Православные традиции в российском землевладении и земледелии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:14, реферат

Описание

Цель данной работы показать в чём заключались православные традиции в российском землевладении и земледелии и как они отразились на экономике страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ЭКОНОМИКА «ДОМОСТРОЯ» ИЛИ ТРУД КАК ДОБРОДЕТЕЛЬ………………………………………………………5

ОБЩИННОЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ……………………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...17

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ на тему православные традиции в землевладении и земдепользовании Древней Руси.docx

— 42.50 Кб (Скачать документ)

РЕФЕРАТ

по курсу «История экономических  учений» 

на тему «Православные  традиции в российском землевладении  и земледелии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

  1. ЭКОНОМИКА «ДОМОСТРОЯ» ИЛИ ТРУД КАК       ДОБРОДЕТЕЛЬ………………………………………………………5

 

  1. ОБЩИННОЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ……………………………11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

        Русская цивилизация принадлежит к числу древнейших  духовных цивилизаций мира. Ее базовые ценности сложились задолго до принятия христианства, в первом тысячелетии до нашей эры. Опираясь на ценности своей цивилизации, русский народ  сумел создать величайшее в мировой истории государство,  объединившее в гармоничной связи многие другие народы,  развить великую культуру, искусство, литературу, ставшие  духовным богатством всего человечества.

       Сам факт существования тысячелетнего Российского государства свидетельствует, что его хозяйственная система была высокоэффективной в рамках внутренних потребностей, обеспечив успешное  экономическое освоение огромных территорий, строительство тысяч городов, армию и тыл в борьбе с полчищами захватчиков.

        Главными чертами русской цивилизации, отличающими  ее прежде всего от западной цивилизации, являлись преобладание духовно-нравственных приоритетов жизни над материальными, культ добротолюбия и правдолюбия, нестяжательство, развитие самобытных форм трудового самоуправления, воплотившихся в общине и артели. К н. ХХ в. в России  сложился уникальный экономический  механизм, обеспечивающий население страны всем необходимым и почти  полностью независимый  от других  стран. Сформировалась  система  замкнутого  самодовлеющего  хозяйства,  главными  чертами  которого  были самодостаточность  и самоудовлетворенность.

        Хозяйственная деятельность для русских людей  была частью богатой духовной жизни. Для  понимания  внутренней  самодостаточности  и уникальности  русского  хозяйственного  механизма  следует  отказаться  от западных  стереотипов  оценки  экономических  систем и признать, что наряду с западной моделью развития,  ориентированной  на учение Талмуда,  существуют и другие  системы экономики, функционирующие по своим внутренним, присущим только им законам.

        Исследования, проведенные в последние десятилетия в России  и за рубежом,  аргументированно доказывают, что экономический успех любой страны зависит от того, чтобы не было противоречия между национальными традициями  страны  и ее  экономической практикой. Национальные традиции могут либо способствовать экономическому успеху нации, либо, если они не учитываются, вести ее к застою. В первом случае они выступают  надежной опорой национальному правительству, предпринимателям и профсоюзам в их мировой конкурентной борьбе. 

          Эффективность национальных традиций как мобилизующей  общественной силы носит исторический характер и по-разному проявляется в разные эпохи. В большинстве западноевропейских стран и в США  хозяйственный  механизм  сформировался  на основе  экономического учения Талмуда, согласно которому «хорошо и богато» могут жить только «избранные». Главной целью жизни является материальное преуспевание, нажива, стяжание  денег и капитала любыми средствами и прежде всего за счет  обмана и эксплуатации всех «неизбранных».

        Талмудические  принципы «избранных» — «бери от жизни все, не дай себе  засохнуть», «все и сразу» формируют эгоистическую идеологию  индивидуализма  и предполагают « атомистическую  концепцию общества», в котором конечным источником ценностей и их иерархии выступает некая избранная личность,  а интересы любой конкретной общности определяются в эгоистической конкурентной борьбе множества собственников,  в которых  лидируют «избранные  личности»,  финансисты- ростовщики.

Цель данной работы показать в чём заключались православные традиции в российском землевладении и земледелии и как они отразились на экономике страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЭКОНОМИКА «ДОМОСТРОЯ» ИЛИ ТРУД КАК ДОБРОДЕТЕЛЬ

 

      Экономика  «Домостроя» До XVIII в.  в России  не существовало  понятия «экономика». Самобытный хозяйственный строй, господствовавший  на Руси, носил название «домостроительство».  Домостроительство в понимании русского человека — наука вести хозяйство для обеспечения достатка и изобилия  на духовно-нравственных  началах.  Хозяйство в русской науке домостроительства — это, прежде всего, духовно- нравственная  категория,  в рамках  которой исключена погоня  за прибылью  как самоцель,  а хозяйственные отношения ориентируются на определенный  нравственно- трудовой порядок, порицающий поклонение деньгам и несправедливую эксплуатацию. Многие основы этой науки выражены  в замечательном памятнике экономической мысли и быта русского народа «Домострое».

     Главная  идея «Домостроя» (XVI в.) —  замкнутое  саморегулируемое  русское хозяйство,  ориентированное на разумный  достаток  и самоограничение ( нестяжательство),  живущее по православным нравственным нормам. Как справедливо отмечалось, духовное начало одухотворяет мир экономики.  Экономика «оживает,  когда все «благословенно»,  и благословенная  денежка по милости Божией  становится  символом праведной жизни».

     Через  всю  книгу « Домострой»  красной  нитью  проходит  отношение  русских  людей  к труду  как добродетели,  как к нравственному  деянию.  Создается  настоящий  идеал  трудовой  жизни  русского  человека — крестьянина,  купца,  боярина и даже князя (в то время классовое разделение осуществлялось не по признаку культуры, а больше по размеру  имущества и числу слуг). Все в доме — и хозяева, и работники — должны трудиться, не покладая рук. Хозяйка, даже  если у нее  гости, «всегда бы над рукодельем  сидела  сама».  Хозяин должен всегда заниматься «праведным трудом» (это  неоднократно подчеркивается), быть справедливым, бережливым и заботиться  о своих домочадцах и работниках. Хозяйка-жена  должна  быть «добрая,  трудолюбивая,  и молчаливая».  Слуги — хорошие, чтобы «знали ремесло, кто кого  достоин и какому ремеслу учен».  Родители обязаны учить  труду своих детей, «рукоделию — мать дочерей и мастерству — отец сыновей».

     Книга проповедует трудолюбие, добросовестность,  бережливость, порядок и чистоту в хозяйстве. Очень тактично  регулируются  трудовые  отношения  между  хозяином  и работником.

     Труд как добродетель и нравственное деяние: всякое рукоделие  или ремесло,  по «Домострою»,  следует  исполнять  приготовясь, очистясь от всякой скверны и руки вымыв чисто,  прежде  всего —  святым  образам  поклониться  трижды  в землю — с тем и начать всякое дело. В « Домострое»  проводится  идея  практической  духовности, неразрывной с экономической стороной жизни, в чем  и состоит особенность развития духовности в Древней Руси.  Духовность — не рассуждения о душе, а практические дела  по претворению  в жизнь  идеала,  имевшего  духовно-нравственный характер, и прежде всего идеала праведного труда.

     Стремление  к автономности,  независимости,  даже  замкнутости хозяйства от внешней среды, стремление обеспечить себя всем необходимым, чтобы не зависеть от других,  было характерной чертой большей части хозяйственных единиц России. Именно оно служило импульсом автаркических  тенденций русской экономики. Деревня, мир, артель, монастырь стремились все сделать своими руками, создать независимое от внешней среды самостоятельное хозяйство. В этой  хозяйственной независимости  русский  человек  чувствовал  себя беззаботным, но это была беззаботность трудового человека, привыкшего надеяться только на свои руки.

      В книге   А. Т. Болотова « Деревенское зеркало,  или Общенародная  книга, сочиненная не только, чтобы ее читать, но чтоб и по  ней и исполнять» (1798—99) говорится: «Смолоду приучай (детей) к трудам, чтобы были добрые хлебопашцы, а не лежаки… Крестьянская жизнь потовая: труды-то нас и кормят!»,  «Трудись до поту — после слюбится», «Ленивый хотя желает, да не получит».  Упорный труд по 12 — 14 часов в день.  «Работник, — пишет Болотов, — должен летом вставать по- утру в 4 часа и идти на работу. В 7 часов надобно завтракать;  между 11 и 12 часов обедать, в пятом часу полдничать, а в 13 вечеру в 8 часов — ужинать.  После можно еще что-нибудь  поделать до 9 часов, а потом ложиться спать.  Таким образом можно зимой и летом поступать особливо,  когда есть работа».           Строжайшая хозяйственная бережливость во всем: «Ешь  то, чем можно быть сыту, пей то, чем можно утолить жажду, одевайся так, чтоб не быть нагу. Так твои расходы не будут свыше приходов». Идеальный хозяин экономен во всем  и копит деньги  на черный  день. «Домоводство  без денег стоять не может, и для того надобно хозяину деньги в запас копить».

       Самообеспечение  и самоограничение — важнейший хозяйственный принцип. «Что сам можешь сделать, за то денег не плати», «Не купи чего хочется, покупай, без чего обойтись  нельзя».  Для Болотова  образцом  для подражания  служит  трудолюбивый человек, который «во всю жизнь свою не пролакомился ни гроша, не ел ничего покупного, сам с детьми  не носил ни нитки, кроме напряденова и вытканова ево женою и дочерьми». Ничего покупного — девиз самообеспечивающего крестьянского хозяйства.  И совсем  неважно,  если  для этого  придется  себя  ограничить  в потреблении,  главное —  хозяйственная  независимость, «беззаботность».  Ведь  в самом деле «От жареного  не сытее наешься,  как и щами  с кашею», «Тонкое сукно  не лучше греет сермяги», «Наработавшись, столько же сладко уснешь на соломе, как на перинах».  Кстати говоря, Болотов и сам так жил. Имея значительный достаток, не роскошествовал,  а обеспечивал себе и семье только самое необходимое и разумное. Весьма  характерно,  что русский человек не желал жертвовать  необходимым, чтобы приобрести  излишнее. 

        Весьма  характерна  русская  народная  пословица «Лишнее  не бери,  карман не дери, души не губи» или «Живота (богатства) не  копи, а душу не мори». Человек не должен стремиться ни к богатству, ни к накопительству, человек должен довольствоваться малым. «Лишние деньги — лишние заботы», «Деньги — забота, мешок —  тягота», «Без  хлеба  не жить,  да и  не от  хлеба ( не о хлебе,  материальном интересе) жить», «Не о хлебе едином жив будешь», «Хлеб за живот — и без денег живет». Действительно,  «зачем душу тужить, кому есть чем жить» (есть хлеб), «Без  денег проживу, лишь бы хлеб был», «Без денег сон крепче»,  «Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою», «Напитай, Господи, малым кусом», — молит крестьянин, «Ешь вполсыта, пей  вполпьяна, проживешь век дополна». Отвергая  стяжательство и накопительство,  осторожно и с достоинством  принимая  богатство и деньги,  трудовой  человек выдвигает свой идеал — идеал скромного достатка,  при котором и самому можно жить сносно, и помогать своим близким. «Тот  и богат, кто нужды не знат», «Богаты не будем, а сыты будем». С идеалом скромного достатка согласуется бережливость  и запасливость. «Бережливость, —  говорит  русский  человек — лучше богатства», «Запасливый лучше богатого», «Береж лучше прибытка», «Береж — половина спасения», «Запас мешка не дерет», «Запас беды не чинит». «Маленькая  добычка,  да большой  береж — век проживешь», «Копейка к копейке — проживет и семейка», «Домашняя копейка рубль бережет», «Лучше свое поберечь, чем чужое прожить», «Держи обиход по промыслу и добытку», «Не  приходом люди богатеют,  а расходом», «Кто  мотает,  в том  пути не бывает». «Не о том, кума, речь, а надо взять и беречь», — поуча- ет рассудительный хозяин. «Собирай по ягодке — наберешь  кузовок», «Пушинка  к пушинке и выйдет  перинка».  В общем, «Запас мешку не порча», «Подальше положишь, поближе возьмешь».

        Вопреки   сложившимся  на Западе  формально-догматическим  трактовкам труда как проклятия  Божьего отношение  к труду  в Древней Руси носило живой,  самоутверждающий  характер.  Христианский  индивидуализм с его установкой  на личное спасение, широко господствующий в западноев- ропейских  странах,  на Руси распространения не получил,  что было, по-видимому, связано с характером русского на- рода, жившего в условиях общины и имевшего иное пони- мание жизненных ценностей. Спасение на Руси мыслилось через жизнь и покаяние на миру, через соборное соединение  усилий и, наконец, через подвижничество, одной из форм  которого был упорный труд.

        С  самого начала зарождения  Православия   труд  рассматривается  как  нравственное  деяние,  как богоугодное   дело,  как добродетель,  а отнюдь  не как проклятие. В целом,  говоря о главном, что составляло сущность русского труда в эпоху его расцвета, следует подчеркнуть, что он  никогда не сводился к совокупности действий или навыков,  а рассматривался  как проявление духовной жизни, причем,  трудолюбие  было  характерным  выражением  духовности.  Труд не противостоял другим элементам духовной культуры, а состоял вместе с ней в неразрывной целостности. Веками были выработаны незыблемый ритм и нормы труда — согласование  отдельных  этапов  трудового  процесса,  режим  дня,  соотношение  начала  и завершения  работ. 

         Отношение  к труду, отношения  в трудовых коллективах регулировались  нередко на религиозном уровне. В этих условиях труд был   настоящим  творческим  действом,  подчиняющимся  незыблемым правилам бытия. Причем человек в этом действе был  не винтиком, а полноправным действующим лицом мироздания. Недаром весь трудовой ритм связывался с именами святых, религиозными праздниками, традициями и обычаями.  Именно поэтому труд носил целостный, духовно-нравственный характер. «Работай — сыт будешь»; «молись — спасешься; терпи —  взмилуются».

           Русский человек знал твердо — источник благополучия и богатства — труд. «Труд — отец богатства, земля — его мать». Собственность для русского человека — это  право труда, а не капитала. Добросовестный труд — нравственная гарантия благополучия человеческой жизни. Отсюда и трудовая система жизненных ценностей, система, в которой труд занимает первое  место, а собственность находится на втором плане. Народное  сознание  всегда  считало,  что единственным  справедливым  источником  приобретения  имущественных  прав может быть только труд. Поэтому земля, которая не является продуктом труда, не должна находиться в индивидуальной собственности, а только во временном пользовании,  право на которое может дать только труд.

Информация о работе Православные традиции в российском землевладении и земледелии