Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание

Основу территориальной охраны природы в России составляет система особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Статус ООПТ в настоящее время определяется ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", принятым Государственной Думой 15 февраля 1995г. Согласно Закону, особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют свое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен режим специальной охраны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1.Понятие земель особо охраняемых территорий и объектов…….........5
Глава 2. Правовой режим земель ООПТ……………………………………….8
2.1 Земли государственных природных заповедников…………………………12
2.2 Земли национальных и природных парков…………………………………15
2.3 Земли государственных природных заказников………………………..…...19
2.4 Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов………………......22
2.5 Иные особо охраняемые земли……………………………………………...25
Глава 3. Правовой режим земель природоохранного назначения………………......27
3.1 Земли водоохранных зон…………………………………………………......28
3.2 Земли запретных и нерестоохранных полос………………………………...30
3.3 Правовой режим лесов, выполняющих защитные функции…………………..31
3.4 Правовой режим земель, выполняющих природоохранные функции……......31
Глава 4. Правовой режим земель рекреационного назначения….. …..34
Глава 5. Правовой режим земель историко-культурного назначения……..37
Глава 6. Правовой режим особо ценных земель…………………………………...41
Глава 7. Правовой режим земель ООПТ на примере Республики Бурятия….43
7.1 Государственные природные заповедники РБ…………………………..…44
7.2 Национальные парки РБ……………………………………………………...46
7.3 Государственные природные заказники РБ…………………………………47
7.4 Памятники природы РБ………………………………………………………49
7.5 Лечебно-оздоровительные местности и курорты РБ……………………….49
7.6 Тункинский национальный парк…………………………………………….50
Заключение………………………………………………………………………..56
Список использованной литературы…………………………………………....58

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по земельному праву.doc

— 253.50 Кб (Скачать документ)


Министерство сельского хозяйства

ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им В.Р. Филиппова»

 

Институт землеустройства, кадастров и мелиорации

 

Кафедра кадастра и права

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

на тему:

 

Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Выполнила: ст.гр.6404

                                Иринцеева Э.В.

                                                                                                               преподаватель

                                                                                   Проверила: Грудинина О.Н.

 

 

 

Улан-Удэ

2009

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава 1.Понятие земель особо охраняемых территорий и объектов…….........5

Глава 2.  Правовой режим земель ООПТ……………………………………….8

2.1 Земли государственных природных заповедников…………………………12

2.2 Земли национальных и природных парков…………………………………15

2.3 Земли государственных природных заказников………………………..…...19

2.4 Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов………………......22

2.5 Иные особо охраняемые земли……………………………………………...25

Глава 3. Правовой режим земель природоохранного назначения………………......27

3.1 Земли водоохранных зон…………………………………………………......28

3.2 Земли запретных и нерестоохранных полос………………………………...30

3.3 Правовой режим лесов, выполняющих защитные функции…………………..31

3.4  Правовой режим земель, выполняющих природоохранные функции……......31

Глава 4. Правовой    режим    земель    рекреационного    назначения….. …..34

Глава 5. Правовой   режим   земель   историко-культурного   назначения……..37

Глава 6. Правовой режим особо ценных земель…………………………………...41

Глава 7. Правовой режим земель ООПТ на примере Республики Бурятия….43

7.1 Государственные природные заповедники РБ…………………………..…44

7.2 Национальные парки РБ……………………………………………………...46

7.3 Государственные природные заказники РБ…………………………………47

7.4 Памятники природы РБ………………………………………………………49

7.5 Лечебно-оздоровительные местности и курорты РБ……………………….49

7.6 Тункинский национальный парк…………………………………………….50

Заключение………………………………………………………………………..56

Список использованной литературы…………………………………………....58

 

 

 

 

 

Введение

Основу территориальной охраны природы в России составляет система особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Статус ООПТ в настоящее время определяется ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", принятым Государственной Думой 15 февраля 1995г. Согласно Закону, особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют свое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен режим специальной охраны.
       В нашей стране уделяется большое внимание созданию, функционированию и защите особо охраняемых территорий - землям особо охраняемых природных территорий, землям природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения, иным особо ценным землям.

Как на уровне Федерации, так и на уровне ее субъектов и местного самоуправления площадь этих земель неуклонно возрастает.

Этим землям присущи общие и специфические признаки. Общими признаками обладает любой земельный участок: он является неотъемлемой частью природы; играет определенную экономическую и экологическую роль в обществе, которая закреплена нормами земельного законодательства; обладает территориальной неперемещаемостью; обозначен в порядке землеустройства на местности. Специфические черты присущи отдельным видам земель особо охраняемых территорий и обусловливают их дифференцированный правовой режим, определяемый в общем виде в статьях гл. XVII ЗК РФ, более подробно - в соответствующих нормативных актах о видах особо охраняемых территорий, а применительно к конкретной территории - в постановлении органа исполнительной власти об объявлении данной территории особо охраняемой.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия полностью или частично изъятых из хозяйственного использования, они имеют режим особой охраны, а на прилегающих к ним участкам земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулированным режимом хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие земель особо охраняемых территорий и объектов

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

В зависимости от характера использования и задач, для которых они предназначены, земли особо охраняемых природных территорий подразделяются на земли:

1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко-культурного назначения;

5) иные особо ценные земли.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).

Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных ЗК РФ, федеральными законами.

Земельным кодексом установлен приоритет сохранения земель особо охраняемых территорий, согласно которому их изъятие для иных целей ограничивается или запрещается. Они полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и оборота. На их территориях устанавливается такой порядок природопользования и хозяйствования, который не вызывает снижения или утраты экологической, лечебно-оздоровительный, рекреационной, историко-культурной ценности взятых под охрану земель. Охранный режим устанавливается   на   землях,   переданных   пользователям:   природоохранным учреждениям, организациям хранения памятников истории и культуры, а также на землях, не изъятых у собственников, владельцев, пользователей, арендаторов. Все пользователи особо охраняемых территорий обязаны соблюдать установленный режим.

Земельные участки могут быть признаны землями особо охраняемых территорий только при одновременном наличии следующих условий. Во-первых, земли должны иметь особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное значение. Во-вторых, земли требуется изъять в соответствии с решениями определенных органов власти полностью или частично из хозяйственного использования и оборота. В-третьих, для земель необходимо установить особый правовой режим.

Правовое регулирование режима земель особо охраняемых территорий регламентируется ЗК РФ, Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также иными федеральными законами и законами объектов РФ.

Состав земель особо охраняемых территорий определяется не только в п. 2 ст. 94 ЗК РФ. Пункт 5 ст. 94 ЗК РФ допускает включение в состав земель особо охраняемых территорий земли, на которых находятся пригородные зеленые зоны, городские леса, городские парки, охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микро заповедники и другие виды земель. Виды земель особо охраняемых территорий вправе устанавливать Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных Земельным кодексом РФ, иными федеральными законами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Правовой режим земель особо охраняемых природных

территорий

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.

Информация о работе Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий