Садоводческие и дачные объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 00:48, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение правовых аспектов деятельности садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан, в частности порядок их создания, функционирование, особенности управления, права и обязанности членов, контроль их деятельности.

Содержание

Введение
1. Правовые основы садоводческих и дачных объединений
2. Организационно – правовые формы садоводческих и дачных объединений
2.1. Садоводческие и дачные некоммерческие товарищества
2.2. Садоводческие и дачные потребительские кооперативы
2.3. Садоводческое и дачное некоммерческое партнерство
3. Правовой режим земельных участков и особенности их предоставления в собственность садоводческим и дачным объединениям
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Садоводческие и дачные объединения (курсовая земельное право, защита 22.12.2011).doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

Деятельность садоводческого, огороднического или дачного  некоммерческого кооператива регулируется Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Особенности ликвидации садоводческого некоммерческого объединения  граждан установлены Федеральным  законом от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

При ликвидации садоводческого кооператива как юридического лица его бывшие члены сохраняют права на свои земельные участки и другое недвижимое имущество.

Для принятия решения о ликвидации садоводческого кооператива нужно провести общее собрание его членов или собрание уполномоченных. После принятия решения о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения его члены обязаны погасить полностью задолженность по взносам в размерах и в сроки, которые установлены общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных)11.

Решением собрания назначается  ликвидационная комиссия , порядок  и сроки ликвидации кооператива. Аналогичные решения должен принять орган, по чьей инициативе ликвидируется кооператив.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят  полномочия на управление делами ликвидируемого садоводческого, огороднического или  дачного некоммерческого объединения. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого объединения выступает его полномочным представителем в органах государственной власти, органах местного самоуправления и суде.

Сообщение о предстоящей  ликвидации должно быть направлено в  орган, который производил государственную регистрацию юридического лица. Последний вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение находится в процессе ликвидации.

Распоряжение земельным  участком ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Выплата средств кредиторам ликвидируемого садоводческого кооператива производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом РФ, и в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждает общее собрание членов кооператива или собрание уполномоченных либо принявший решение о ликвидации такого объединения орган.

Так, земельный участок  и недвижимое имущество, находящиеся в собственности садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, могут быть проданы. Для этого требуется получить согласие бывших членов объединения. Вырученные средства делят между членами кооператива в равных долях.

Документы и бухгалтерская  отчетность ликвидированного садоводческого, огороднического или дачного  некоммерческого объединения передаются на хранение в государственный архив. Члены ликвидированного объединения и его кредиторы вправе знакомиться с документами, хранящимися в архиве, получать необходимые копии, выписки и справки.

Таким образом, дачные, огороднические или садоводческие некоммерческие кооперативы создаются его членами, путем объединения паевых взносов. Таким образом, приобретается имущество, предназначенное для совместного использования, однако его собственником является кооператив, как юридическое лицо. Из части этого имущества может быть сформирован неделимый фонд.

Члены дачного, огороднического или садоводческого некоммерческого кооператива обязаны ежегодно вносить взносы на покрытие образовавшихся убытков и нести субсидиарную ответственность по всем обязательствам кооператива в части невнесенного взноса другими членами кооператива.

 

2.3. Садоводческое и дачное некоммерческое партнерство

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство, - некоммерческая организация, учрежденная  гражданами на добровольных началах  для содействия ее членам в решении  общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

В садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом партнерстве  имущество общего пользования, приобретенное  или созданное таким партнерством на взносы его членов, является собственностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства как юридического лица.

Члены садоводческого, огороднического  или дачного некоммерческого  партнерства не отвечают по его обязательствам, и такое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство  создается на основании решения  граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации  садоводческого, огороднического или  дачного некоммерческого объединения. Количество членов партнерства не может быть менее 3-х человек.

Членами садоводческого, огороднического или дачного  некоммерческого партнерства могут  быть граждане Российской Федерации, достигшие  возраста восемнадцати лет и имеющие  земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).

Также членами садоводческого, огороднического или дачного  некоммерческого партнерства могут  стать в соответствии с гражданским  законодательством наследники членов садоводческого, огороднического или  дачного некоммерческого партнерства, в том числе малолетние и несовершеннолетние, а также лица, к которым перешли права на земельные участки в результате дарения или иных сделок с земельными участками.

Иностранные граждане и  лица без гражданства могут стать  членами садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих партнерств, если участки предоставляются им на праве аренды или срочного пользования.

Каждому члену садоводческого, огороднического или дачного  некоммерческого партнерства в  течение трех месяцев со дня приема в его члены правление такого объединения обязано выдать членскую книжку или другой заменяющий ее документ.

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерства  как некоммерческая организация  имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

Деятельность садоводческого, огороднического или дачного  некоммерческого партнерства регулируется Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Таким образом, Имущество  общего использования в некоммерческом партнерстве, приобретенное за счет членских взносов, находится в собственности  дачного, огороднического или садоводческого партнерства, как юридического лица. Члены некоммерческого партнерства не несут ответственности по его обязательствам, так же как партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Правовой  режим земельных участков и  особенности их предоставления в собственность садоводческим и дачным объединениям

Земельное законодательство различает две процедуры приобретения гражданами в собственность земельных  участков.

Во-первых, гражданам  может быть предоставлен земельный  участок для садоводства, огородничества и дачного хозяйства впервые.

Во-вторых, если гражданин  уже имеет дачный, садовый, огородный  земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве  пожизненного наследуемого владения (или, что еще чаще - не имеет вообще никаких документов на земельный участок), то он имеет право переоформить (приватизировать) права на свой земельный участок, став его собственником.

Между тем в соответствии со ст. 33 ЗК РФ установление предельных размеров земельных участков производится при их предоставлении впервые. Следовательно, при перерегистрации земельных участков граждан, находящихся в их пожизненном наследуемом владении (постоянном бессрочном пользовании), право собственности должно приобретаться на весь участок независимо от его размера.

Земельные участки предоставляются гражданам на праве собственности из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В данном случае необходимо учитывать, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, конкретные субъекты в лице органов власти, осуществляющие полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, могут быть определены законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки, относящиеся  к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического, дачного объединения бесплатно. Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории соответствующего некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования за плату на условиях соответствующих договоров. На практике имеют место случаи отказа передачи в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельных участков общего пользования.

Ранее в п. 5 ст. 20 и п. 3 ст. 21 ЗК РФ содержалось правило, закрепляющее право граждан бесплатно переоформлять в собственность земельные участки, ранее предоставленные им на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. Затем данные нормы утратили силу, а само право на бесплатную приватизацию было конкретизировано: если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, то гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Порядок регистрации включает обращение с заявлением в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Принятие решений органов местного самоуправления о предоставлении участков в собственность сейчас не требуется.

Особенности государственной  регистрации права собственности  на земельные участки, предоставленные  для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, заключаются в следующем.

Основанием для государственной  регистрации права собственности  гражданина на земельный участок, предоставленный  до введения в действие ЗК РФ для ведения дачного хозяйства, огородничества или садоводства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, является следующий документ:

- акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

- акт (свидетельство)  о праве такого гражданина  на данный земельный участок,  выданный уполномоченным органом  государственной власти в порядке,  установленном законодательством,  действовавшим в месте издания  такого акта на момент его  издания;

- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Обязательным приложением  к представляемому документу  является кадастровый план соответствующего земельного участка.

Государственная регистрация  права собственности гражданина на указанный выше земельный участок осуществляется также в случае, если:

- сведения о площади  земельного участка, содержащиеся  в представленном документе, не  соответствуют данным кадастрового  плана такого земельного участка;

- кадастровый план такого земельного участка не содержит сведений о земельном участке в полном объеме, в том числе сведений о местоположении (координатах) границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении (в том числе если в таком плане указано, что площадь земельного участка ориентировочная, сведения о границах земельного участка не позволяют однозначно определить данный земельный участок в качестве объекта недвижимости, сведения о земельном участке подлежат уточнению при межевании и тому подобное)12.

Не допускается государственная  регистрация права собственности  гражданина на указанный выше земельный  участок в случае, если такой земельный  участок в соответствии с федеральным  законом не может быть предоставлен в частную собственность. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный земельный участок не допускается.

Информация о работе Садоводческие и дачные объединения