Источники земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:09, практическая работа

Описание

В системе социальных правил (моральных, религиозных, технических) и норм право выделяется общеобязательным, письменным, категорическим характером, влекущим негативные последствия, санкции за несоблюдение и неисполнение (т.е. наказание) либо - за добросовестное исполнение -стимулирующие, поощрительные воздействия. Данная особенность правовых предписаний обусловливается априорной компетентностью,

Содержание

Теоретическая часть:
1.Понятие источников земельного права………………………………...3
2. Система источников земельного права………………………………...4
3.Конституционные основы земельного права…………………….…….5
4.Федеральные законы в системе источников земельного права……….9
5.Иные источники земельного права……………………………….……20
Практическая часть:
Задача 1……………………………………………………………….……24
Библиографический список………………………………

Работа состоит из  1 файл

контрольная земельное право.docx

— 61.49 Кб (Скачать документ)

Помимо специальных федеральных  законов, регулирующих исключительно или в основном земельные отношения, в настоящее время действуют федеральные законы, которые являются общими источниками земельного права.

К ним, например, относится Федеральный закон от 21.07.97 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», определяющий порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, а также ограничений (обременений), то есть установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитут, ипотека и др.).

Общим источником земельного права является и действующий Налоговый кодекс РФ. В соответствии с Федеральным законом от 29.11.04 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации», часть вторая Налогового кодекса РФ от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ дополнена разделом X «Местные налоги» и Главой 31. «Земельный налог», содержащей нормы, регулирующие отношения по поводу платы за землю.

Среди источников земельного права особое значение имеет действующий Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ). В гл. 17 части I Гражданского кодекса РФ от 30.11.94 г. № 51-ФЗ закреплены общие положения, касающиеся режима земельных участков как объектов права собственности, недвижимого имущества и предмета совершения сделок с ними, а также иных вещных прав на землю. ГК РФ предусматривает также принципиальные положения относительно регулирования различных сделок, в том числе с земельными участками.

Наиболее важное значение для регулирования земельных отношений имеют следующие положения ГК РФ:

  1. признание земельных участков недвижимым имуществом (ст. 130);
  2. обязательность государственной регистрации права собственности, иных вещных прав на землю, а также сделок с ней (ст. 131);
  3. определение объекта права частной собственности на землю (ст. 261);
  4. закрепление принципа целевого использования земель (ст. 260);
  5. закрепление права граждан на осуществление общего пользования землей, т.е. без каких-либо разрешений (ст. 262);
  6. закрепление права на застройку земельного участка (ст. 263);
  7. определение содержания правомочий собственников земельных участков по владению, пользованию и распоряжению ими (ст. 260);
  8. закрепление вещных прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков (ст. 216);
  9. определение правил установления права ограниченного пользования чужим  земельным  участком  -  сервитута (ст. 279-282);
  10. регулирование   вопросов   изъятия   частных   земельных участков для государственных и муниципальных нужд (ст. 279-282 ГК).

Отдельно следует остановиться на роли природоохранных и природоресурсных федеральных законодательных актов в регулировании земельных отношений. Строго говоря, источники земельного права одновременно выступают источниками природоресурсного права (поскольку земля является важнейшим природным ресурсом) и являются частью экологического законодательства.  Использование природных ресурсов и обеспечение охраны окружающей среды тесно связаны с регулированием земельных отношений. В связи с этим законодательные акты, регулирующие указанные вопросы, содержат большое число земельно-правовых норм и, соответственно, являются источниками земельного права1.

К числу таких актов  относится, например, Лесной кодекс РФ (далее - ЛК РФ) от 04.12.2006 г. № 22-ФЗ, введенный в действие с 01.01.2007 г., в котором урегулированы вопросы использования и охраны земель лесного фонда. В ст. 5 ЛК РФ дано понятие леса как экологической системы или природного ресурса. Статья 8 ЛК РФ устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Деление лесов по целевому назначению на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса предусмотрено ст. 10 ЛК РФ. Глава 2 Лесного кодекса посвящена использования лесов, а глава 3 - их охране и защите.

Ряд земельно-правовых норм содержится в Законе РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах», Водном кодексе РФ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ, Федеральном законе от 24.04.95 г. № 52-ФЗ «О животном мире»  и ряде других природоресурсных законов.

Источником земельного права  выступает и Федеральный закон от 10.01.02 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», являющийся головным законодательным актом природоохранного (экологического) законодательства. Многие положения этого Закона в той или иной степени имеют значение с точки зрения правовой охраны земель. В целом содержание данного Закона прямо направлено на обеспечение сохранности земли как природного объекта и природного ресурса. Например, ст. 4 Закона прямо относит земли и почвы к числу объектов охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Важную роль в регулировании  отношений по охране земель играет Федеральный закон от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения». В частности, в нем содержатся санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений (ст. 12), санитарно-эпидемиологические требования к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок, т.е. нормы, непосредственно касающиеся использования земель (ст. 21).

Следует отметить также Федеральный закон от 19.07.97 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», который детально регулирует порядок применения пестицидов и агрохимикатов в сельском хозяйстве.

Земельно-правовые нормы  содержатся и в других законодательных актах РФ.

5.ИНЫЕ ИСТОЧНИКИ  ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

К источникам земельного права  начинают относиться общие принципы права, нормативные договоры и некоторые  обладающие юридической силой обычаи. Признание этих феноменов источниками  права является для России делом  сравнительно новым и поэтому  заслуживает отдельного рассмотрения, хотя на практике еще не приобрело  того значения, которое им придает  в праве и которое они имеют в ряде других стран. Отправные, исходные начала правовой системы становятся источником права, если такая их роль закрепляется в законодательном порядке. Например, в ст. 38 Статута Международного суда предусматривается: «…суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет… общие принципы права, признанные цивилизованными нациями».

В ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. 
 Большинство юристов считает, что к таким принципам относятся, например, такие положения, как «специальный закон отменяет действие общего закона» (к примеру, Закон «О сельскохозяйственной кооперации» заменяет нормы Закона «О кооперации») или «позднейшим законом отменяется более ранний» (даже если это и не указано в становлении о его введении в действие).

Однако общие принципы права постепенно занимают свою нишу в российском праве. Согласно ст. 6 Гражданского кодекса РФ при невозможности использования аналогии закона, то есть применения законодательства, регулирующего сходные отношения, можно определять права и обязанности сторон исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости. Правда, судебная практика постоянно сталкивается с трудностями различного понимания и толкования этих понятий различными лицами и инстанциями, что обусловливается недостаточными правовыми и моральными традициями. 
 Соглашения между различными субъектами права могут содержать правовые нормы: не только устанавливать права и обязанности сторон, но и устанавливать общие правила поведения, которым должны в будущем подчиняться все участники предусмотренных в них общественных отношений. Примерами таких нормативных договоров в земельном праве являются договоры об общих и специальных земельных сервитутах. 
 В условиях федеративного устройства государства приобретают значение соглашения между государственными органами Федерации и ее субъектов. К настоящему времени такие соглашения заключены между центром и рядом субъектов Федерации и во всех присутствуют нормы по вопросам земельных отношений, и это неудивительно, так как Конституцией РФ эти вопросы отнесены к совместному ведению РФ  и ее субъектов. 
 Однако такие соглашения носят порой довольно общий характер, так как и наукой, и практикой до конца не определены принципы и границы «совместной компетенции»: здесь предстоит накопление опыта и выработка цивилизованных отношений. По соглашениям Правительство РФ вправе передавать исполнительным органам субъектов РФ осуществление части своих полномочий, и, наоборот – на основании соглашений возможно и обратное перераспределение функций исполнительных органов. 
 К иным договорам относятся примерные или типовые договоры, разрабатываемые и утверждаемые уполномоченными на то органами. Настоящее время их правовая сила подвергается обсуждению, а поле действия – сокращению, поскольку гражданским законодательством провозглашена свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав (ст. 1 Гражданского кодекса РФ)[5]. 
 Видом нормативного договора является международный договор, предусмотренный в ст. 15 Конституции РФ. В ней также говорится, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. 
 Однако реализации такого конституционного положения еще предстоит долгая дорога, так как до сих пор административная и судебная практика предполагает имплементацию, то есть включение норм международного договора РФ в российское законодательство. По этому пути идет и правотворчество РФ: после подписания и ратификации международных договоров РФ составляется и реализуется план принятия российских правовых актов для обеспечения действия договоров, включения их требований в российское законодательство. 
 Правило поведения, сложившееся в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного, считается правовым обычаем. В земельном праве правовой обычай занимает наибольшее место по сравнению с другими отраслями права, что можно объяснить наибольшей длительностью, актуальностью и во многом неурегулированностью земельных общественных отношений. 
 Обычай был основным источником права на ранних ступенях развития общества. Многие последующие источники права представляли из себя систематизированные записи наиболее важных и оправдавших себя обычаев: такова, например, Русская Правда. 
 Обычай делового оборота предусматривается в ст. 5 Гражданского кодекса РФ: им признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычай, противоречащий положениям законодательства или договора, не применяется. 
 Примером включенного в земельное право обычай можно считать правило раздела земельного участка между собственниками расположенного на нем строения не только пропорционально долям права собственности на строение, но и согласно сложившемуся порядку пользования участком, оправдавшему себя обычаю. Нередко включаются сформировавшиеся и устоявшиеся правила пользования землей в договоры сервитутов, в распределение конкретных земельных долей при акционировании крестьянских коллективных хозяйств, при выделении из них отдельных членов.

[5] Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. Изд-во Проспект. М., 2007. С. 39.

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ:

Задача 1

Гражданин Рублев обратился  с иском к агрофирме «Русь» о выделении из ее состава земель земельного участка для организации  на нем крестьянского (фермерского) хозяйства. В обосновании своих  требований он указал, что являлся  членом колхоза «Заветы Ильича»  до 1999 года-впоследствии реорганизованного  в агрофирму «Русь». Преобразование (реорганизация) колхоза, являвшегося специализированным хозяйством по выращиванию телок в составе агропромышленного комбината, проходило в 2 этапа: в 1992 году колхоз был преобразован в ассоциацию крестьянских хозяйств под тем же названием и того же профиля в составе комбината, а в 1999 году все структурные подразделения, в том числе и колхоз «Заветы Ильича» были преобразованы в агрофирму «Русь» с сохранением своей специализации.

Имеет ли Рублев право на земельный участок?

Определите объем прав на земельные участки бывших работников колхоза и других сельскохозяйственных предприятий.

Решение:

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» – Совхозы и колхозы обязаны до 1 января 1993 г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», и другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке. В соответствии с п. 3,4,9 данного постановления – «Для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создаются комиссии. Районным и внутрихозяйственным комиссиям провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность. Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства. Размер земельного пая устанавливается в натуральном или стоимостном выражении. При среднем качестве земли земельный пай в натуральном выражении не должен превышать утвержденной в районе предельной нормы бесплатной передачи земли в собственность. Размер имущественного пая устанавливается в зависимости от трудового вклада. Допускается объединение земельного и имущественного паев в единый пай с указанием его стоимости и выдачей акций или иных свидетельств собственности. Акции и другие свидетельства собственности на стоимость невостребованных паев передаются сельскому (поселковому) Совету народных депутатов». Из выше изложенного следует, что реорганизацию колхозов, осуществляют внутрихозяйственные комиссии, обязательная реорганизация колхоза проводиться до 1 января 1993. В данном случае, реорганизация колхоза «Заветы Ильича» была проведена в 1992 г. в форме преобразования в ассоциацию фермерских хозяйств. При реорганизации колхоза, работники колхоза имеют право на бесплатное получение земельного и имущественного пая. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от от 04.09.92 N 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» - «Трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации. С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по средне районной норме. К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. N 213. В них включаются: работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях; лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий). Кроме того, в списки включаются временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 г.» В соответствии со ст. 11 данного постановления – «Размер индивидуальной земельной доли (пая) устанавливается независимо от трудового вклада и стажа работы и определяется в натуральной и стоимостном выражении. При этом стоимость земли оценивается в размере 50-кратного налога на землю». Из выше изложенного следует, что Рублёв являясь работником колхоза «Заветы Ильича» на момент его реорганизации, имел право на получение земельного пая, независимо от стажа работы и трудового вклада и должен был быть включён в списки лиц, имеющих право на бесплатное получение земельной доли.

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативные акты:

1. Конституция РФ, принята 12 декабря 1993 г. // Справочная правовая система «Консультант плюс»

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья)// Справочная правовая система «Консультант плюс»

5. Земельный кодекс  Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 17 апреля 2006 г.) // Справочная правовая система «Консультант плюс»

6. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (ред. от 17 апреля 2006 г.) // Справочная правовая система «Консультант плюс»

7. Водный кодекс  Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ (ред. от 31 декабря 2005 г.) // Справочная правовая система «Консультант плюс»

9. Лесной кодекс  Российской Федерации: Новая редакция (вступил в силу с 1 января 2007 года) // Справочная правовая система «Консультант плюс»– 79 с.

10.Федеральный закон от 11.06.03 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Справочная правовая система «Консультант плюс»

11.Федеральным законом от 10.01.96 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» // Справочная правовая система «Консультант плюс»

12.Федеральный закон от 16.07.98 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» // Справочная правовая система «Консультант плюс»

13.Федеральный закон от 15.04.98 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» // Справочная правовая система «Консультант плюс»

14.Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.04 г. № 190-ФЗ// Справочная правовая система «Консультант плюс»

15.Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» // Справочная правовая система «Консультант плюс»

16.Федеральный закон от 18.06.01 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» // Справочная правовая система «Консультант плюс»

17.Федеральный закон от 07.05.01 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант плюс»

18.Федеральным законом от 24.07.02 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Справочная правовая система «Консультант плюс»

19.Федеральным законом от 07.07.03 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» // Справочная правовая система «Консультант плюс»

20.Федеральный закон от 21.12.04 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» // Справочная правовая система «Консультант плюс»

Информация о работе Источники земельного права