Субъекты и объекты оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 20:23, реферат

Описание

Целью работы является рассмотрение субъектов и объектов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть задачи и компетенцию оперативно-розыскных аппаратов ОВД как субъектов ОРД;
- классифицировать субъектов ОРД ОВД;
- проанализировать основания и формы правовой и социальной защиты должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- проанализировать положения об объекта ОРД.

Содержание

Введение
1. Оперативно-розыскные аппараты ОВД как субъекты ОРД, их задачи и компетенция
2. Классификация субъектов ОРД ОВД и их компетенция
3. Объекты ОРД ОВД
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

оперативно-розыскной деятельности приме.docx

— 62.55 Кб (Скачать документ)

К уголовной ответственности могут быть привлечены:

- должностные лица: непосредственно осуществляющие ОРД — руководители и оперативники 12,

- принимающие юридически значимые решения в области ОРД — судьи (в связи с нарушением правил санкционирования ОРМ),

- прокуроры и следователи. Они могут привлекаться к уголовной ответственности за совершение ряда должностных преступлений (см., например, ст. 285 и 286 УК РФ) и некоторых иных, составы которых предусмотрены, в частности, ст. 283, 284 и 303 УК РФ;

- агенты, в частности, за заведомо ложный донос13,

иные  лица, оказывающие содействие в осуществлении  ОРД —

- специалисты, операторы связи, переводчики и др. 14;

Из данного  вопроса следует, что оперативно-розыскную  деятельность осуществляют субъекты, к которым относятся в первую очередь оперативно-розыскные органы и оперативно-розыскные подразделения, наделенные соответствующими обязанностями и определенными правами, которые несут юридическую ответственность в случае их ненадлежащего исполнения.

 

2. Классификация субъектов  оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел и их компетенция

 

Государственным органом полномочным осуществлять ОРД выступает оперативно-розыскной орган — функционирующая в соответствии с оперативно-розыскным законодательством в рамках определенного правоохранительного органа (МВД России и др.) или специальной службы России (СВР России и др.) система его оперативных подразделений и должностных лиц, включая первых руководителей, предназначенная непосредственно полностью или частично осуществлять ОРД или ее контролировать (оперативно-розыскной орган в ФЗ об ОРД назван как «орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность»).

ОРО решают определенные ФЗ об ОРД задачи исключительно  в пределах своих полномочий, установленных  соответствующими законодательными актами России15.

Законодатель  особо обратил внимание правоприменителей  на то, что в России никто, кроме  указанных в ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД  подразделений государственных  органов, не вправе осуществлять ОРД  комплексно, с применением всего  арсенала специфических средств  и методов (однако это не означает, что отдельные ОРМ не вправе осуществлять иные субъекты, которым это право  предоставлено законодателем). Кроме  того, согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ об ОРД право  на частичное осуществление ОРД  предоставлено оперативным подразделениям органа внешней разведки Минобороны России.

Законодатель  поставил специальные условия для  проведения ОРМ этими ОРО.

Во-первых, ОРМ ими проводятся только в целях  обеспечения безопасности этих органов.

Под безопасностью (как органов внешней разведки, так и всех органов, осуществляющих ОРД) понимается степень защищенности данного органа от внешних и внутренних угроз (в частности, от преступных посягательств  извне и коррупции внутри), минимальный  уровень которых позволяет этому  органу функционировать как элементу системы обеспечения безопасности России и решать возложенные на него законодателем задачи.

Обеспечение безопасности (ОРО) — это организация  и реализация системы мер различного характера с целью нейтрализации  или локализации потенциальных  или реальных угроз нормальному  функционированию государственного органа: возникающих в деятельности самого органа: обнаружение среди сотрудников отдельных коррумпированных лиц, а также лиц, замышляющих, готовящих или совершающих должностные преступления; недопущение наступления последствий возможных правонарушений сотрудников органов внешней разведки, могущих повлечь ущерб безопасности государственного органа;

Оперативно-розыскные  органы следует отличать от некоторых  других государственных и негосударственных  субъектов.

Оперативное подразделение — это  организационно-штатное звено, входящее в структуру соответствующего российского  правоохранительного органа или  спецслужбы, в функциональные обязанности  которого входит осуществление ОРД.

Оперативные подразделения отличают следующие  признаки:

- создаются  в составе правоохранительных  органов (органы внутренних дел, таможенные органы) и органов государства, обеспечивающих его безопасность, — спецслужб (ФСБ, Государственная охрана, пограничная служба, внешняя разведка);

- выполняют  задачи, предусмотренные оперативно - розыскным законодательством, адекватно  своей компетенции;

- могут  выполнять оперативно-розыскную  функцию в полном объеме либо  частично или работу оперативно-розыскного  назначения вспомогательного характера;

-используют  в своей деятельности методы, обусловленные разведывательным  характером оперативно-розыскной  деятельности.

На основании  ч. 3 ст. 13 Федерального Закона об ОРД  руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определяют в составе этих органов  перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную  деятельность, их полномочия, структуру  и основные направления работы по обеспечению деятельности оперативных  аппаратов. Как правило, эти проблемы решаются путем издания нормативных  актов, устанавливающих правовое положение  и функциональные обязанности оперативных  подразделений, их штаты, объемы решаемых задач, права и служебные обязанности  руководителей и сотрудников  подразделений и т. п.

Виды оперативных подразделений

В зависимости  от осуществления оперативно-розыскных  мероприятий различают два основных вида этих подразделений:

1) осуществляющих  оперативно – розыскную деятельность  полностью (так, в соответствии  с правовыми документами, издаваемыми  министерством внутренних дел  РФ, оперативно - розыскные мероприятия  в полном объеме, установленном  Федеральным законом об ОРД,  имеют право осуществлять оперативные  подразделения уголовного розыска  (Главк, управления, отделы, отделения); по борьбе с экономической  преступностью; по борьбе с  незаконным оборотом наркотиков; по борьбе с преступными посягательствами  на грузы ОВД на транспорте; оперативные подразделения уголовно-исполнительной  системы; подразделения по собственной  безопасности.16

2) проводящие  только часть оперативно –  розыскных мероприятий (в свою  очередь, в составе МВД России  к числу оперативных подразделений,  правомочных осуществлять ОРД  в ограниченном объеме, исходя  из задач борьбы с преступностью,  относятся: подразделения системы  Национального центра бюро Интерпола  в России (они вправе проводить  ОРМ по запросам международных  правоохранительных органов и  правоохранительных органов иностранных  государств; направлять запросы  в международные правоохранительные  органы и органы иностранных  государств на проведение мероприятий  по розыску граждан РФ, скрывающихся  за рубежом от суда и следствия,  без вести пропавших, а также  по борьбе с преступностью;  осуществлять постоянное взаимодействие  с правоохранительными органами  РФ и иностранных государств  по исполнению указанных запросов; осуществлять оперативные проверки); оперативные подразделения милиции  общественной безопасности (местной  милиции)17, компетенцией которых является организация раскрытия преступлений и розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, без вести пропавших (они вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, исключая “контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений”, “прослушивание телефонных переговоров”, “снятие информации с технических каналов связи”, “оперативное внедрение”, “контролируемую поставку”; вести дела предварительной оперативной проверки, оперативно - поисковые и розыскные дела; использовать конфиденциальное содействие граждан они вправе в минимальных объемах);

3) ряд  оперативных подразделений внутренних  дел осуществляют вспомогательную  функцию для способствования  иным оперативным подразделениям  в решении их полномасштабных  задач ОРД. Это подразделения:

• оперативно-поисковые (в их функции входит проведение отдельных оперативно-поисковых  мероприятии);

• оперативно-технические (их функции по проведению ОРМ определены в области только оперативно-технических  мероприятий);

4) Ряд  служб органов внутренних дел  создается для обеспечения проведения  различных оперативно-розыскных  мероприятий за счет своей  информационной, криминалистической, финансовой, материальной деятельности (финансово-экономические, материально-технические,  экспертно-криминалистические, технические,  информационные и иные службы).

Закономерным  является то, что как основная, так  и вспомогательные функции оперативно-розыскных  органов находят свое структурное  обеспечение в виде создания в  их составе вышеуказанных управлений, отделов, отделений, групп.

Оперативные подразделения конкретного ОРО  структурированы в соответствующие  организационно-административные единицы. Это может быть оперативно-розыскное, оперативно-поисковое, оперативно-техническое, контрразведывательное, разведывательное или информационно-аналитическое  отделение (группа), отдел, служба, управление, главное управление, а равно подразделение  собственной безопасности и др. В  различных ОРО неодинаково определены структура оперативных подразделений  и их названия, что вызвано спецификой решения конкретных задач ОРД.

Перечень  оперативных подразделений определяется нормативными правовыми актами соответствующих  ОРО, перечисленных в ст. 13 ФЗ об ОРД.

В зависимости  от полноты осуществления ОРМ  различают два основных вида этих подразделений:

осуществляющие  ОРД полностью (как правило, оперативный  состав этих оперативных подразделений  работает с агентами и др.)

проводящие  только часть ОРМ (оперативно-технические  и оперативно-поисковые). Данные оперативные  подразделения проводят ОРМ по заданиям оперативников, которые полностью осуществляют ОРД.

К субъектам  осуществляющими ОРД, помимо вышеизложенных, относятся так же должностные  лица оперативно-розыскного органа и  оперативник, который является основным лицом, непосредственно осуществляющим ОРД.

Должностное лицо — это лицо, которое постоянно, временно или по специальному полномочию реализует функции представителя власти в области непосредственного осуществления ОРД или контроля и надзора за ней.

Должностное лицо, участник ОРД, при исполнении своих служебных обязанностей является представителем власти и находится  под защитой государства, а его  деятельность носит публичный характер, так как он защищает человека, общество и государство от преступных посягательств (как непосредственно, например оперативник, так и опосредованно, в частности  судья, который дает санкцию на проведение ОРМ, ограничивающих конституционные  права граждан).

Под представителем власти в ОРД понимают человека, который наделен властными полномочиями, включая право принимать решения  и совершать действия, обязательные для физических и юридических  лиц, в том числе не находящихся  в его непосредственном или прямом подчинении.

Эти властные полномочия могут применяться как  постоянно (например, кадровым оперативникам  сотрудником уголовного розыска), так  и временно либо по специальному полномочию. Последнее означает, что лицо исполняет  определенные функции, возложенные  на него федеральным законом (например, стажеры органов милиции, и т.п.), нормативным актом, приказом или  распоряжением вышестоящего должностного лица, а равно правомочным на то государственным органом или  должностным лицом.18

Все должностные  лица, являясь участниками ОРД, обладают соответствующими правами и несут  вполне определенные обязанности, которыми они наделены для выполнения своих  функций.

Наиболее  общая классификация предусматривает их градацию на две группы: осуществляющих ОРД и контролирующих либо надзирающих за ней.

В первой группе различают должностных лиц, которые полномочны осуществлять ОРД:

а) в полной мере. Прежде всего ими являются штатные (кадровые) оперативники, которые  работают с лицами, оказывающими содействие ОРО;

б) не в  полной мере, или частично. К ним  относятся: штатные (кадровые) сотрудники оперативно-поисковых и оперативно-технических  подразделений ОРО; внештатные оперативники; следователи; должностные лица —  органы дознания; операторы связи.

Следователь — должностное лицо, на которое  уголовно-процессуальным законом возложено  производство предварительного следствия, которое проводят следователи прокуратуры, ОВД, органов ФСБ России.19

В ОРД  следователь полномочен: давать ОРО  поручения, которые могут выступать  в качестве юридического основания  для проведения ОРМ (при условии, если они даны по уголовным делам, находящимся в производстве следователя); руководить следственно-оперативной  группой (участвовать в ней); давать уголовно-правовую оценку оперативной  информации, и др.

Должностные лица — органы дознания — перечисленные  в ст. 117 УПК должностные лица, осуществляющие в предусмотренном  уголовно-процессуальным законодательством  порядке дознание, т.е. одну из двух форм предварительного расследования  уголовных дел (кроме предварительного следствия).

Оперативник — это состоящее в штате  оперативного подразделения правоохранительного  органа или специальной службы России должностное лицо, непосредственно  полностью или частично осуществляющее ОРД на основании и в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Информация о работе Субъекты и объекты оперативно-розыскной деятельности