Предмет, система и источники земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:11, контрольная работа

Описание

Своей целью земельное право ставит конструирование такой модели поведения людей, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель и будут удовлетворяться экономические и неэкономические потребности с учетом сохранения земель как части единой экосистемы Земли и условия дальнейшего развития общества.
Методы регулирования земельных отношений:
Метод правового регулирования земельных отношений с учетом природного происхождения земли и ее общечеловеческой значимости.

Содержание

Предмет, система и источники земельного права.
Основания возникновения и прекращения прав на землю.
Задача.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

зем пр.docx

— 25.45 Кб (Скачать документ)

 

План:

  1. Предмет, система и источники земельного права.
  2. Основания возникновения и прекращения прав на землю.
  3. Задача.

      Список использованной литературы.

 

    1. Предмет, система и источники земельного права.

Земельное право — самостоятельное  направление правового регулирования, которое сформировалось в связи  с выделением интересов по справедливому  распределению земель между субъектами права, рациональному использованию  и охране земель в процессе общественного  развития в самостоятельную категорию. Своей целью земельное право  ставит конструирование такой модели поведения людей, при которой  будет поддерживаться эффективное использование земель и будут удовлетворяться экономические и неэкономические потребности с учетом сохранения земель как части единой экосистемы Земли и условия дальнейшего развития общества.

Методы регулирования  земельных отношений:

Метод правового регулирования  земельных отношений с учетом природного происхождения земли  и ее общечеловеческой значимости.

Метод договорного регулирования  земельных отношений.

Метод обязательности государственного контроля и надзора за охраной  и рациональным использованием земель.

Система земельного права. Под  системой земельного права понимается совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических  норм, регулирующих однородные земельные  отношения, обладающие известным единством.

По распространенному  правилу в теории права институты  земельного права объединяются в  общую и особенную части.

Институты общей части  содержат нормы, имеющие общее для  всей отрасли значение.

Критерием выделения институтов особенной части признается принадлежность земельного участка к той или  иной категории земель.

Институты, содержащие отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все  либо большинство регулируемых земельным  правом отношений, составляют в своей  совокупности общую часть земельного права.

Особенная часть земельного права имеет конкретизирующую функцию. В ней группируются правовые институты, определяющие правовой режим отдельных  категорий земель.

Источники права представляют собой форму закрепления общеобязательных правовых норм. Первичным элементом  законодательства является нормативный  правовой акт, который представляет собой документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой  норм. К ним относятся Конституция  Российской Федерации, федеральные  законы (законы), кодексы, Указы Президента РФ, постановления Правительства  Российской Федерации, ведомственные  нормативные акты, Конституции, уставы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные постановления  и решения местных органов  самоуправления.

Во-первых, для понимания  структуры законодательства необходимо учитывать ранжирование нормативных  актов по двум пересекающимся линиям. По одной — законодательство подразделяется на отрасли по критерию предмета правового  регулирования: конституционное, гражданское, административное, трудовое, жилищное и т.д. Здесь же выделяется и земельное  законодательство. По другой — законодательство делится на уровни, т.е. имеется законодательство федеральное, субъектов Федерации  и нормативные акты местных властей. Состав отраслей законодательства на каждом уровне частично определен Конституцией РФ, которая в ст. ст. 71 и 72 устанавливает  соответственно исчерпывающий перечень предметов ведения Российской Федерации  и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Одновременно в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции РФ вне  пределов исключительного ведения  РФ и совместного ведения РФ и  Субъектов РФ, субъекты РФ имеют  право развивать собственное  законодательство, которое может  формировать дополнительны отрасли. В соответствии с Конституцией РФ земельное законодательство относится к совместному ведению, что означает право государственных органов Федерации и субъектов РФ принимать нормативные правовые акты по земельным вопросам. Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения также в соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания РФ проходят процедуру согласования с субъектами РФ.

Во-вторых, распространена классификация  нормативных актов по юридической  силе на законы и подзаконные акты.

Таким образом, основную группу источников земельного права образует законодательство, представленное нормативными правовыми актами, принятыми на всех уровнях государственной власти, а также местными органами самоуправления, регулирующими земельные отношения.

Несмотря на такую кажущуюся  ясность, выявление источников земельного права остается довольно сложной  задачей. Это в первую очередь  связано с определением соотношения  системы права и системы законодательства.

Источниками земельного права  являются как земельное законодательство, объединяющее нормативные правовые акты, регулирующие отношения по использованию  и охране земель (ст. 3 ЗК), так и  нормативные правовые акты, образующие другие отрасли законодательства, но регулирующие в отдельных своих  положениях земельные отношения  наряду с другими общественными  отношениями.

Соответственно в части  положений, регулирующих общественные отношения, объектом которых выступает  земля, земельные участки, их части, земельные доли или права на землю, они также являются источниками  земельного права, но остаются в системе  своих самостоятельных отраслей законодательства.

Вторую группу источников земельного права образуют нормативные  договоры и соглашения, заключаемые  в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О принципах  и порядке разграничения предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации».

    1. Основания возникновения и прекращения прав на землю.

Возникновению, изменению  и прекращению земельных правоотношений предшествуют юридические факты – события или действия

(бездействия), с которыми  право связывает определенные юридические последствия. Эти юридические факты называются основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений. Общим основанием возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются наличие правовой нормы и действия граждан, совершаемые по собственном волевому изъявлению в соответствии с данной нормой. В большинстве случаев, возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений требует соблюдения дополнительных условий. Одним из которых является необходимость получения заинтересованными субъектами специальных документов, издаваемых госорганами и, по сути, удостоверяющими право на совершение определенного рода действий, связанных с землями. Земельным законодательством предусматриваются и условия, при которых происходит изменение земельных правоотношений, основанием для этого являются решения соответствующих государственных

органов.

Земельные правоотношения прекращаются при наличии различных случаев и условий, предусмотренных законодательством.

В обобщенном виде в число  оснований прекращения прав на земельные участки входят добровольный отказ от земельного участка, отчуждение собственником своего земельного участка, использование земли не по целевому назначению, истечение срока пользования, ликвидация юридического лица, смерть гражданина-землепользователя, нерациональное использование земель, использование земель способами, приводящими к ухудшению их состояния, неуплата земельного налога, изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд, изъятие земельных участков из земель с\х назначения в государственную или муниципальную собственность в порядке обязательного отчуждения, прекращение трудовых отношений, когда субъектом является служебный земельный надел и некоторые другие.

 

Задача. Водитель, нарушив  правила дорожного движения, опрокинул  автомобиль с мазутом, загрязнив  придорожную пашню. К какому виду ответственности будет привлечен  данный водитель? Будет ли взыскан  с него ущерб? Обоснуйте ваш ответ.

Ответ. Водитель привлекается к материальной ответственности и административной ответственности за нарушение правила дорожного движения.  Водитель  возмещает ущерб, возникший от пролитого мазута и расходы по очистке загрязненной земли (ст. 135,119 КЗоТ).

Список используемой литературы:

 

 

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Земельный кодекс Российской Федерации
  3. Лесной кодекс Российской Федерации
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации
  6. Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005г. №11 О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства// Вестник ВАС РФ – 2005 - №5.
  7. Карлова Н. В. Возникновение, изменение и прекращение прав на землю – М, 2004.
  8. Тихомиров, М.Ю. Права на землю в РФ – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2008.
  9. Ерофеев, Б.В. Земельное право России М.:- Юрайт – Издат, 2004.
  10. Жариков, Ю.Г. Земельное право России — М.: КноРус, 2008.
  11. Веденин, Н.Н. Земельное право в вопросах и ответах  -  М.: Юрайтъ, 2007.

Информация о работе Предмет, система и источники земельного права