Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание

Основу территориальной охраны природы в России составляет система особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Статус ООПТ в настоящее время определяется ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", принятым Государственной Думой 15 февраля 1995г. Согласно Закону, особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют свое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен режим специальной охраны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1.Понятие земель особо охраняемых территорий и объектов…….........5
Глава 2. Правовой режим земель ООПТ……………………………………….8
2.1 Земли государственных природных заповедников…………………………12
2.2 Земли национальных и природных парков…………………………………15
2.3 Земли государственных природных заказников………………………..…...19
2.4 Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов………………......22
2.5 Иные особо охраняемые земли……………………………………………...25
Глава 3. Правовой режим земель природоохранного назначения………………......27
3.1 Земли водоохранных зон…………………………………………………......28
3.2 Земли запретных и нерестоохранных полос………………………………...30
3.3 Правовой режим лесов, выполняющих защитные функции…………………..31
3.4 Правовой режим земель, выполняющих природоохранные функции……......31
Глава 4. Правовой режим земель рекреационного назначения….. …..34
Глава 5. Правовой режим земель историко-культурного назначения……..37
Глава 6. Правовой режим особо ценных земель…………………………………...41
Глава 7. Правовой режим земель ООПТ на примере Республики Бурятия….43
7.1 Государственные природные заповедники РБ…………………………..…44
7.2 Национальные парки РБ……………………………………………………...46
7.3 Государственные природные заказники РБ…………………………………47
7.4 Памятники природы РБ………………………………………………………49
7.5 Лечебно-оздоровительные местности и курорты РБ……………………….49
7.6 Тункинский национальный парк…………………………………………….50
Заключение………………………………………………………………………..56
Список использованной литературы…………………………………………....58

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по земельному праву.doc

— 253.50 Кб (Скачать документ)

На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

1)предоставление садоводческих и дачных участков;

2)строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;

3)движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

4)иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.

Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.

            Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.

Земельные    участки,    находящиеся    в    государственной    и муниципальной   собственности   в   пределах   особо   охраняемых   природных территорий,  ограничиваются  в обороте. Эти земельные участки запрещается предоставлять в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Однако в п. 5 ст. 95 ЗК РФ допускается установление федеральными законами случаев, когда земли особо охраняемых природных территорий могут принадлежать гражданам и юридическим лицам на праве собственности. В настоящее время существует возможность    существования    объектов,    находящихся   на   праве   частной собственности, в составе земель территорий национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

В составе земель особо охраняемых природных территорий выделяются земельные участки частичного хозяйственного использования, на которых разрешено осуществлять хозяйственную и иную деятельность с соблюдением установленных ограничений. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривает выделение таких участков только на территориях государственных природных заповедников. На территориях национальных парков, природных парков, дендрологических парков и ботанических садов такие земельные участки не выделяются. На этих территориях выделяются лишь функциональные зоны. Федеральные законы также не содержат требований о выделении участков частичного хозяйственного использования на территориях государственных природных заказников.

Все виды особо охраняемых     природных     территорий     учитываются     при              разработке территориальных   комплексных   схем,   схем   землеустройства и районной планировки.

 

 

2.1 Земли государственных природных заповедников

Государственные природные заповедники являются высшей формой особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Территории природных заповедников навсегда изымаются из хозяйственного использования и не подлежат дальнейшему изъятию для каких-либо иных целей. Земли государственных заповедников находятся в федеральной собственности и предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Они образуются на основании постановлений Правительства РФ по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов    РФ. Каждый    конкретный    государственный природный заповедник в силу природных особенностей действует на основании индивидуального Положения о нем, утверждаемого государственным органом, во введении которого находится заповедник.

В    пределах   территории    (акватории)    государственных    природных заповедников, запрещаются:

•                     действия, изменяющие гидрологический режим земель;

•                     изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, выходов минералов, обнажений и горных пород;

•                     рубки главного пользования и другие виды рубок, заготовка живицы, древесных соков, лекарственных растений и технического сырья, а также иные виды лесопользования;

•                     сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, семян, цветов и иные виды пользования растительным миром, за исключением случаев, предусмотренных Положением;

•                     строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, строительство   зданий   и   сооружений,   дорог   и   путепроводов,   линий

• электропередач и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедников;

•                     промысловая, спортивная и любительская охота, иные виды пользования животным миром, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением;

•                     применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений;

•                     сплав леса;

•                     транзитный прогон домашних животных;

• нахождение, проход и проезд посторонних лиц и
автотранспорта вне дорог и водных путей общего пользования;

•                      сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, кроме предусмотренных тематикой и планами научных исследований в заповедниках;

•                      пролет самолетов и вертолетов ниже 2000 метров над сушей и водным пространством без согласования с заповедником или контролиру­ющими природоохранными органами, а также преодоление самолетами над территорией заповедника звукового барьера;

•                      иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов, а также не связанная с выполнением возложенных на заповедник задач.

Передача в аренду или иное использование земель, вод и других природ­ных ресурсов территорий заповедников законодательством запрещается.

Лишь на некоторых участках заповедников и только в том порядке, который определен Положением о данном конкретном заповеднике, могут быть разрешены:

• организация подсобных сельских хозяйств для обеспечения сотрудников заповедника и членов их семей продуктами питания;

•                      выпас скота, принадлежащего заповеднику и его работникам, в том числе вышедшим на пенсию, а также иным гражданам, постоянно проживающим на его территории;

•                      предоставление работникам заповедника, в том числе вышедшим та пенсию, служебных земельных наделов;

•                      заготовка дров и деловой древесины, необходимых для обеспечения потребностей заповедника и постоянно проживающих на его территории граждан;

•                      сбор грибов, орехов, ягод работниками заповедника, а также гражданами, постоянно проживающими на территории заповедника, для личного потребления (без права продажи);

•                      любительский лов рыбы сотрудниками заповедника, а также гражданами, постоянно проживающими на его территории, для личного потребления (без права продажи);

•  организация   и   устройство   экскурсионных   экологических
маршрутов;

•     размещение   музеев   природы   заповедника,   в   том   числе   с
экспозицией под открытым небом.

Отстрел и отлов животных и птиц может быть разрешен только в научных или регуляционных целях и только по письменным разрешениям компетентных органов.

Пребывание граждан на территории заповедников может быть допущено только по специальным разрешениям этих же органов.

По периметру территорий заповедников устанавливаются охранные зоны. Их размеры и режим использования определяются в каждом случае Положением о конкретном заповеднике. Эти зоны, в зависимости от целевого назначения, бывают двух видов:

1) буферная зона, режим которой направлен на постепенное снижение негативного влияния хозяйственной деятельности окружающей среды на собственно заповедную территорию;

2) зона ограниченной хозяйственной деятельности (биосферный полигон), в пределах которой осуществляются прикладные научные исследования и иная деятельность, соответствующая целям заповедника.

Указанные охранные зоны не изымаются из состава земель тех субъектов, на территории которых они образованы, но их права в части хозяйственного использования ограничены в той степени, в какой это достаточно для обеспечения нормального функционирования заповедника.

 

2.2.Земли национальных парков

Национальные парки представляют собой природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты,   имеющие  особую  экологическую,   историческую   и   эстетическую ценность и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Они полностью изымаются из хозяйственного использования и передаются в бессрочное пользование администрации соответствующих при­родных (национальных) парков как юридических лиц.

Национальные парки объявляются (образуются) в соответствии с постановлениями Правительства РФ по согласованию с органами ис­полнительной власти субъектов РФ и органами Министерства природных ресурсов России.

Национальные парки являются самостоятельными юридическими лицами и состоят на государственном бюджете. Во главе его стоит директор,
назначаемый органом, в ведении которого находится национальный парк.

Для правового режима всех национальных и природных парков действует одно общее правило: на их территории запрещается хозяйственная и иная деятельность, противоречащая целям и задачам организации парка либо причиняющая вред окружающей природной среде, однако, исходя из
особенностей природного, историко-культурного, специального и иного
характера, Положением о конкретном парке может быть установлен
дифференцированный режим охраны и использования его территории, в
соответствии с которым, на территории парка могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:             

•          заповедные зоны с режимом, аналогичным режиму государственных природных заповедников;

•          зоны особой охраны, в пределах которых сильно ограничено или вовсе запрещено хозяйственное использование, а также допускается строго регулируемое посещение;

•          зоны              познавательного туризма, рекреационного использования, охраны историко-культурных объектов;

•          зоны обслуживания посетителей, предназначенные для размещения гостиниц, палаточных лагерей и т.п.;

•          зоны хозяйственного назначения, предназначенные для  осуществления     хозяйственной     деятельности,      необходимой     для обеспечения функционирования национального парка.

Помимо указанных функциональных зон, установленных на территории самого парка, могут создаваться также охранные зоны по периметру его границ. Размер охранных зон и режим использования земель в их пределах устанавливается Положением о конкретном национальном парке. Площадь земель охранных зон не изымается у основных пользователей, но их правомочия по использованию этих земель ограничиваются в той мере, в какой это необходимо для обеспечения охраны национального парка.

В соответствии с постановлением правительства РФ от 26 января 2007 г. N 47 утверждены правила подготовки и заключения договора аренды земельного участка национального парка.

Правилами установлено, что объектом договора аренды земельного участка может быть земельный участок, расположенный в границах одной из следующих функциональных зон национального парка:

-зона познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;

-рекреационная зона, в том числе предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта;

-зона обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристического сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей.

Подготовка проекта договора аренды земельного участка осуществляется территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом до принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка в соответствии с земельным законодательством.

Проект договора аренды земельного участка в части условий, согласовывается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в 30-дневный срок с даты его поступления.

Проект границ земельного участка, а в случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта - выбор земельного участка согласовывается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в 30-дневный срок с даты поступления соответствующих материалов в Службу.

Информация о работе Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий