Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:35, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в изучении следователя как субъекта уголовного процесса. Необходимо четко знать права и обязанности следователя, его полномочия. Органы, осуществляющие надзор за деятельностью следователя.
Целью представленной работы выступает комплексный анализ проблем процессуального статуса следователя, проведенный по следующим направления:
всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников процессуального статуса следователя;
рассмотрение проблем применения правовых норм, регулирующих процессуальный статус следователя.
В ходе выполнения данной работы ставятся следующие задачи:
Изучить функцию следователя, как участника уголовного процесса;
Изучить права, обязанности и полномочия следователя;
Взаимодействие следователя с другими участниками уголовного судопроизводства;
Определить роль следователя в расследовании и раскрытии преступлений.
Итак, прокурорский надзор это важная форма деятельности Прокуратуры по обеспечению законности, на предварительном следствии по уголовному делу. Процессуальная фигура прокурора присутствует в уголовном процессе, и на предварительном следствии прокурор призван осуществлять прокурорский надзор за следствием. Но прокурорский надзор не является единственным средством, призванным обеспечивать законность и обоснованность всего того, что происходит и должно происходить в рассматриваемых стадиях уголовного процесса.
Широкое признание в России получила
идея сочетания в уголовном
В последние годы с целью оперативного исправления ошибок органов следствия и защиты прав и свобод человека контроль со стороны суда распространился на досудебные стадии уголовного процесса. После того как суд в России приобрел признаки самостоятельной ветви власти, а нормы международного права провозглашены неотъемлемой частью российского законодательства, судебный контроль за деятельностью органов предварительного расследования, в отличие от прокурорского и ведомственного, начал активно совершенствоваться, приобретать все новые виды и формы. Нынешнее российское общество можно характеризовать как активно пытающееся с помощью государства и его органов утвердить новые социальные ценности, сделать приоритетными международно - правовые стандарты в области прав человека, укрепить правовые средства их защиты Наглядным примером являются ряд принятых законов, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, решения судов общей юрисдикции15. Однако свой отпечаток на законодательство и правоприменительную деятельность налагает экономическая, политическая и идеологическая ситуация, сложившаяся в стране в последние годы. Так, положения ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах о запрете вмешиваться в личную и семейную жизнь граждан, посягать на неприкосновенность их жилища, тайну корреспонденции, а также праве каждого гражданина на защиту закона от таких посягательств и вмешательств получили специфическое отражение в отечественном законодательстве и деятельности органов следствия.16 Закономерен в связи с этим тезис о том, что судебный контроль есть самостоятельное средство, точнее – система предусмотренных процессуальным законом средств, направленных на реализацию конституционных функций судебной власти, призванных в конечном итоге к недопущению незаконного и необоснованного ограничения прав личности в уголовном процессе, к ее восстановлению в этих правах либо возможной их компенсации средствами права.17
В постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации18 подчеркивается, что граждане, конституционные права которых нарушены в ходе предварительного расследования, вправе обжаловать в суд действия и решения органа дознания, следователя или прокурора. В частности, к таким решениям и действиям отнесены те, которые связаны: с задержанием, арестом, содержанием под стражей и продлением срока содержания под стражей; с отказом в возбуждении уголовного дела; с прекращением производства по делу; с обыском; с наложением ареста на имущество; с приостановлением производства по делу; с продлением срока предварительного расследования. Как видим, перечень достаточно велик. Если его еще расширить, то появится опасность, что суд станет активным субъектом предварительного расследования. Его решения о законности либо незаконности следственных действий могут негативно сказаться на самостоятельности следователя19.
Встречается мнение, что в силу объективных причин, невозможно осуществить своевременный и качественный судебный контроль на досудебных стадиях уголовного процесса20. К тому же преждевременное усиление контроля за следствием, повышение требований к его результатам без модернизации и укрепления следственного аппарата и правоохранительных органов не будут способствовать выполнению задач уголовного судопроизводства, приведут к утрате многих доказательств обвинения вследствие формального подхода к нарушениям прав граждан при их сборе. Сторонники взвешенного подхода к расширению контроля со стороны суда приводят убедительный пример того, как государство пыталось взять на себя обязанность по возмещению вреда, причиненного потерпевшему преступлением, но оказалось не готовым к реализации этой конституционной нормы (ст. 52 Конституции РФ). Поэтому ученым и практическим работникам надлежит определить разумные пределы судебного контроля на современном этапе развития общества при одновременном соблюдении судебной защиты прав и свобод граждан, а также самостоятельности органов следствия при расследовании уголовных дел.
Распространение контроля на досудебные стадии уголовного процесса - не чья-либо прихоть, а объективная необходимость. Более низкий уровень ведомственного и прокурорского контроля порождает судебные ошибки, влечет нарушение конституционных прав и интересов граждан, делает недопустимым то или иное доказательство по уголовным делам.
Действительно, вследствие осуществления контрольных функций на досудебных стадиях сужается число судей, имеющих право на рассмотрение уголовных дел после направления их в суд.
Жалобы на действия органов предварительного следствия для рассмотрения УПК должны приниматься лишь от участников уголовно - процессуальных отношений, в том числе, как указал в своем постановлении Конституционный Суд Российской Федерации21, - от юридических лиц. В гражданском порядке действия должностных лиц вправе обжаловать и лица, чьи права и интересы нарушены, если они и не являются участниками уголовного процесса.
Вопрос о подсудности
Участниками закрытого судебного заседания при решении вопроса о даче согласия на проведение оперативно - розыскных мероприятий не могут являться лица, в отношении которых они будут проводиться. Следует учитывать, что в данных правоотношениях еще нет сторон, что характерно для уголовного процесса. Проверяемое лицо не участник процесса и знать о нем не должно. Открытости, гласности и состязательности сторон в данном случае быть не может, ибо в противном случае оперативно - розыскная деятельность утратила бы смысл. В то же время при рассмотрении жалоб о нарушении прав граждан должны принимать участие не только лица, обратившиеся с такой жалобой, но и иные лица, чьи интересы могут быть затронуты принятым по жалобе решением.25
Таким образом, вопрос о расширении судебного контроля за деятельностью правоохранительных органов и эффективной защите конституционных прав и интересов человека и гражданина весьма актуален, требует к себе пристального внимания со стороны научных и практических работников. От его законодательного решения во многом зависит отношение граждан к судебной системе в целом.
Заключение
следователь уголовный процессуальный полномочие
Таким образом, законодатель в ч. 2 ст. 38 УПК РФ наделяет следователя значительными полномочиями по направлению хода расследования, производству следственных и иных процессуальных действий, которые составляют юридическую основу процессуальной самостоятельности следователя. Следователь имеет право самостоятельно выдвигать и проверять версии, планировать следственные и иные процессуальные действия, собирать, проверять и оценивать доказательства в порядке, установленном УПК. На основании этого можно дать следующую классификацию принимаемых следователем процессуальных решений по критерию процессуальной самостоятельности.
Обеспечение
процессуальной самостоятельности
следователя имеет огромное значение
при выполнении задач предварительного
следствия. Представление
Процессуальную
Cледователь обладает широким спектром полномочий при производстве предварительного следствия. Однако они не систематизированы и находятся в различных разделах и главах УПК. Поэтому, необходимо было более конкретизировать полномочия следователя, закрепить более полную и систематизированную регламентацию его прав и обязанностей как субъекта уголовно-процессуальной деятельности.
Весьма актуальным и открытым на сегодняшний день остается вопрос о расширении судебного контроля за деятельностью правоохранительных органов и эффективной защите конституционных прав и интересов человека и гражданина, решение которого определит отношение граждан к следствию и правосудию в целом.
В процессе
следствия следователь
"О полиции"
Судебная практика
1 "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ ( ред. от 01.03.2012) (с изм. и доп., вступившими в силу с 13.03.2012)”
2 Тишковец Е.И. Следователь как субъект уголовного преследования: автораф. дис. канд. юрид. наук./Е.И. Тишковец – Воронеж, 2003. – С. 17.
3 Юридический словарь /под общ. ред. Безлепкина. - 5-е изд. - М., Норма, 2007. - C. 292
4 Постановление ВС РФ «О концепции судебной реформы в РСФСР» от 24.10.1991 № 1801-1 // ВВС РФ, 1994, № 44, ст. 1435.
5 Деришев Ю.В. Органы предварительного расследования России: прошлое, настоящее, будущее...: Учебное пособие /Омск; Изд-во Юрид. ин-та МВД России, 1998. – С 49.
6 Рахунов Р. Д. Независимость судей в советском уголовном процессе. – М. 1972. – С. 18.
7 Божьев В.П. Уголовный процесс. /– СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. - В 2-х т., Т.1-2. Т. 1. – СПб. 2008. – С. 213.
8 Гаврилов Б.Я. О процессуальной самостоятельности следователя: история, реальное состояние, перспективы развития // Право и политика. –2001. –№ 2. –С. 92 – 99.
9 Постановление Пленума Верховного Суда РФ 27. 01. 1999 №1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ )» №1 от 27 января 1999г. // "Российская газета", № 252. – 2003. – 16 дек.
10 Мешков М.В. Процессуальное положение начальника следственного отдела: автореф. Дис. ... канд. юрид. наук/М.В. Мешков – М., Изд-во МГУ, 1991; С. 18
11 Влезько Д.В. Проблемы организационных функций начальника следственного отдела: автореф. Дис. ... канд. юрид. наук/ Д.В. Влезько – Краснодар, Изд-во КГПУ, 2002; С. 7.
Информация о работе Следователь и его процессуальное положение