Следователь и его процессуальное положение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:35, курсовая работа

Описание

Актуальность данной работы заключается в изучении следователя как субъекта уголовного процесса. Необходимо четко знать права и обязанности следователя, его полномочия. Органы, осуществляющие надзор за деятельностью следователя.
Целью представленной работы выступает комплексный анализ проблем процессуального статуса следователя, проведенный по следующим направления:
всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников процессуального статуса следователя;
рассмотрение проблем применения правовых норм, регулирующих процессуальный статус следователя.
В ходе выполнения данной работы ставятся следующие задачи:
Изучить функцию следователя, как участника уголовного процесса;
Изучить права, обязанности и полномочия следователя;
Взаимодействие следователя с другими участниками уголовного судопроизводства;
Определить роль следователя в расследовании и раскрытии преступлений.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по уголовному процессу.docx

— 60.86 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Происходящие в стране экономические  и социальные изменения привели  к резкому увеличению количества преступлений, техническому вооружению преступников, изощренным способам совершения преступлений. Современное состояние  преступности, ее постоянный рост и  изменение качественных характеристик, прежде всего, повышение организованности – требуют кардинальных изменений в работе правоохранительных органов, в первую очередь, в деятельности следователей. Успех борьбы с преступностью в существенной мере определяется тем, насколько быстро и полно будет раскрыто каждое преступление, изобличены и преданы суду все лица, виновные в его совершении. Правильное решение следователем вопросов, входящих в предмет доказывания по каждому уголовному делу, во многом предопределяет законность и справедливость судебного приговора. Какой бы процессуальной самостоятельностью и независимостью суд ни обладал, он выносит свою оценку, исходя из материалов уголовного дела, направляемого прокурором на его рассмотрение. Именно следователь в первую очередь определяет наличие состава и события преступления, доказывает виновность лица, привлечённого к уголовной ответственности, определяет юридическую оценку преступления, сумму причинённого материального ущерба и т.д..

Выше  перечисленные задачи решаются в  ходе предварительного следствия. Следует  подчеркнуть, что именно следователь  является лицом, осуществляющим государственно-правовую функцию расследования преступлений. Следователи учреждены специально для осуществления данной функции.

Раскрытие и расследование преступлений, изобличение  виновных, восстановление доброго имени  человека, составляют сущность работы следователя. От его умения и энергии, настойчивости и оперативности, инициативы и самоотверженности во многом зависит исход дела.

Отдельные стороны проблемы процессуального  статуса следователя неоднократно рассматривались в правовой науке.

Актуальность  данной работы заключается в изучении следователя как субъекта уголовного процесса. Необходимо четко знать  права и обязанности следователя, его полномочия. Органы, осуществляющие надзор за деятельностью следователя.

Целью представленной работы выступает  комплексный анализ проблем процессуального  статуса следователя, проведенный  по следующим направления:

  • всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников процессуального статуса следователя;
  • рассмотрение проблем применения правовых норм, регулирующих процессуальный статус следователя.

В ходе выполнения данной работы ставятся следующие задачи:

    • Изучить функцию следователя, как участника уголовного процесса;
    • Изучить права, обязанности и полномочия следователя;
    • Взаимодействие следователя с другими участниками уголовного судопроизводства;
    • Определить роль следователя в расследовании и раскрытии преступлений.

Объектом научного анализа настоящей  работы являются проблемы

процессуального статуса следователя  как теоретическая категория  и как правовое явление социальной действительности.

 

 

 

Глава 1. Следователь как  участник уголовного процесса

§1. Понятие и  процессуальное положение следователя

 

Следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное расследование  уголовных дел в форме предварительного следствия1. Этот участник уголовного судопроизводства отнесен к числу участников со стороны обвинения. Закон требует от него, чтобы он, осуществляя доказывание, устанавливал также обстоятельства, смягчающие ответственность обвиняемого, исключающие преступность и наказуемость его деяния, а также влекущие за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания, т.е. способствовал всестороннему, полному и объективному разрешению уголовного дела.

В наши дни  следователями могут быть должностные  лица, состоящие на государственной службе в Следственном комитете РФ, органах Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К их ведению отнесено расследование большинства уголовных дел о преступлениях, отличающихся, как правило, повышенной сложностью и опасностью.

Все следователи  пользуются при расследовании преступлений равными процессуальными правами  и несут одинаковые процессуальные обязанности независимо от их ведомственной принадлежности. Для решения задач, которые должны решаться в ходе предварительного расследования дел, следователям предоставлены сравнительно широкие процессуальные полномочия:

– возбуждать уголовные дела;

– принимать  их к своему производству или передавать прокурору для направления по подследственности;

– самостоятельно направлять ход расследования, принимать  решения о производстве следственных и иных процессуальных действий (кроме  случаев, когда необходимо получение  судебного решения

– давать органам дознания обязательные для  исполнения письменные поручения о  производстве отдельных следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, об исполнении постановлений и производстве иных процессуальных действий;

– осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом.2

При производстве предварительного следствия следователь  процессуально самостоятелен. он может сам направлять ход расследования, но и в том, что ему дано право при определенных в законе обстоятельствах оспаривать решения прокурора. Он вправе сделать это, если не согласен с указанием или решением прокурора: а) о привлечении лица в качестве обвиняемого; б) о квалификации преступления; в) об объеме обвинения; г) о передаче уголовного дела другому следователю.

Для решения  возложенных на него задач (раскрыть преступление, изобличить виновного, не допустить привлечения в качестве обвиняемого невиновного и др.) следователь наделен значительными  властными полномочиями:

– по собиранию  доказательств (вызов и допрос свидетелей, потерпевших и других лиц, назначение экспертизы, производство обысков, выемок, осмотров, совершение других предусмотренных законом действий);

– по принятию решений, например, о привлечении  в качестве обвиняемого, о признании  потерпевшим, об окончании предварительного следствия (как правило, следователь  составляет обвинительное заключение или прекращает уголовное дело).

Процессуальная самостоятельность  следователя – положение уголовно-процессуального  законодательства, согласно которому следователь самостоятельно принимает  все решения о направлении  следствия и производстве следственных действий (за исключением случаев, когда  законом предусмотрено получение  судебного разрешения) и несет  полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Правом вмешательства в процессуальную деятельность следователя с 2007 года обладает руководитель следственного  органа путем дачи ему письменных указаний о производстве следствия. В то же время следователю предоставлено  право отстаивать свое мнение об основных решениях, принимаемых по делу, и при этом высказывать свои возражения.3

Следователь осуществляет государственно-правовую функцию расследования преступлений. Для ее понимания, осуществления  и совершенствования важно исследование сущности принципа процессуальной самостоятельности  следователя как субъекта расследования. Следователь является основным субъектом  расследования потому, что он самостоятельно производит основное количество следственных и иных процессуальных действий.4

Уголовно-процессуальное законодательство устанавливает необходимые гарантии законности и обоснованности принимаемых  следователем процессуальных решений. К таким гарантиям относятся  закрепленные в действующих нормах принципы уголовного процесса: законности, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, презумпция невиновности, обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту, язык, на котором ведется предварительное  расследование и другие.

В юридической литературе высказаны  суждения об отнесении к основополагающим руководящим началам, имеющий нормативно-правовой характер в уголовном судопроизводстве принцип процессуальной самостоятельности  следователя. Тем самым подчеркивается определенная значимость данного принципа для дальнейшего укрепления законности и улучшения всей следственной работы.

Принцип процессуальной самостоятельности  следователя представляет реальную гарантию законности и обоснованности процессуальных решений следователя, поскольку дает ему возможность  в пределах установленной законодательством  компетенции вполне самостоятельно формулировать выводы и суждения на основе проверенных достоверных  доказательств. Презюмируется при этом, что никто лучше следователя, в чьем производстве находится дело и кто лично непосредственно вникает в сущность исследуемых обстоятельств, не может оценить доказательства в их совокупности и принять наиболее оптимальные и верные и рациональные решения по каждому возникающему правовому вопросу.

Необходимо, далее, учитывать, что  положение о процессуальной самостоятельности  следователя относится к принципам  так же, как применительно к  судебной деятельности к ним относится  независимость судей, присяжных  заседателей и подчинение их только закону; оба они выражают одинаковую сущность процессуальной деятельности ее участников – государственных  органов.

Недостаточно четкой представляется в связи с этим трактовка процессуальной самостоятельности следователя  не как принципа уголовного процесса, а лишь как условия осуществления  независимости судей и их подчинения только Конституции и федеральному закону или как положения, ограждающего внутреннее убеждение следователя.5 Несомненна, конечно, связь между указанными принципами, так же как их самостоятельное значение; термины «независимость» и «самостоятельность» могут в данном случае рассматриваться как синонимы при определении сущности процессуальной деятельности следователей и судей. Конечно, процессуальная самостоятельность и независимость следователя и независимость судей – понятия отнюдь не тождественные.6 Если следственная деятельность осуществляется под постоянным контролем руководителя следственного органа и надзором прокурора, которые вправе давать следователю обязательные письменные указания по расследуемому им делу, то судьям такого рода указания по расследуемому им делу никто давать не может. Сущность процессуальной деятельности, в основе которой лежат принципы процессуальной самостоятельности участников процесса –государственных органов неизменна, но условия их осуществления различны.

Следователь в уголовном процессе, независимо от ведомства, в котором он состоит  – это наделенный широкими полномочиями деятель российской юстиции, выполняющий  важные государственные функции  – уголовное преследование, изобличение  лиц, совершивших преступление, защиту граждан от неосновательного привлечения  к ответственности, разрешение дела по существу.7 В соответствии со ст. 38 УПК РФ, при производстве предварительного расследования следователь все решения о направлении следствия и о производстве следственных действий принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законодательством предусмотрено требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Процессуальная самостоятельность следователя обеспечивается тем, что в случае несогласия с письменным указанием руководителя следственного органа по любому возникающему в ходе расследования вопросу следователь вправе представить в установленном порядке свои возражения. Иные должностные лица, включая руководителей отделов внутренних дел, не вправе вообще вмешиваться в процессуальную деятельность следователя, давать указания по расследуемому им делу.

Нарушение принципа процессуальной самостоятельности  нередко допускаются самими следователями. Не имея собственного твердого убеждения, они безоговорочно выполняют  указания прокурора, следственных или  оперативных начальников, полагаясь  целиком на их «авторитет».8 Иные следователи настолько привыкают к опеке, что каждое сколько-нибудь ответственное решение стараются согласовать с непосредственным следственным начальником. Такая позиция следователей есть ничто иное, как обратная сторона нарушения принципа процессуальной самостоятельности следователя.

Следователь, в соответствии с принципом  процессуальной самостоятельности, должен принимать такие решения, в законности и обоснованности которых он полностью  уверен; он должен иметь по каждому  вопросу свое собственное мнение и не может действовать вопреки своему убеждению и совести. В случае принятия незаконного и необоснованного решения следователь несет за это персональную ответственность наряду с прокурором или руководителем следственного органа, давшими соответствующее указание. Вынесение процессуального решения вопреки своему убеждению должно во всех случаях рассматриваться и как нарушение норм процессуального законодательства, и как невыполнение своего служебного долга, и как беспринципность – свойство несовместимое с процессуальным и служебным положением следователя.

Информация о работе Следователь и его процессуальное положение