Общественные объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:50, курсовая работа

Описание

асширение демократических процессов в обществе, повышение социальной активности граждан способствуют реализации их прав и законных интересов через создание различного рода общественных объединений. Именно поэтому в Российской Федерации число общественных объединений множится из года в год

Содержание

Введение 3 - 4
Основная часть 5 - 27
Глава 1. Понятие и виды общественных объединений 5 - 9
1.1. Общественное объединение как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование граждан 5 - 6
1.2. Виды общественных объединений 6 - 9
Глава 2. Основы административно-правового положения общественных объединений 9 -17
2.1. Общественные объединения и их взаимоотношения с органами государственной власти 9 -14
2.2. Права и обязанности общественных объединений 14-17
Глава 3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений 18-27
3.1. Церковь институт гражданского общества 18-23
3.2. Административно-правовые отношения в сфере деятельности религиозных объединений 23-27
Заключение 28-29
Список нормативных правовых актов и литературы 30-31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

3 - 4

Основная часть

5 - 27

Глава 1. Понятие и виды общественных объединений

5 - 9

1.1. Общественное объединение как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование граждан

5  - 6

1.2. Виды общественных объединений

6 - 9

Глава 2. Основы административно-правового положения общественных объединений

9 -17

2.1. Общественные объединения и их взаимоотношения с органами государственной власти

9 -14

2.2. Права и обязанности общественных объединений

14-17

Глава 3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений

18-27

3.1. Церковь институт гражданского общества

18-23

3.2. Административно-правовые отношения в сфере деятельности  религиозных объединений

23-27

Заключение

28-29

Список нормативных  правовых актов и литературы

30-31


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Расширение  демократических процессов в  обществе, повышение социальной активности граждан способствуют реализации их прав и законных интересов через  создание различного рода общественных объединений. Именно поэтому в Российской Федерации число общественных объединений множится из года в год.1

Основа правового  статуса общественных объединений  – конституционная норма о  праве граждан на объединение  и гарантированную свободу деятельности общественных формирований.2

Сложившаяся система общественных объединений практически охватывает все стороны жизни общества. Условно их можно классифицировать по сфере деятельности (политические, экономические, социальные, культурные, спортивные и др.) и территории (общероссийские, межрегиональные, региональные, местные, международные) и т. д. По организационно-правовым формам объединения можно классифицировать как: организации, движения, фонды, общественные учреждения и органы общественной самодеятельности, которые можно в свою очередь подразделять на централизованные и нецентрализованные. По числу участников они делятся на массовые и элитарные, а по характеру- фиксированное и нефиксированное членство.3 Следует принять во внимание и тот факт, что помимо упомянутых общественных объединений, немало и таких, которые не обращались за регистрацией.

Рассматривая  общественные объединения как один из субъектов административного  права, следует подчеркнуть, что  это один из фундаментальных конституционно-правовых институтов. Нормы об общественных объединениях содержатся в ч. 4, 5  ст. 13; ч. 2 ст.19; ч.1 ст. 30; ч. 2 ст. 46 Конституции  Российской Федерации. В этих статьях дана общая характеристика общественных объединений как субъектов российского права.

Более развернутая  и конкретизированная характеристика общественных объединений как субъекта, в частности, административного права содержится в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» № 21, ст. 1930, других федеральных законах, нормативно-правовых актах, а также в уставах союзов, ассоциаций и иных объединений граждан.4

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон об общественных объединениях, другие законы РФ образовали законодательную базу общественных объединений. Ее, в частности, составляют законы об отдельных видах общественных объединений: № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996г.; № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.; № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

 

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

 

1.1. Общественное объединение как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование граждан

 

«Общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения», – говорится в ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г., «Об общественных объединениях».5 Этим Законом предусмотрены различные формы реализации гражданами конституционного права на объединения. Граждане вправе объединятся в политические партии, профессиональные союзы, благотворительные и иные организации. Деятельность таких объединений регламентируется не только упомянутым Законом, но и специальным федеральным законодательством.6

Добровольность  формирования – важнейший признак  общественного объединения. При  этом граждане имеют право создавать  по своему выбору общественные объединения  без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в установленном порядке и  приобретают права юридического лица, либо функционируют без государственной  регистрации и приобретения права юридического лица.7

Членами общественной организации, в соответствии с ее уставом могут быть физические и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности как его членов.8

 

1.2. Виды  общественных объединений

 

Законодательство  различает пять организационно-правовых форм общественных объединений, созданных в виде организации, движения, фонда, учреждения и органа общественной самодеятельности.9

Каждое из этих объединений имеет свои особенности.

Общественной  организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с  ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим  органом общественной организации  является съезд (конференция) или общее  собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной  регистрации общественной организации  ее постоянно действующий руководящий  орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.10

Общественным  движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Высшим руководящим  органом общественного движения является съезд (конференция) или общее  собрание. Постоянно действующим  руководящим органом общественного  движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной  регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий  орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.11

Общественный  фонд - является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

В случае государственной  регистрации общественного фонда  данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским  кодексом Российской Федерации.

Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о фондах.12

Общественным  учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Управление  общественным учреждением и его  имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).

В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

В случае государственной  регистрации общественного учреждения данное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.13

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении  указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в  соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

В случае государственной  регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права  и принимает на себя обязанности  юридического лица в соответствии с  уставом.14

Общественные  объединения могут добровольно  объединяться в ассоциации (союзы). Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» и «союз».15

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ОСНОВЫ  АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ  ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

 

2.1. Общественные  объединения и их взаимоотношения  с органами государственной власти

 

Специфика общественного  объединения как субъекта административного права проявляется во взаимоотношениях объединения с государственными органами, прежде всего, с органами исполнительной власти.

В процессе организационного оформления статуса объединения  и наделения его правами и  обязанностями юридического лица возникают регистрационные отношения. Субъектами административных отношений в этом случае, с одной стороны, выступает федеральное Министерство юстиции или его территориальные органы в субъектах Федерации, а с другой – учредители общественного объединения: физические или юридические лица, ходатайствующие о предоставлении объединению статуса юридического лица. Регистрационные отношения носят факультативный характер – деятельность объединения в соответствии с Федеральным законом об общественных объединениях не обусловлена фактом государственной регистрации. Такие отношения не возникают, если учредители не желают наделить объединение правоспособностью юридического лица.16 Следует отметить, что общественные объединения несут ответственность за противоправные действия независимо от того, зарегистрированы они или нет, в соответствии со ст. 41 Закона об общественных объединениях.17

Основополагающее  значение в статусе общественных объединений как субъектов административно-правовых отношений имеют их взаимоотношения с государством, его органами и должностными лицами. Закон об общественных объединениях вносит свои особенности в разрешение этой проблемы. Конституционное понимание взаимоотношений объединений и добровольности членства в них.18 Закон об общественных объединениях лишь декларирует запрет на вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность объединений, но фактически допускает его многообразные правовые формы.

Недостаточная конкретность содержания регистрационных отношений создает основу для злоупотреблений должностных лиц, - Законом об общественных объединениях предусмотрено шесть юридических оснований для отказа в регистрации.19

Информация о работе Общественные объединения