Иные, кроме права собственности, виды прав на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:34, лекция

Описание

Особо надо сказать о «землевладении» - титуле, введенном новым земельным законодательством с тем, чтобы гарантировать гражданам пожизненное наследуемое владение. Ныне этот титул не имеет прежнего значения, поскольку есть возможность получить (приобрести) земельный участок в частную собственность. Граждане, ранее получившие земельные участки во владение, могут по желанию переоформить его на право частной собственности или аренды.

Работа состоит из  1 файл

Тема 3.doc

— 339.00 Кб (Скачать документ)

Условия и порядок выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, определяются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

         Плата за землю и оценка земельных участков. Правовые основы платы за землю.

 

1. Использование земли  в Российской Федерации согласно  со ст.65 ЗК РФ является платным.  Формами платы за использование  земли являются земельный налог  и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера  арендной платы, условия и сроки  внесения ее за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды.

Для целей налогообложения  и в иных случаях, предусмотренных настоящим Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

2. Земельный кодекс, называя  в качестве форм платы за  использование земли земельный  налог и арендную плату, не  указывает на различия этих платежей. Между тем, правовая природа их имеет принципиальные различия. Арендная плата устанавливается договором, т.е. добровольным соглашением участников этого договора. Налог – обязательный безусловный платеж, взимаемый государством с собственников, владельцев и пользователей земли, и эти лица не вправе изменить размер такого платежа, который идет в бюджет. Льготы по налогу могут быть установлены только в законе.

3. Размер земельного  налога не зависит от результатов  хозяйственной деятельности собственников земли и землепользователей и устанавливается в виде твердых платежей за единицу земельной площади определенного качества и хозяйственной ценности в расчете на год

Критериями, определяющими  хозяйственную ценность земли, и  размер платы за нее являются:

· основное целевое назначение земли, т.е.е категория земли (из 7 названных в Кодексе), к которой отнесен земельный участок;

· природное качество земли, т.е. степень пригодности участка для удовлетворения определенных хозяйственных нужд;

· местоположение конкретного земельного участка, которое оказывает влияние на его доходность (близость к рынкам сбыта продукции, степень экологического благополучия и т.п.).

Средние ставки земельного налога по целевым категориям земель и методика их определения устанавливаются федеральным законодательством, то есть нормами Закона «О плате за землю» от 11 октября 1991 г. № 1738 (с изменениями и дополнениями). Порядок дальнейшего дифференцирования средних ставок определяется законодательством субъектов РФ с учетом региональных условий. Из этого правила сделано лишь одно исключение: ставки земельного налога за земли всех категорий в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других районах Российской Федерации, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Средние ставки земельного налога периодически корректируются в зависимости от изменения экономических условий в стране.

Плательщиками земельного налога и арендной платы являются все физические и юридические лица, которым предоставлена земля в собственность или пользование (включая аренду) на территории России.

4. Объектами обложения  земельным налогом служат конкретные  земельные участки, предоставленные  гражданам и юридическим лицам  в собственность или пользование. К ним относятся:

• сельскохозяйственные угодья, предоставленные для сельскохозяйственного  производства;

• земельные доли при  общей долевой собственности;

• земельные участки, предоставленные гражданам для  ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, животноводства и огородничества;

• земельные участки, предоставленные кооперативам граждан  для садоводства, огородничества, животноводства;

• служебные земельные  наделы;

• земельные участки, предоставленные для жилищного, дачного, гаражного строительства, предпринимательской деятельности и иных целей;

• земли промышленности, связи, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики;

• земли лесного фонда, занятые ласами эксплуатационного назначения, предоставленными для заготовки древесины;

• земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной  деятельности;

• земли лесного и  водного фонда, предоставленные  для рекреационных целей.

В облагаемую налогом площадь включается весь предоставленный в собственность или пользование земельный участок, независимо от того, чем он занят. При этом земельный налог взимается по одной ставке за всю площадь участка.

         Льготы по взиманию платы за землю.

 

1. Федеральный закон  о плате за землю и нормативные  правовые акты по применению  этого Закона (с учетом изменений  и дополнений) устанавливает льготы  по налогу. Они подразделяются  на федеральные льготы, льготы  субъектов Российской Федерации  и льготы органов местного самоуправления. По объему льгот они делятся на полные и частичные.

2. Полностью освобождаются  от уплаты земельного налога:

• заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;

• граждане и юридические  лица, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами в местах их традиционного бытования;

• научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;

• учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, детские оздоровительные учреждения, государственные органы охраны природы  и памятников истории и культуры;

• участники Великой Отечественной войны, гражданской войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников ВОВ (закон дает очень детальную расшифровку категорий граждан, указанных в настоящем подпункте);

• инвалиды 1 и 2 групп;

• граждане, подвергшиеся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или  военного назначения, а также в  результате испытаний, учений и иных работ на любых ядерных установках (здесь закон также дает очень подробную расшифровку категорий граждан, указанных в данном подпункте);

• учреждения, культуры, физической культуры и спорта, туризма  спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения;

• высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук и отраслевых академий наук;

• государственные предприятия  связи, акционерные общества связи  и иные акционерные предприятия  связи, контрольный пакет акций  которых принадлежит государству, государственные предприятия водных путей и гидросооружений, а также морского и речного транспорта, земли, занятые федеральными автодорогами общего пользования, некоторыми объектами гражданской авиации и другими объектами по особому перечню;

• земли, предоставленные  для обеспечения деятельности Министерства обороны РФ и органов государственного управления;

• санитарно-курортные  и оздоровительные учреждения, а  также учреждения отдыха;

• внутренние, железнодорожные  и пограничные войска и войска гражданской обороны;

• Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои  Социалистического Труда и полные кавалеры Орденов Славы, Трудовой Славы  и «За службу Родине в Вооруженных  Силах СССР»;

• профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования;

• земли, используемые пожарной охраной;

• государственные унитарные  предприятия и государственные  учреждения, осуществляющие эксплуатацию государственных мелиоративных  систем и отдельно расположенных  гидротехнических сооружений;

• военнослужащие и граждане, уволенные в запас по возрасту, по состоянию здоровья или в связи с сокращением численности войск;

• учреждения и органы уголовно-исполнительной системы;

• земли общего пользования  населенных пунктов (площади, улицы, переулки, дороги, набережные и т.п.);

• земли, занятые полосой  слежения вдоль Государственной  границы Российской Федерации.

Кроме того, частично освобождаются  от уплаты земельного налога граждане и юридические лица в следующих  случаях:

• предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), – на первые 10 лет пользования;

• граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, – в течение 5 лет с момента  предоставления им земельных участков.

С юридических лиц  и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими  земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с  площади, переданной в аренду (пользование).

Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта РФ.

3. Органы местного  самоуправления имеют право устанавливать  льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения от него на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

4. В случае возникновения  в течение года у плательщиков  права на льготу по земельному  налогу они освобождаются от  уплаты этого налога, начиная  с того месяца, в котором возникло  право на льготу, даже если  это право возникло и по  истечении последнего срока уплаты налога.

При утрате в течение  года права на льготу обложение налогом  производится с месяца, следующего за месяцем утраты этого права.

5. В случаях перехода  в течение года права собственности,  права пожизненного наследуемого  владения или права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками от одного плательщика к другому земельный налог исчисляется и предъявляется к уплате прежнему собственнику земли, землевладельцу, землепользователю с 1 января текущего года по месяц, в котором он утратил право на земельный участок (включая этот месяц), а новому – с месяца, следующего за месяцем возникновения права на земельный участок.

6. На земельные участки,  обслуживающие жилые дома, нежилые  строения и сооружения, перешедшие  по наследству, земельный налог уплачивается наследником с момента (времени) открытия наследства. Моментом (временем) открытия наследства считается день смерти наследодателя, а при объявлении наследодателя умершим – день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Наследникам, принявшим наследство до наступления срока налогового учета, налог исчисляется с учетом налоговых обязательств наследодателя.

          Оценка земельных участков

 

1. Рыночная стоимость  земельного участка, согласно  со ст.66 ЗК РФ, устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой  стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением рыночной стоимости). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случаях определения  рыночной стоимости земельного участка  кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах  от его рыночной стоимости.

2. В соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ за рыночную стоимость объекта оценки принимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют разумно и в своих интересах, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Платеж за объект оценки выражается в денежной форме.

Информация о работе Иные, кроме права собственности, виды прав на землю