Особенности приобретения прав на земельные участки в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:05, курсовая работа

Описание

Целью предлагаемой работы является исследование основных правовых вопросов возникновения гражданских (имущественных) прав на земельные участки.
В задачи работы входит:
- рассмотреть процесс формирования прав на земельные участки;
- дать характеристику субъектов прав на земельные участки;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Формирование прав на земельные участки в современной
России 7
1.1. История становления и виды прав на земельные участки 7
1.2. Классификация оснований возникновения прав на земельные
участки ……………………………………………………………………………13

Заключение 21
Список источников 25

Работа состоит из  1 файл

Копия КУРСОВАЯ ПРАВО 3 КУРС .doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

Дальневосточный государственный  университет

(ДВГУ)

Институт  окружающей среды

Кафедра астрономия и геодезии 
 
 
 
 
 

Особенности приобретения прав на земельные участки в Российской Федерации 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Бокова  Е.Ф. 

Руководитель:

Холкина Т.С. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Владивосток, 2011

 

                                    Содержание 
    Введение 3

    Глава  1.  Формирование прав на земельные  участки в современной 
России 7

    1.1. История становления и виды прав на земельные участки 7

    1.2. Классификация   оснований   возникновения   прав   на   земельные 
участки ……………………………………………………………………………13

     
    Заключение 21

    Список источников 25

 

              Введение

    Земля - важнейший для человечества объект материального мира. Сегодня интерес к земле велик как никогда, т.к. она включена в гражданский оборот. Но, одновременно, и прежде всего, она является природным объектом, важнейшим природным ресурсом. По мнению ученых, там, где правильно используется и охраняется земля, стабильно развивается общественная жизнь, создаются условия для воспроизводства рабочей силы, нормально происходят миграционные процессы и т.п. Создание городов и промышленных предприятий также связано с различными формами и видами землепользования. И это исторически оправдано: человек и земля оказались исторически нераздельными составными природы и общественной жизни1.

    Вопросы правового регулирования землевладения, землепользования и права собственности на землю стали особенно актуальными в последнее время в связи со стремительно обновляющимся российским земельным законодательством. Правовое оформление земельных отношений стало одной из острейших проблем современной экономической жизни, ведь именно в России, с ее почти необъятными земельными запасами, приобретение прав на землю связано с неоправданно сложным и длительным прохождением различных административных процедур. По статистике, срок рассмотрения инвестиционных проектов составляет от полтора-двух лет, «а в крупных городах процесс согласования тянется годами» . Разумеется, в таких условиях об инновационной экономике, ее модернизации и эффективном развитии в целом - не может быть и речи.

    Актуальность  избранной темы обусловлена и  современной необходимостью ускорить темпы посткризисного развития строительства и наличием значительного числа проблемных вопросов, связанных с предоставлением земельных участков под строительство.

    Проблему  представляет и сам массив земельного законодательства. Как отмечают специалисты, в настоящее время земельные отношения регулируют более 400 нормативных актов . Для разъяснения по вопросам приобретения земельных участок действует ряд судебных актов, также нуждающихся в анализе .

    Особенности приобретения прав на различные объекты  гражданского оборота (включая земельные участки), уже неоднократно попадали в поле зрения ученых-юристов. Специфика правового положения земельного участка не только как объекта гражданских прав, но и как природного объекта (природного ресурса), составной части окружающей среды, рассматривалась в работах Ф.Х. Адиханова, С.А. Боголюбова, Е.С. Болтановой, Г.А. Волкова, А.К. Голиченкова, В.В. Дмитриева, Ю.Г. Жарикова, И.А. Иконицкой, О.В. Карамышевой, Н.И. Краснова, О.И. Крассова, Н.Б. Маловой, Н.Н. Мисник, Н.Т. Разгельдеева, Н.А. Сыродоева, С.А. Чаркина, Г.В. Чубукова и т.д.

    Современное состояние проблем приобретения прав на земельные участки исследовалось такими авторами, как В.А. Ершов, Ю.А. Карташова и Я.С. Гришина, Е.А. Сухова, М.Ю. Тихомиров . Однако в большинстве указанных работ основной акцент делался либо на исследование проблем гражданско-правового режима и оборота объектов недвижимости в целом, либо на выявление специфики правового положения земельных участков и межотраслевого регулирования отношений по их использованию и охране. Вместе с тем, на современном этапе правовой реформы произошли существенные изменения именно гражданско-правового режима земельных участков, включая регламентацию процедуры земельных торгов (аукционов и

конкурсов), а также совершенствование процедуры  выкупа правообладателями объектов недвижимости земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Изменилась и роль законодательства субъектов РФ, еще восемь лет назад игравшего ведущую роль в регулировании земельных отношений и сейчас утратившего ее.

    До  настоящего времени остается ряд  нерешенных проблем, связанных, например, с приобретением прав на земельный участок собственником находящегося на нем недвижимого имущества, в частности, с возникновением права собственности на земельный участок у собственников помещений многоквартирного дома или у собственников иного здания или приватизированного предприятия1. Некоторые ученые полагают, что с развитием аграрной реформы проявит себя и проблема невостребованных земельных долей2. Мало внимания в современной юриспруденции уделяется и поиску надлежащих правовых средств регулирования процедуры предоставления земельных участков из публичной собственности гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством. Наполнение данной процедуры гражданско-правовым содержанием является одной из актуальных проблем не только теории, но и правоприменительной практики.

    Целью предлагаемой работы является исследование основных правовых вопросов возникновения гражданских (имущественных) прав на земельные участки.

    В задачи работы входит:

    - рассмотреть  процесс формирования прав на  земельные участки;

    - дать характеристику субъектов прав на земельные участки;

    - рассмотреть особенности оснований и порядка приобретения прав на 
земельные участки и дать оценку действующего законодательства в этой 
области, определить основные направления снижения коррупционной емкости 
законодательства о предоставлении земельных участков.

    Объектом  квалификационной работы избраны вопросы  приобретения гражданских прав на земельные участки, основания и порядок такого приобретения. Предмет исследования составили юридические факты, связанные с приобретением на земельные участки гражданских прав, в т.ч. их правовое установление в гипотезах соответствующих норм и их практическая реализация. Рассмотрены теоретические и практические вопросы совершенствования законодательства о приобретении (переходе) прав на земельные участки.

    Методологический  арсенал земельного права включает как общую, так и отраслевую методологию права, других областей человеческого знания. Это анализ и синтез, системно-структурный подход, и восхождение от абстрактного к конкретному, и обобщение эмпирических данных, а также статистический, конкретно-социологический. В работе методологическое обеспечение составляют как общие, так и частные (сравнительного правоведения, историко-правовой, логического анализа) методы исследования.

 

      Глава 1. Формирование прав на земельные участки в современной  России 1.1. История становления и  виды прав на земельные участки

    Институт  земельной собственности, благодаря  бескрайним просторам государства  Российского оформился достаточно поздно - во второй половине XVIII века, признаки частной земельной собственности обозначились не раньше XI-XII столетий.

    Начало земельной реформы в России способствовало признанию земельных участков составной частью недвижимого имущества, именно в таком качестве земельное и гражданское законодательство объявило земли предметом разнообразных сделок (купли-продажи, аренды и т.п.)1.

    Здесь столкнулись две непримиримые позиции  по вопросу о том, кому должно принадлежать право на землю: гражданину, коллективу или государству, в какой правовой форме и на какой правовой основе (на основе титула пользования в рамках государственной собственности на землю или права коллективной собственности в рамках общины, коллективного предприятия либо на основе титула права частной собственности на землю в пользу гражданина и личности он должен быть решен).

    Положительное решение этого вопроса в пользу гражданина предлагает 
современное российское законодательство, предусматривающее переход от 
монополии государственной собственности на сельскохозяйственные земли к 
многообразию форм собственности. Сущности такой земельной реформы в 
наибольшей мере соответствует аграрная политика, направленная на 
перераспределение земли между прежними коллективными 
сельскохозяйственными предприятиями новыми частной предпринимательскими структурами в сфере аграрного бизнеса. Не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 года в соответствии с законодательством действовавшим на момент национализации земельных участков.

    В целом можно выделить четыре этапа  земельной реформы, приведшей к современному правовому механизму возникновения прав на земельные участки.

    1-й  этап. Начинается с момента появления  в России частной собственности  на землю и вовлечения земельных  участков в гражданский оборот  вплоть до вступления в силу ГК РФ1, т.е. охватывает период с 1 января 1991 г. по 1 января 1995 г.

    2-й  этап. Период с января 1995 г. по 30 октября 2001 г., т.е. время бессистемного  регулирования земельных отношений  субъектами Российской Федерации  вплоть до принятия ЗК РФ  в 2001 году, когда ГК РФ содержит ряд правовых конструкций, регулирующих осуществление сделок с недвижимостью, однако глава 17 ГК РФ не вступила в силу.

    3-й  этап. Период с октября 2001 г.  по январь 2005 года, когда происходит  постепенное отлаживание рыночных  процедур оборота земельных участков, в том числе в сфере их предоставления из публичной собственности в частную;

    4-й  этап. Период с января 2005 года - по  настоящее время. С принятием  Градостроительного кодекса РФ2 и внесением изменений в ЗК РФ и в Закон о введении в действие ЗК РФ усилилась прозрачность предоставления земельных участков из публичной собственности в частную, а также дифференциация выкупной цены под объектами недвижимости для различных категорий субъектов земельных отношений.

    С момента принятия ЗК РФ 2001 г. процедура приобретения земельных участков, занятых объектами недвижимости, претерпела ряд изменений, в ходе которых были решены ключевые вопросы о размере выкупной цены, процедуре определения вида прав на землю в ходе переоформления участка, возможности выкупа арендованного участка, налогообложении покупки.

    В это же время в российском праве  появляется новый правовой механизм предоставления    земельных    участков,    по    своей    правовой    природе 

 

    

представляющий  новый вид ограничения их оборотоспособности. Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2008 г. N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности" предполагается установление федеральным органам исполнительной власти запретов на отчуждение федеральных земель в городах и пригородных зонах вплоть до 1 января 2012 г. в целях формирования резерва земель, главным образом для индивидуального жилищного строительства1. Нельзя не отметить, что названный запрет имеет много общих черт с резервированием. Сходство проявляется в том, что в обоих случаях происходит срочное ограничение прав публичного собственника по распоряжению принадлежащими ему земельными участками. Отличия же их состоят в трех пунктах: 1) по, юридической силе акта установления (резервирование - федеральным законом, а запрет на отчуждение -постановлением Правительства РФ); 2) по целям: резервирование земель предполагается для публичных нужд (оборона и безопасность, строительство водохранилищ и т.д. (ст. 70.1 ЗК РФ)), тогда как запрет согласования на отчуждение - для жилищного строительства, т.е. для частных нужд; 3) по объекту: зарезервированы могут быть участки любой формы собственности; под запрет согласования подпадают только федеральные земли.

Информация о работе Особенности приобретения прав на земельные участки в Российской Федерации