Понятие и предмет земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:34, контрольная работа

Описание

Областной комитет по природным ресурсам обратился в Арбитражный суд с иском к фермеру С., в котором просил: а) признать действия фермера по ликвидации деревьев на земельном участке противоправными, ибо их отсутствие ухудшает состояние окружающей природной среды на соседних земельных участках; б) возместить ущерб, вызванный загрязнением водоема, находящемся на фермерском участке.

Работа состоит из  1 файл

земельное право.doc

— 65.50 Кб (Скачать документ)


 

 

Министерство образования  Российской Федерации

 

Государственное образовательное учреждение

«Оренбургский государственный  университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

 

 

 

                               по дисциплине: Земельное  право

 

                              

   

 

 

 

                                           выполнил: студент ФДОТ

                             группы Д1 Юр (у)

                       Бобылева Н.А.

                Проверил:

 

 

 

 

Оренбург 2013

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  1. Понятие и предмет земельного права. Изменения предмета земельного права на современном этапе.
  2. Решите задачу:

 

Областной комитет по природным ресурсам обратился в  Арбитражный суд с иском к  фермеру С., в котором просил: а) признать действия  фермера по ликвидации деревьев на земельном участке противоправными, ибо их отсутствие ухудшает состояние окружающей  природной среды на соседних земельных участках; б) возместить ущерб, вызванный загрязнением водоема, находящемся на фермерском участке.

Фермер иск не признал, заявив, что деревья, произрастающие на земельном участке и водоем находятся в его частной собственности, и он вправе по своему усмотрению распоряжаться этой недвижимостью.

 

Какие права  и обязанности имеет собственник  земельного участка?

Какие правомочия имеет собственник земельного участка на природные ресурсы, находящиеся на земельном участке?

Какое решение  должен принять суд?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и предмет земельного права. Изменения предмета земельного права на современном этапе.

 

         Земельное право — отрасль права (совокупность норм и исследовательная правоведческая дисциплина), регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности и иных вещных прав на землю, а также её межевания, особенностей гражданского оборота земли, ограничения по пользованию землей как уникальным природным объектом, а также деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования земли и ее охраны.

С возвращением земли  в гражданский оборот земельное  право стало составной отраслью, включающей в себя как гражданско-правовые вопросы частного оборота земель и их перехода из публичного обладания в частные руки (смежно с гражданским, а также, в части полномочий публичного собственника, с административным правом), так и публично-правовые вопросы, прежде всего, об укреплении прав на землю и о публично-правовом вмешательстве в оборот земель, об их использовании по целевому назначению, об охране земель как природного объекта (смежно с природоохранным законодательством). Много в земельном законодательстве и универсальных норм технического характера, которые применимы как в частно - правовых, так и в публично-правовых целях.

Система и структура — архитектурно-конструктивные основы, земельного права. Система относится к предметной характеристике земельного права и, по сути, отражает систему регулируемой этим правом общественных отношений.

Земельные отношения — предмет  земельного права. Они представляют собой юридически значимые связи, взаимозависимое  между субъектами права, возникающие  в процессе их взаимодействия и касающиеся использования земель, приобретения прав земельные участки, распоряжения землями, охраны земель, государственного управления в области использования и охраны земель. Другими словами, везде, где отношения между субъектами права складываются по поводу земель, земельных участков, независимо от того, какими нормативными актами регулируются эти отношения, следует говорить о возникновении земельных отношений.

Структура отражает вертикальное построение права. Каждая отрасль (подотрасль) права, будучи элементом в системе национального права, обладает внутренней структурой. Земельному праву присуща сложная внутренняя структура.

Основной структурной единицей земельного права является правовая норма, или принятое в установленном  порядке и обязательное для соблюдения правило поведения соответствующих субъектов по отношению к земле. Совокупности правовых норм объединяются и образуют правовые институты по признаку однородности регулируемых общественных отношений. Однородны, к примеру, отношения землепользования. Соответственно нормы права, устанавливающие виды землепользования, субъектов и объектов землепользования, права и обязанности землепользователей, основания возникновения, изменения и прекращения прав землепользования, образуют институт права землепользования.

Выделение институтов земельного права  — процесс динамичный. Изменения в земельной политике, появление новых видов юридических прав на землю, реформы государственного управления создают условия для появления новых институтов, исчезновения старых. Динамичность структуры земельного права можно наблюдать в настоящее время, когда исчез институт исключительной государственной собственности, появились институт частной собственности, институт аренды.

По распространенному правилу  в теории права институты земельного права объединяются в общую и особенную части. Институты общей части содержат нормы, имеющие общее для всей отрасли значение. К таковым можно отнести институт собственности на землю, институт землепользования, институт государственного управления, институт правовой охраны земель, институт юридической ответственности. Критерием выделения институтов особенной части признается принадлежность земельного участка к той или иной категории земель. Соответственно к ним относятся институты земель сельскохозяйственного назначения, поселений, земель промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, водного и лесного фондов, земель запаса. Каждый из этих институтов объединяет нормы, устанавливающие правовой режим соответствующей категории земель.

Несмотря на такую определенность, институты земельного права не обладают единством и полной автономией, границы  между ними подвижны, а нередко  и условны. Примером может служить  соотношение между институтом правовой охраны земель, институтом землепользования, институтом собственности. Охрана земель обеспечивается не только мерами рекультивации, мелиорацими, иными восстановительными и профилактическими мерами, но и недопущением загрязнения земель в процессе землепользования, в том числе путем нормирования применения удобрений, рациональной организации территории, обеспечением задач по охране земель в процессе совершения сделок с землей, приватизации земель, реализации правомочий собственности. Установить жесткую границу между институтами землепользования, собственности и правовой охраны земель фактически невозможно, и проводимая граница будет лишь условной.

Что же касается изменения  предмета земельного права, то в условиях перехода России к рыночным отношениям, вместе с изменениями общественных отношений между людьми, менялось и право, регулирующее их. Изменению подверглись все сферы общественной жизни, все отрасли и сферы, которые регулирует право. Не осталась и в стороне такая важная отрасль юридической науки, как земельное право, регулирующее общественные отношения (земельные отношения) в сфере купли, продажи, предоставлении и охране земли и земельных ресурсов. 
 Действующим российским законодательством и прежде всего Земельным Кодексом Российской Федерации от 2001г. определено значение земельных ресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о  земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю (пункт 1 статьи 1 ЗК РФ) 
2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;  
3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать, воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5) единство судьбы  земельных участков и прочно  связанных с ними объектов, согласно  которому все прочно связанные  с земельными участками объекты  следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных  федеральными законами;  
6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;  
7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;  
8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;  
9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;  
10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;  
11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.  
 При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.  
 Интерес к земельному праву как к отрасли права обусловлен важностью земельного права на современном этапе развития российской экономики и сельского хозяйства. Также велика роль земельного права в отношениях между собственниками земли, земельных, садовых участков, фермерских хозяйств и др. Таким образом земля – объект собственности, доля которой в современной России стремительно возрастает. 

           2. Задача:

Областной комитет по природным ресурсам обратился в Арбитражный суд с иском к фермеру С., в котором просил: а) признать действия  фермера по ликвидации деревьев на земельном участке противоправными, ибо их отсутствие ухудшает состояние окружающей  природной среды на соседних земельных участках; б) возместить ущерб, вызванный загрязнением водоема, находящемся на фермерском участке.

Фермер иск не признал, заявив, что деревья, произрастающие на земельном участке и водоем находятся в его частной собственности, и он вправе по своему усмотрению распоряжаться этой недвижимостью.

 

Какие права  и обязанности имеет собственник  земельного участка?

Какие правомочия имеет собственник земельного участка  на природные ресурсы, находящиеся  на земельном участке?

Какое решение должен принять суд?

 

           Решение:

    Данный спор довольно часто встречается в судебной практике.

Согласно ст. 40 Главы IV Земельного Кодекса РФ:

 
     1. Собственник земельного участка имеет право:  
     1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации; 
     2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; 
      3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями; 
     4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

 
     2. Собственник  земельного участка имеет право собственности на:

 
     1) посевы и посадки сельскохозяйственных  культур, полученную сельскохозяйственную  продукцию и доходы от ее  реализации, за исключением случаев,  если он передает земельный  участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование; 
     2) расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом Российской Федерации.

Информация о работе Понятие и предмет земельного права