданам, юридическим  лицам, государству (Федерации и ее субъектам), а также муниципальным образованиям. Это соответствует конституционному принципу, согласно которому земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 Конституции РФ).

      Субъект права собственности  на землю ( это лицо, осуществляющее

владение, пользование и распоряжение земельным  участком на основании закона. Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом. К субъектам правовых отношений, связанных с возникновением права собственности на землю, относятся также лица, вступающие в отношения по поводу приобретения этого права. Граждане и юридические лица как субъекты объединены содержанием права частной собственности на землю, которое им предоставлено законодательством.

      Субъектами права государственной  и муниципальной собственности являются государственные и муниципальные территориальные образования:

Российская  Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Участие перечисленных субъектов в отношениях по поводу собственности на землю следует отличать от их роли в управлении земельными ресурсами. В первом случаи (через соответствующие государственные органы) они выступают в качестве сторон в договорах купли-продажи или аренды земельного участка, которые регулируются гражданским законодательством. Во втором случае данные субъекты выполняют установленные законодательством функции по контролю за использованием земельных ресурсов, организации землеустройства и т.д. Органы государственной власти и управления и муниципальные органы осуществляют управление и распоряжение землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

      Право частной собственности  служит для удовлетворения интересов собственников (физических и юридических лиц). Государственная и муниципальная собственность на землю обеспечивает интересы больших групп людей: народа Российской Федерации в целом: населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации; лиц, проживающих на территории муниципального образования.

      Особенности приобретения и прекращения  права собственности на землю

зависит от того, находится ли земля в  собственности гражданина, юридического лица или государственного или муниципального территориального образования. Данные особенности могут устанавливаться лишь законом.

     Граждане, являющиеся субъектами прав на земельные  участки, должны обладать правоспособностью  и дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством.

     Правоспособность  гражданина - это его способность  иметь гражданские права и  нести обязанности (гражданская правоспособность). Она признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью (ст. 17 ГК РФ). Содержание правоспособности гражданина в общем виде определено в ст. 18 ГК РФ: граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

     В силу обладания гражданской правоспособностью  любой гражданин имеет право  участвовать в гражданско-правовых отношениях, но не всякий способен реализовать  это право. Иными словами, для  самостоятельной реализации всего  объема своей правоспособности гражданин  должен обладать дееспособностью.

     Согласно  ст. 21 ГК РФ дееспособность гражданина - это его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские  права, создавать для себя гражданские  обязанности и исполнять их (гражданская  дееспособность). Наиболее существенными  элементами содержания дееспособности граждан является возможность самостоятельного заключения сделок (сделкоспособность) и возможность нести самостоятельную имущественную ответственность (деликтоспособность). В отличие от правоспособности, дееспособность связана с совершением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости. В качестве критерия достижения гражданином возможности собственными действиями приобретать права и нести обязанности закон предусматривает возраст.

     По  общему правилу, гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия (по достижении 18-летнего  возраста). Предусмотрены два исключения из этого правила, допускающие возникновение  полной дееспособности и в более  раннем возрасте.

     Во-первых, в случае, когда законом допускается  вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения возраста 18 лет.

     Во-вторых, ГК РФ ввел понятие, не использовавшееся ранее в гражданском законодательстве России, - эмансипация (объявление несовершеннолетнего  полностью дееспособным). Несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, может  быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, либо с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской  деятельностью. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда (ст. 27 ГК РФ). После объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным он самостоятельно несет имущественную ответственность по своим обязательствам.

     Согласно  ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе совершать сделки с земельными участками с письменного  согласия родителей, усыновителей или  попечителя. В соответствии со ст. 28 ГК РФ сделки с земельными участками  за малолетних (детей, не достигших  возраста 14 лет) могут совершать  от их имени их родители, усыновители  или опекуны. Сделку с земельным  участком, принадлежащим гражданину, признанному судом недееспособным, вправе совершить опекун такого гражданина (см. ст. 29 ГК РФ). Если гражданин ограничен  судом в дееспособности, то он вправе совершить сделку с принадлежащим  ему земельным участком лишь с  согласия попечителя (см. ст. 30 ГК РФ).

     Дееспособные  граждане самостоятельно реализуют  свою правоспособность. Они вправе приобретать и использовать земельные  участки для строительства и  целей, непосредственно не связанных  со строительством, распоряжаться земельными участками в соответствии с законодательством.

     Следует обратить внимание, что содержание понятия "граждане", которым оперирует ЗК РФ, охватывает граждан Российской Федерации, иностранных  граждан и лиц без гражданства. При этом согласно ФЗ от 31.05.2002 г. "О  гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются:

     а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу указанного Федерального закона (т.е. на 01.07.2002 г.);

     б) лица, которые приобрели гражданство  Российской Федерации в соответствии с этим Федеральным законом (ст. 5).

     Иностранный гражданин - это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации  и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства (ст. 3). Лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации  и не имеющее доказательства наличия  гражданства иностранного государства (ст. 3).

     Права иностранных  граждан, лиц без гражданства  и иностранных юридических лиц  на приобретение в собственность  земельных участков определяются в  соответствии с ЗК РФ, федеральными законами (п. 2 ст. 5 ЗК РФ). Данное правило  основано на нормах ч. 3 ст. 62 Конституции  РФ, п. 1 ст. 2 ГК РФ, предусматривающих  для иностранных граждан, лиц  без гражданства и иностранных  юридических лиц национальный режим, который в отдельных случаях  может быть ограничен федеральным  законом.

     Статус  иностранных граждан и лиц  без гражданства (апатридов) в Российской Федерации определяется ФЗ от 25.07.2002 г. "О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации" и иными федеральными законами. Как  следует из содержания ст. 2 и 4 указанного Федерального закона, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами  и несут обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Здесь речь идет прежде всего о случаях ограничений ряда избирательных и трудовых прав, запретах на нахождение на государственной и муниципальной службе, на военной службе по призыву, на занятие деятельностью, допуск к которой иностранцев и апатридов ограничен федеральным законом. Участие иностранных граждан в некоторых жилищных правоотношениях ограничено федеральными законами". Ограничения в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в области земельных и связанных с ними гражданско-правовых отношений установлены, например, в п. 3 ст. 15, п. 1 ст. 22, п. 5 ст. 28, п. 12 ст. 30, п. 5 cт. 35, п. 9 cт. 36 ЗК РФ.

     Юридические лица, являющиеся участниками земельных  отношений, которым могут принадлежать права на земельные участки, также  могут быть как российскими, так  и иностранными. Российские юридические  лица могут действовать в форме  коммерческих или некоммерческих организаций  любых видов, создание которых возможно в соответствии с главой 4 ГК РФ. Иностранные  юридические лица - субъекты прав на землю - должны быть созданы по правилам законодательства соответствующих  иностранных государств. Для отдельных  видов юридических лиц федеральными законами установлены ограничения  в приобретении некоторых прав на земельные участки, о чем подробнее  будет сказано ниже.

     Государство и муниципальные  образования также участвуют  не только в земельных, но и в гражданско-правовых отношениях. В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также городские, сельские поселения  и другие муниципальные образования  выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками  этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К государству и муниципальным  образованиям как субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в  отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

     Напомним, что порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в  отношениях, регулируемых гражданским  законодательством, установлен в ст. 125 ГК РФ.

     От  имени Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  могут своими действиями приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права и  обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

     От  имени муниципальных образований  своими действиями могут приобретать  и осуществлять указанные права  и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной  актами, определяющими статус этих органов.

     В случаях и в порядке, предусмотренных  федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства  РФ, нормативными актами субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований, по их специальному поручению  от их имени могут выступать государственные  органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и  граждане.

Информация о работе Субъекты права собственности на землю