Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 11:51, контрольная работа

Описание

В структуре земельного фонда особое место занимают земли сельскохозяйственного назначения, понятие кото¬рых связано со сферой сельскохозяйственного производст¬ва.
28 сентября 2001 года новый Земельный кодекс РФ был принят Государственной Думой РФ, 10 октября 2001 года одобрен Советом Федерации РФ, т.е. уже в 2002 году Россия, называемая многими сельскохозяйственной державой получила наконец-то главный закон, регулирующий земельные отношения в РФ.

Содержание

1. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения………………3
Список использованной литературы……………………………………………9
2. Задача 1 ………………………………………………………………………..10
3. Задача 2 …………………………………………………………………..……11

Работа состоит из  1 файл

контрольная по земельному праву.doc

— 77.50 Кб (Скачать документ)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Высшего профессионального образования

КУЗБАССКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

заочная форма  обучения

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА  И ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА

 

 

 

 

Контрольная работа
по дисциплине: ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

Вариант 1

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. Ю-271/1

Хайдукова Н.Ю.

Проверил преподаватель:

Исаева М.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КЕМЕРОВО 2011

 

Содержание

 

1. Правовой режим земель  сельскохозяйственного назначения………………3

Список использованной литературы……………………………………………9

2. Задача 1 ………………………………………………………………………..10

3. Задача 2 …………………………………………………………………..……11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правой режим земель сельскохозяйственного назначения

 

В структуре земельного фонда особое место занимают земли сельскохозяйственного назначения, понятие которых связано со сферой сельскохозяйственного производства.

28 сентября 2001 года новый  Земельный кодекс РФ был принят  Государственной Думой РФ, 10 октября 2001 года одобрен Советом Федерации РФ, т.е. уже в 2002 году Россия, называемая многими сельскохозяйственной державой получила наконец-то главный закон, регулирующий земельные отношения в РФ.

Легальное определение  земель сельскохозяйственного назначения и их правовые признаки, по которым  выделена эта самостоятельная категория  земель в составе земель РФ, закреплено п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ.

Земельный кодекс РФ в ст. 77 определяет земли сельскохозяйственного назначения как земли за чертой поселений, представленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. То есть основным критерием отнесения земель к категории сельскохозяйственных является их назначение - использование для ведения сельскохозяйственного производства (ведения товарного сельского хозяйства или выращивания растениеводческой и животноводческой продукции для собственного потребления в личных подсобных хозяйствах, на садовых и огородных участках). Остальные направления использования сельскохозяйственных земель: разведение защитной древесно-кустарниковой растительности, строительство помещений для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, организация опытных участков для проведения сортоиспытания сельскохозяйственных культур и др. - непосредственно связаны с указанной основной целью.

Важное практическое значение имеет  специальное указание в новом ЗК РФ на то, что к сельскохозяйственным землям могут быть отнесены только земельные участки, находящиеся за чертой поселений.

Дело в том, что на территории сел, поселков, городов и других населенных пунктов также имеются земли, используемые в сельскохозяйственных целях - приусадебные хозяйства жителей, огороды, овощеводческие, цветоводческие, парниковые хозяйства коммерческих организаций. На такие земельные участки распространяется правовой режим земель поселений, в составе которых выделяются специальные территориальные зоны сельскохозяйственного использования. Участки земель, используемые в сельскохозяйственных целях, имеются также в составе земель транспорта и земель лесного фонда: на них распространяется правовой режим соответствующей категории земель.

Земли сельскохозяйственного назначения - особая категория земель, в состав которой входят лучшие, плодородные  земли, составляющие достояние страны. Только в сельском хозяйстве земля используется и как пространственно-операционный базис для размещения тех или иных объектов, и как основное средство производства. Сельскохозяйственные земли подлежат особой охране. В 1998 г. принят специальный закон - Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»1, которым определены функции органов государственной власти и управления по регулированию плодородия таких земель, обязанности лиц, использующих сельскохозяйственные земли, меры стимулирования повышения качества и плодородия земель.

Состав земель сельскохозяйственного назначения:

Состав земель сельскохозяйственного  назначения неоднороден. Лучшие, наиболее ценные из них - это сельскохозяйственные угодья, на которых, собственно, и произрастает продукция аграрного производства. Поэтому законодательством установлен особый режим их предоставления, использования и изъятия. Остальные сельскохозяйственные земли имеют вспомогательный по отношению к угодьям характер. Они заняты внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. В состав земель сельскохозяйственного назначения входят также замкнутые водоемы - пруды, озера, водохранилища. В соответствии с водным законодательством обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка (ст. 11 Водного кодекса РФ).

Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, предназначена для обеспечения защиты земель от неблагоприятного воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности. Рубки такой растительности должны обеспечивать улучшение ее состояния и выполнение ею своих функций (ст. 134 Лесного кодекса РФ).

 Среди земель сельскохозяйственного  назначения имеются также так  называемые «неудобья»: это овраги, балки, болота, гари и прочие участки, которые по своему состоянию в данный момент не могут быть использованы в качестве продуктивных земель. Они подлежат окультуриванию и переводу в сельскохозяйственные угодья.

 

Особенности правового  режима использования земель сельскохозяйственного назначения:

В правовом регулировании использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения традиционно имеют место два основных аспекта. Во-первых, обеспечение оптимального использования и охраны земель в самом процессе сельскохозяйственного производства и, во-вторых, максимально возможное предотвращение сокращения их площадей. В первом случае существует зависимость правового регулирования использования земли от уровня развития сельскохозяйственного производства.

Проблема правового обеспечения  охраны площади земель, используемых как основное средство производства, от изъятия для строительства промышленных и иных объектов в настоящее время является значительной проблемой для сельского хозяйства. Вторжение несельскохозяйственного использования земель в сферу земледелия является закономерным итогом процесса урбанизации и развития промышленности. В этой связи возникает проблема соотношения сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования земель.

Хозяйственное использование земель сельскохозяйственного назначения не должно ухудшать состояние земель вследствие производственной деятельности. Наоборот, оно должно содействовать восстановлению и улучшению плодородия почв и их полезных свойств. В этой связи собственники земельных участков и землепользователи обязаны выполнять мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтоплений, заболачивания, вторичного засорения, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами и от других процессов разрушения, от зарастания сельскохозяйственных угодий кустарниками и мелколесьем, а также других процессов ухудшения культуро-технического состояния земель.

Они также должны проводить рекультивацию нарушенных земель, мероприятия по повышению их плодородия и улучшению других полезных свойств земли. Все предприятия и организации, которые проводят работы, влияющие на состояние сельскохозяйственных земель, обязаны снимать, использовать и сохранять плодородный слой почвы.

Таким образом, правовое регулирование использования земли в процессе сельскохозяйственного производства, а также установления оптимального соотношения в межотраслевом использовании земли ориентировано, прежде всего, на обеспечение рационального использования земли в целях развития сельскохозяйственного производства.

Действующее законодательство предусматривает  несколько правовых оснований, на которых может базироваться использование земель сельскохозяйственного назначения. Это право собственности, право постоянного и временного пользования и договор аренды. До недавнего времени единственным субъектом права собственности на землю, в том числе и на земли сельскохозяйственного назначения, было государство. В настоящее время приоритетной является частная собственность на землю, к которой юридически относится собственность отдельных граждан и фактически собственность юридических лиц. Иными словами, любая земельная собственность, которая не является государственной или муниципальной, относится к частной собственности, независимо от того, кто является субъектом права собственности - граждане или юридические лица.

Право собственности и  право постоянного пользования  земельным участком - это два основных титула, на которых основывается право владения и пользования земельными участками сельскохозяйственных предприятий. На праве временного пользования и договора аренды сельскохозяйственные предприятия обычно используют дополнительные земельные участки для осуществления производственно-хозяйственной деятельности.

          Последние используются сельскохозяйственными предприятиями на основании договоров, в отличие от земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или постоянного пользования, удостоверяемых государственными актами.

 Субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения:

 

1. Земельный кодекс РФ в ст. 78 устанавливает круг лиц, которые могут использовать земли сельскохозяйственного назначения. Это: 

- граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; -хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации; - некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации; - казачьи общества; - опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;            - общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. 

Приведенный перечень не является ограничительным: в нем выделены те граждане, объединения граждан и юридические лица, которые являются основными пользователями земель сельскохозяйственного на значения,  однако заниматься выращиванием сельскохозяйственной продукции и пользоваться для этих целей участками земли на том или ином праве могут любые граждане, коммерческие и некоммерческие организации. Ограничения установлены законом только для иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц составляет более чем 50 %.

Указанные лица в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» могут владеть и пользоваться земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

2. Использование земель  сельскохозяйственного назначения  или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

(п. 2 введен Федеральным  законом от 21.07.2005 N 111-ФЗ)

Список использованной литературы:

 

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136 -ФЗ.

2. Земельное право России: учебное пособие Л.Б. Шейнин – М.: Эксмо, 2007.

3. Земельное право в вопросах и ответах: учебное пособие / С.А. Боголюбов, Е.А. Галиновская, под. ред. С.А. Боголюбова – М.: 2008 г. – 224

4. Иформационно-правовая компьютерная система «КонсультантПлюс» – учебное пособие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 1.

Для увеличения доходной части бюджета городская администрация  приняла решение, в соответствии с которым все коммерческие организации, имеющие в постоянном (бессрочном) пользовании земельные участки, обязаны заключить договор аренды земли.

Правомерны ли действия администрации? Как изменилась ситуация после введения в действие ЗК РФ (2001)?

  Решение:

Согласно п.1 ст.20 ЗК РФ В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 261-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ).

Юридические лица, обязаны  переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками  на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, в соответствии с правилами статьи 36 (Федеральный закон от 25.10.2001          N 137-ФЗ (ред. от 27.12.2009)).

С 1 января 2013 года Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях будет дополнен статьей 7.34, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.

Информация о работе Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения