Правовой режим особо охраняемых природных объектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 12:19, реферат

Описание

Охрана окружающей природной среды осуществляется не только в форме организации рационального использования природных ресурсов, но и путем полного либо частичного изъятия природных комплексов и объектов из активного хозяйственного освоения и создания особо охраняемых природных территорий с целью их сохранения в неприкосновенности как эталонов естественной природной среды, мест обитания растений и животных, достопримечательных и уникальных природных образований.

Работа состоит из  1 файл

Правовой режим особо охраняемых природных объектов.docx

— 31.42 Кб (Скачать документ)

 

Правовой режим особо охраняемых природных объектов. 

 

Охрана  окружающей природной среды осуществляется не только в форме организации  рационального использования природных  ресурсов, но и путем полного либо частичного изъятия природных комплексов и объектов из активного хозяйственного освоения и создания особо охраняемых природных территорий с целью  их сохранения в неприкосновенности как эталонов естественной природной  среды, мест обитания растений и животных, достопримечательных и уникальных природных образований.

Особо охраняемые природные территории -это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

Для них устанавливается особый (заповедный) режим охраны, сущность которого состоит  в полном запрещении или ограничении  хозяйственной и иной деятельности, противоречащей целям заповедования.

Правовой  режим особо охраняемых природных  территорий регулируется актами экологического законодательства общего характера (Законом  РСФСР «Об охране окружающей природной  среды», Указом Президента РФ «Об особо  охраняемых природных территориях РФ» от 2 октября 1992 № 1155), законами о правовом режиме отдельных видов природных ресурсов (Лесным, Водным, Земельным кодексами, Федеральным законом «О животном мире», Законом РФ «О недрах» и др.), а также специальным законодательством об особо охраняемых природных территориях - Федеральными Законами «Об особо охраняемых природных территориях» 1995 г., «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995 г., Постановлением Правительства РФ «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» от 19 октября 1996 № 1249, положениями о конкретных видах особо охраняемых природных территорий (заповедниках, заказниках, национальных парках и др.).

В системе рассматриваемого законодательства основным нормативным актом кодификационного характера, регулирующим организацию, охрану и использование особо  охраняемых природных территорий, является Федеральный закон «Об особо  охраняемых природных территориях».  

 

 

Категории и виды особо охраняемых природных территорий  

 

Закон об особо охраняемых природных территориях  различает несколько их категорий с учетом особенностей правового режима данных природных территорий и статуса расположенных на них природоохранных учреждений (ст. 2):

- государственные природные заповедники;

- национальные парки;

- природные парки;

- государственные природные заказники;

- памятники природы;

- дендрологические парки и ботанические  сады;

-лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления могут устанавливать и другие категории особо охраняемых природных территорий - территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.

Важнейшее место в системе особо охраняемых природных территорий занимает природно-заповедный фонд, который включает несколько основных организационно-правовых форм заповедной охраны природы (заповедования) - заповедники, заказники, национальные, природные парки, памятники природы. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды относит к природно-заповедному фонду также редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РФ (ст. 60). 

 

 

 

 

Право собственности на особо охраняемые природные территории

 

Законодательство  относит особо охраняемые природные  территории к объектам общенационального  достояния, которые могут находиться в государственной или муниципальной собственности.

Создание, развитие и расширение площадей особо  охраняемых природных территорий признается одним из приоритетных направлений  государственной экологической  политики*

Особо охраняемые природные территории могут  иметь федеральное, региональное или местное значение, в зависимости от чего определяется их принадлежность и устанавливаются формы и виды собственности на них.

К числу особо охраняемых природных  территорий, которые имеют федеральное значение и находятся только в федеральной собственности, относятся государственные природные заповедники и национальные парки.

Территории  государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, а также лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут иметь либо федеральное, либо региональное значение, то есть являются государственной собственностью Российской Федерации или ее субъектов. Природные парки принадлежат к территориям регионального значения, то есть являются собственностью субъектов РФ.

Территориями  местного значения, находящимися в  муниципальной собственности, могут объявляться лечебно-оздоровительные местности и курорты.

В зависимости от принадлежности указанных  особо охраняемых природных территорий осуществляется государственное управление и контроль в сфере их использования и охраны - органами исполнительной власти РФ или ее субъектов, органами местного самоуправления, а также соответствующими специально уполномоченными органами государственного экологического управления (Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды, Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, Федеральной службой лесного хозяйства России и др.).

_____________________________________________________________________

*Указ Президента РФ «Об особо охраняемых природных территориях РФ» от 2 октября 1992 №1155.

 

С целью оценки состояния природно-заповедного  фонда, определения перспектив развития сети особо охраняемых территорий, повышения эффективности государственного контроля за установленным на них  режимом ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий. В нем содержатся сведения о статусе этих территорий, их географическом положении и границах, режиме особой охраны, субъектах пользования, а также экологической, научной, экономической, культурной и иной ценности (ст. 4 Закона об особо охраняемых природных территориях). 

 

Общая характеристика правового режима особо охраняемых природных территорий 

 

Правовой  режим различных особо охраняемых природных территорий отличается специфическими чертами, с учетом которых можно  выделить его несколько основных видов: абсолютно заповедный, относительно заповедный, смешанный (дифференцированный).

Абсолютно заповедный режим означает полное изъятие  природного комплекса или объекта  из хозяйственного и рекреационного использования, запрещение любого вмешательства  в естественные процессы природы. Такой режим устанавливается для государственных природных заповедников и памятников природы.

Относительно  заповедный режим предполагает частичное  изъятие природного комплекса или объекта из хозяйственного и рекреационного использования. При этом допускается ограниченная хозяйственная и рекреационная деятельность, не противоречащая целям и задачам создания особо охраняемых природных территорий. Указанным режимом отличаются государственные заказники.

Наконец, смешанный (дифференцированный) заповедный режим сочетает в себе элементы абсолютного и относительного режимов, то есть означает полное изъятие из хозяйственного и рекреационного использования отдельных участков природной среды наряду с ограниченным рекреационным использованием охраняемой территории. Этот режим характерен для национальных и природных парков.

Особенностью  правового режима всех особо охраняемых территорий является создание на прилегающих к ним участках земельного и водного пространства охраняемых зон или округов с ограниченным режимом природопользования в целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий (п. 3 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях). 

 

 

  

Понятие и особенности правового режима отдельных особо

охраняемых природных территорий 

 

Характеристика  отдельных видов особо охраняемых природных территорий обусловлена особенностями правового режима, существующего на данной территории, ее целевым назначением, степенью ценности и др.

Государственные природные заповедники - это полностью изъятые из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира (ст. 6 Закона об особо охраняемых природных территориях).

Вместе  с тем заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Природные ресурсы, имеющиеся на территории государственных  природных заповедников, предоставляются им в бессрочное пользование. Все имущество заповедника, включая природные комплексы и объекты, является федеральной собственностью и не может быть предметом каких-либо сделок по его отчуждению.

Запрещается изъятие или иное прекращение  прав на земельные участки и другие природные ресурсы государственного природного заповедника.

На заповедники возложены следующие  задачи:

- осуществление охраны природных  территорий в целях сохранения  биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

- организация и проведение научных  исследований, включая ведение Летописи  природы;

- осуществление экологического  мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;

- экологическое просвещение;

- участие в государственной  экологической экспертизе проектов  и схем размещения хозяйственных  и иных объектов;

- содействие в подготовке специалистов  в области охраны окружающей  природной среды.

Наиболее  характерной чертой правового режима государственного природного заповедника является то, что любая деятельность, противоречащая указанным задачам и правилам его особой охраны, запрещается. Пребывание на территории заповедника граждан, не являющихся работниками данных заповедников или должностными лицами органов, в ведении которых находятся эти заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций заповедников.

В соответствии с международными программами  по охране окружающей природной среды  в нашей стране созданы биосферные заповедники. Они входят в международную  систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

Национальные парки - это природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма (ст. 12 Закона об особо охраняемых природных территориях).

Также как и заповедники, национальные парки представляют собой природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения. Их имущество является федеральной собственностью, предоставлено им в бессрочное пользование, изъято из гражданского оборота и не подлежит приватизации.

Основными задачами национальных парков являются:

- сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов, а также историко-культурных объектов;

- экологическое просвещение населения;

- создание условий для регулируемого  туризма и отдыха;

- разработка и внедрение научных  методов охраны природы и экологического просвещения;

- осуществление экологического  мониторинга;

- восстановление нарушенных природных  и историко-культурных комплексов и объектов.

Таким образом, в отличие от государственных  природных заповедников национальные парки выполняют не только природоохранные  и научные задачи, но и рекреационно-просветительские: в них создаются условия для отдыха и туризма населения, ознакомления с природными достопримечательностями.

В этих целях национальному парку  придается дифференцированный режим с выделением различных функциональных зон:

- заповедной, в пределах которой  запрещены любая хозяйственная  деятельность и рекреационное использование;

- особо охраняемая, в пределах  которой обеспечиваются условия  для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;

- познавательного туризма, предназначенная  для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;

- рекреационная, предназначенная  для отдыха;

- охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

- обслуживания посетителей, предназначенная  для размещения мест ночлега,  палаточных лагерей и иных  объектов туристского сервиса,  культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

- хозяйственного назначения, в  пределах которой осуществляется  хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

Любая другая деятельность, которая может  нанести ущерб природным комплексам и объектам национального парка  и противоречит его задачам, запрещается, включая разработку полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, изменение гидрологического режима, предоставление садоводческих и дачных участков, строительство дорог, коммуникаций и других объектов, не связанных с функционированием национального парка, вырубка лесов, охота и рыболовство, движение транспорта, организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий за пределами специально предусмотренных для этого мест и т. д.

Информация о работе Правовой режим особо охраняемых природных объектов