Концептуальные проблемы развития земельного законодательства в сфере правового института управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 20:52, реферат

Описание

В истории развития Российского государства земля играет определяющую роль в правовой, социальной, экономической и политической сферах развития современного общества. Являясь ограниченным и невосполнимым ресурсом, земля в рыночной экономике в условиях гражданского оборота земель получает свойство товара и становится объектом имущественных отношений.

Работа состоит из  1 файл

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

    Проблему  мог бы решить Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", который допускает  возможность истребования имущества при выходе из общества. Однако данный Закон не распространяется на аграрные предприятия и организации. В такой ситуации имеет смысл обратиться в Конституционный Суд РФ с целью толкования конституционных прав граждан на земельный участок.

    Говоря  о государственном управлении земельными ресурсами, нельзя не упомянуть о  том, что отсутствует современная  правовая основа деятельности федерального органа исполнительной власти, осуществляющего  государственное управление земельными ресурсами, и его территориальных органов <25>.

    --------------------------------

    <25> См.: Карамышева О.В. Указ. соч.  С. 51. 

    Пробелы правового регулирования в процессе управления земельными ресурсами, связанные  с вышеупомянутыми проблемами, существенно  тормозят проведение современной земельной реформы в жизнь, лишают нормального функционирования земельного рынка, ведут к нарушениям в области конституционных прав граждан и юридических лиц на землю. Подводя итог сказанному, следует отметить, что в нынешнем земельном законодательстве наметилась тенденция к отражению специфики надлежащего правового регулирования процессом управления земельными ресурсами.

    На  наш взгляд, земля - это не только объект недвижимости, но и важнейший  природный ресурс, который необходимо использовать с величайшей осторожностью, что обусловливает как возможные ограничения земельного оборота и подчинения его определенным правилам, так и установление жестких норм, регулирующих использование этого вида недвижимости.

    Следует учитывать принципиальные особенности сельскохозяйственного производства, в первую очередь ту, что его труженики работают на земле, которую добровольно внесли в качестве вклада (пая) в уставный (складочный) фонд. Также следует отметить, что на сегодняшний день существует проблема реализации законных прав собственников земельных долей, поскольку только 10% земельных угодий находится в собственности граждан и организаций и только эта часть земель сельскохозяйственного назначения оформлена в соответствии с требованиями законодательства и используется по назначению. Одновременно есть оставшаяся приватизированная часть земель сельскохозяйственного назначения, которая находится в долях. Примерно четвертую часть всех земельных долей можно признать бесхозяйным имуществом, так как за 10 лет земельной реформы номинальные собственники не получили документов о праве собственности на землю, а если и получили, то не распоряжаются ею <26>.

    --------------------------------

    <26> См.: Иорданов А.С. Совершенствование  земельного законодательства (проблемы земельной реформы на муниципальном уровне). Материалы семинара-совещания. 20 - 21 апреля 2005 г. М., 2005. С. 87. 

    Сельскохозяйственные  земли должны оставаться в сельском хозяйстве, нельзя их незаконно изымать  из аграрного сектора экономики, они должны стать полноценным объектом рынка земли, непременно при строжайшем соблюдении принципа целевого использования земель сельскохозяйственного назначения и надлежащей реализации контрольных и исполнительно-распорядительных функций государственного управления в сфере рационального использования и охраны земельных ресурсов.

    Таким образом, скорейшее принятие основных земельных законодательных актов  по вопросам совершенствования системы  процесса управления земельными ресурсами  будет способствовать достаточному правовому обеспечению земельной реформы в Российской Федерации.

    Современный этап развития земельно-имущественных  отношений характеризуется тем, что они лежат в правовой, социальной, экономической и политической категориях отношений, определяющих уникальные свойства земли как объекта социально-политического, экономического и территориально-природного характера.

    Исходя  из уникальности земельно-имущественного комплекса в российском законодательстве, земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с  землей, являются определяющими понятиями. Это законодательное закрепление приоритета земли позволяет выделить новую систему государственного управления (регулирования) земельными ресурсами на основе обеспечения соблюдения права собственности и экономической самостоятельности землепользования. Применение современных эффективных форм хозяйствования, базирующихся на административно-рыночных механизмах регулирования земельно-имущественных отношений, позволяет решить следующие задачи:

    - рациональное и эффективное использование и охрана земли как территориально-базисного, социально-экономического и природно-хозяйственного объекта;

    - создание эффективной системы  социально-правовых и финансово-управленческих  начал для развития всех форм  собственности;

    - создание действенного механизма экономико-правовой ответственности землепользователей за причинение ущерба другим собственникам, окружающей среде и экологической безопасности государства;

    - совершенствование правового механизма  по наделению субъектов РФ  и местных органов самоуправления полномочиями по регулированию комплекса земельно-имущественных отношений в регионах, городах и поселениях.

    Решение предложенных задач надлежащим образом  обеспечит реализацию действенного механизма государственного и муниципального управления земельными ресурсами как в регионах, так в городах и иных населенных пунктах. 
 

Информация о работе Концептуальные проблемы развития земельного законодательства в сфере правового института управления