Правовой режим особо охраняемых природных объектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 12:19, реферат

Описание

Охрана окружающей природной среды осуществляется не только в форме организации рационального использования природных ресурсов, но и путем полного либо частичного изъятия природных комплексов и объектов из активного хозяйственного освоения и создания особо охраняемых природных территорий с целью их сохранения в неприкосновенности как эталонов естественной природной среды, мест обитания растений и животных, достопримечательных и уникальных природных образований.

Работа состоит из  1 файл

Правовой режим особо охраняемых природных объектов.docx

— 31.42 Кб (Скачать документ)

Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков осуществляется в соответствии с утвержденными проектами и на основании лицензии, предоставляемых дирекциями национальных парков.

Указанная деятельность регулируется Положением о порядке предоставлении в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 № 926.

Природные парки - это природоохранные рекреационные учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях (ст. 18 Закона об особо охраняемых природных территориях).

Их задачами являются:

- сохранение природной среды,  природных ландшафтов;

- создание условий для отдыха (в том числе массового) и  сохранение рекреационных ресурсов;

- разработка и внедрение эффективных  методов охраны природы и поддержание  экологического баланса в условиях  рекреационного использования территории  природного парка.

На территории природного парка  устанавливается правовой режим  с зональным делением, близкий  по своему характеру к правовому  режиму национального парка, поскольку природный парк создается с целью сохранения природной среды и обеспечения условий для отдыха населения.

В зависимости от рекреационной и  экологической ценности природных  участков на территориях природных  парков могут выделяться природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные  и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

На  территориях природных парков запрещается  всякая деятельность, влекущая за собой  изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

Государственные природные заказники - это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (ст. 22 Закона об особо охраняемых природных территориях).

Государственные природные заказники предназначены  для сохранения одних природных  объектов или воспроизводства природных  ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других. При этом территории, на которых расположены заказники, могут не изыматься у собственников, владельцев и пользователей земельных участков в отличие от территорий заповедников и национальных парков. Вместе с тем указанные субъекты прав на земельные участки, находящиеся в границах заказников, обязаны соблюдать установленный на их территории режим особой охраны и несут за его нарушение предусмотренную законом ответственность.

Государственные природные заказники могут иметь  различный профиль, в соответствии с которым выделяются следующие виды заказников:

- комплексные (ландшафтные), предназначенные  для сохранения и восстановления природных комплексов (ландшафтов);

- биологические (зоологические  и ботанические), предназначенные  для сохранения и восстановления  редких и исчезающих видов  растений и животных, в том  числе ценных видов в хозяйственном,  научном и культурном отношениях;

- палеонтологические, предназначенные  для сохранения ископаемых объектов;

- гидрологические (болотные, озерные,  речные, морские), предназначенные для  сохранения и восстановления  ценных водных объектов и экологических  систем;

- геологические, предназначенные  для сохранения объектов и  комплексов неживой природы.

Правовой  режим государственных природных  заказников характеризуется тем, что  на их территориях постоянно или  временно запрещается или ограничивается любая деятельность, противоречащая целям создания заказника или причиняющая вред его природным комплексам и их компонентам.

Для обеспечения функционирования заказников создаются их администрации.

Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Например, памятниками природы могут быть объявлены ботанические (деревья, реликтовые рощи), геологические (пещеры, скалы), гидрологические (водопады, гейзеры) образования, уникальные образцы природных территорий.

Границы расположения памятников природы обозначаются специальными знаками. Как и в случае создания заказников, организация памятников природы допускается с изъятием или без изъятия занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей, которые принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Правовой  режим памятников природы идентичен  режиму государственных природных  заповедников, поскольку природные  объекты и комплексы, объявленные  памятниками природы, полностью  изымаются из хозяйственного использования  и запрещается любая деятельность, нарушающая их сохранность.

Дендрологические парки и ботанические сады - это природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

Правовой  режим их отличается двумя особенностями: во-первых, на их территории запрещается  всякая деятельность, не связанная  с выполнением их задач и влекущая нарушение сохранности флористических объектов, и, во-вторых, территории ботанических садов и дендрологических парков могут быть разделены на функциональные зоны (экспозиционную, научно-экспериментальную, административную).

Лечебно-оздоровительные местности - это территории (акватории), пригодные для организации и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи и др.) (п. 1 ст. 31 Закона об особо охраняемых природных территориях).

Курортами являются освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (п. 5 ст. 31 Закона об особо охраняемых природных территориях).

Деятельность, которая может привести к ухудшению  качества и истощению природных  лечебных ресурсов указанных особо  охраняемых территорий, запрещается, а  в целях сохранения природных  факторов, благоприятных для организации  лечения населения, на данных территориях  устанавливаются округа санитарной охраны (горно-санитарной охраны - для  местностей, где лечебные ресурсы  относятся к недрам (минеральные  воды, грязи и др.).

Порядок организации лечебно-оздоровительных  местностей и курортов, особенности  их правового режима регулируются специальным  законодательством, в частности, Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995 г. 

 

Правовая охрана особо охраняемых природных территорий  

 

Правовая  охрана рассматриваемых территорий представляет собой закрепленную законом систему мер, направленных на обеспечение установленного на них особого режима охраны природных комплексов и объектов.

Обеспечение правового режима особо охраняемых природных территорий возлагается  на органы, в ведении которых они  находятся (администрации (дирекции) соответствующих  природоохранных учреждений - заповедников, заказников, национальных парков и  др.).

Должностные лица и работники заповедников и  национальных парков входят в состав специальных государственных инспекций  по охране указанных территорий.

Для осуществления своих функций  они наделены обширными правами:

- проверять у лиц, находящихся  на территории заповедника или  национального парка, разрешения  на право пребывания, а также  документы на право осуществления природопользования на территориях, прилегающих к заповедникам и национальным паркам охранных зон;

- задерживать нарушителей законодательства  об особо охраняемых природных территориях и доставлять их в правоохранительные органы;

- направлять материалы о нарушениях  в правоохранительные органы;

- изымать у нарушителей продукцию  и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и документы;

- производить досмотр транспортных  средств, личных вещей на территориях  заповедников и национальных  парков;

- приостанавливать хозяйственную  и иную деятельность, не соответствующую  режиму особой охраны на данных  территориях;

- налагать административные взыскания  за нарушения законодательства  об особо охраняемых природных  территориях и предъявлять иски  о возмещении ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам заповедников и национальных парков;

- применять в установленном  порядке служебное оружие и  специальные средства (ст. 34 Закона  об особо охраняемых природных  территориях). 

 

Ответственность за нарушение правового режима особо

охраняемых природных территорий 

 

Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях и в их охранных зонах влечет за собой административную, уголовную, гражданско-правовую и иную ответственность.

Административная ответственность установлена ст. 36 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», а также ст. 19 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц и граждан, с конфискацией орудий и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных  территорий, повлекшее причинение значительного  ущерба, влечет наступление уголовной ответственности по ст. 262 Уголовного кодекса РФ.

Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление согласно нормам гражданского законодательства.

 

 

Список использованной литературы. 

Конституция Российской Федерации.

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных  территориях» (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 4 декабря 2006 г., 23 марта, 10 мая 2007 г., 14, 23 июля, 3, 30 декабря 2008 г., 27 декабря 2009 г.)

 

Федеральный закон от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 258-ФЗ).

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ. (в ред. Федеральных законов от 26.06.2007 N 118-ФЗ).

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N 1249 «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных  территорий».

Приказ Государственного Комитата Российской Федерации по охране окружающей среды от 4 июля 1997 г. N 312 «Об утверждении  правил ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий».


Информация о работе Правовой режим особо охраняемых природных объектов